Ведьма
В последнее время эта гадина совершенно распоясалась, всю дверь мне чем-то изрешетила. Сначала пальцы свои жёлтые с когтями в образовавшиеся дырочки засовывала, а теперь развлекается тем, что дует в них в шахматном порядке. Выдохнет из себя зловонную ядовитую струю и давай тут же подглядывать, как я задыхаться начинаю, кашлять с соплями и царапать стены от бессилия.
Имя этой ведьмы -- Слепота. Когда я родилась, она уже была тут как тут. Но пожалела, что ли. Тень свою отбросила мне на глаза, так, чтоб я на свет не реагировала. Мама стала показывать меня разным светящимся светилам от офтальмологии, давать вместе с супом какие-то японские стимуляторы и свет дивными очертаниями сделал мир ясным и увлекательным. Процент такой ясности в официальных организациях называется «остаток зрения».
У Слепоты за прошедшие тридцать с лохматым хвостом лет было столько дел, что обо мне она, казалось, забыла.
Перебираю имена тех, за чей счёт я, время от времени, бегаю самоутверждаться.
Анна Георгиевна.
Анна Георгиевна, председатель ВОСовской* первички, очень давно живёт в кромешном мраке, но цепкий ум – между прочим закончила философский факультет МГУ – редкая память, бешеный энтузиазм и чуткость к нуждам каждого входящего-звонящего притягивает и навсегда очаровывает. Она увлекается историей, прекрасно разбирается в музыке, литературе, театре, но, кажется, самое любимое её хобби – архитектура. По средам несколько её подопечных рассаживаются за круглым столом и происходит чудо.
Анна Георгиевна бережно достаёт довольно грубый макет храма Христа Спасителя, Исакия или чего-нибудь вовсе заграничного. Переносной шедевр может быть из хрупкой керамики, дерева или пластмассы – это не важно. Важно то, с какой нежностью передаётся он из рук в руки, с каким трепетом рассказывает Анна Георгиевна о каждой арке или пилястре, как приоткрываются рты у немногочисленных слушателей, как подробно «осматривают» они руками причудливое строение, которое кто-то привёз и подарил ей. Жаль, коллекция бедновата. Почему-то у нас почти не продаются такие вещи. В других странах – больше. Я когда-нибудь добуду для вас хоть один экспонат. Обязательно! Только не болейте, Анна Георгиевна!..
Так всякий раз я даю себе слово и забываю о нём, получив то, за чем пришла.
Эй, ведьма, ты записываешь мои невыполненные обещания?
Миша.
Некоторые московские театры выделяют небольшое количество билетов для всяких убогих, в том числе, для Общества слепых. Сейчас по льготным ценам, несколько лет назад – бесплатно.
Что-что? Зачем слепому театр? Вы серьёзно спрашиваете? Затем же, зачем и всем остальным: вникать, сопереживать, отвлекаться… Слушать и ощущать для этого бывает достаточно. Но, если вы увидели в зале странную пару зрителей, один из которых всё время нашёптывает что-то другому – не спешите рычать, чтоб немедленно прекратили это безобразие, вполне возможно, что сегодня одному из слепых повезло: у него с собой оказались глаза друга, подруги, случайного соседа… Доброго соседа, дающего бесценные пояснения.
Миша был один. Мы легко разговорились перед началом спектакля, продолжили в антракте и после, по дороге к метро. Он потерял зрение после операции по удалению опухоли в головном мозге. В пятнадцать лет. Хирурги задели зрительный нерв и мальчик довольно быстро ослеп. Ухитряется работать в трёх местах, рассказывает обо всём с удовольствием, не переставая улыбаться. Белую тросточку несёт просто так, не трогая ею асфальт потому, что я его веду.
Потом он стал звонить и я, даже если было совсем некогда, болтала с ним хотя бы минут двадцать, раздуваясь от ощущения собственной нужности. Достаточно было спрашивать и слушать. И тихо офигевать от Мишиного оптимизма.
Однажды в звонках случился большой перерыв: оказывается Миша эмигрировал в Израиль! Оттуда стал звонить вдвое чаще – у него кругом были привилегии, в том числе специальные тарифы на международные звонки. Поступил в университет, стал серьёзно изучать иудаику и брать уроки игры на флейте!
-- Я через пару месяцев собираюсь в Москву, маму повидать (так и сказал, «повидать»), сестёр. Как у тебя со временем? Мы сможем встретиться?
-- Конечно! Я тебя в гости приглашаю!
Так, чтобы нам встретиться второй раз, ему надо было соскучиться по маме, сидя в Тель-Авиве.
Миша изменился. Отрастил светлый пушистый «хвост». Если б не тросточка, я б его не узнала. Впрочем, зрительная память у меня ужасная.
-- Ты возмужал и тебе идут длинные волосы.
-- Говори пожалуйста громче, я стал хуже слышать. И с ногами появились проблемы, но это ерунда! Веди…
Дома я проявляю изощрённое издевательство, положив ему в тарелку курицу с консервированным горошком в качестве гарнира. Доходит до меня только тогда, когда он растеряно тыкает вилкой мимо еды.
-- Миш, прости. Пожалуйста, очень тебя прошу, расслабься и ешь, как привык, мы помоем потом руки. Я всё хотела тебя спросить, как ты решился один уехать за тридевять земель от дома? Почему?
-- Понимаешь, -- он с облегчением кладёт вилку и пальцами нащупывает горошину – мне надоело с ними ругаться из-за ерунды. Я их очень люблю. Но так устал искать вещи, которые они не кладут на свои места! Одному гораздо проще. А в Израиле мне сразу такое пособие назначили, что я ещё им сюда деньги высылаю.— Миша лучезарно улыбается и мы ещё несколько часов беседуем, главным образом, об иудаизме.
Звонит его мама и мы решаем, что я проедусь с ним в метро до его станции, а там она его встретит.
-- Это не обязательно, я и сам могу доехать.
-- У меня там дела, давно хочу зайти в … (что-то уверенно вру), и потом, мне жалко тебя отпускать! – добиваю его кокетливым аргументом.
Сидя в вагоне метро, он вдруг дотрагивается до моей головы и спрашивает:
-- А какого цвета твои волосы?.. Они пахнут весной… Можно тебя обнять? Знаешь, я чувствую себя каким-то недомужчиной…
-- Господи, Миш, что ж мы с тобой так много времени зря потратили! – я произношу это после паузы весело и храбро, надеясь, что сейчас всё и кончится.
-- Давай вернёмся…-- Миша внезапно охрип, а я начинаю лепетать что-то про его маму, которая уже ждёт и волнуется, про ревнивого своего молодого человека и ещё сорок бочек неубедительных причин, но он сник, отлично поняв, что я его не хочу. Что меня даже не очень привлекает стать воплощением красоты. И, наконец, что у моей жалости обозначились чёткие границы.
Ты мстишь мне за Мишу?
Он прислал мне из Израиля гигантскую майку с верблюдами, таких как я в неё поместится шестеро. И больше никогда не звонил.
Костик.
Как и Анна Георгиевна, Костик в ВОСе не последний человек. Это неудивительно потому, что он – гений. Ему нравится, когда я так говорю и, вообще, ему нравятся все девушки и женщины, которых он может заподозрить в способности нескучно общаться.
Костик разработал систему группового обучения слепых персональному компьютеру и возглавляет эти курсы в масштабах страны. Из всех региональных подразделений Всероссийского общества слепых к нему поступают заявки от желающих освоить хотя бы азы компьютерной грамотности при помощи одной из озвучивающих программ.
Костик родился у незрячих родителей, унаследовав от них диагноз в полном объёме. Рос, как и многие инвалиды по зрению, в интернате. Потом была Тимирязевская академия, где сейчас, помимо работы в ВОСе, Костик преподаёт кибернетику обычным студентам. Считает, что своим образованием обязан маленькому количеству учеников в интернатском классе: всего восемь. Каждого из них спрашивали на каждом уроке. Но дело, конечно, не в этом. Не только в этом. У Костика феноменальные способности и весёлый нрав, удерживающий его на плаву в самых сложных ситуациях.
Как-то он признался, что не было момента страшней, чем выпуск из интерната. Он не представлял, как будет выживать в другом, кажущимся таким враждебном, зрячем мире. До восемнадцати лет у Костика не было ни одного, хоть сколько-нибудь видящего знакомого.
-- Скажи мне, солнце, что ты кушал, чтоб стать таким умным? – Костик только что записал мне Fine Rider и я благодарно чмокаю его в макушку.
-- Сейчас предпочитаю водчушку на природе! Кстати, наш тимирязевский турклуб через две недели устраивает большой слёт, поехали?
-- Спасибо! Но ты ж знаешь, что, если я и соберусь, то прибуду со «своим самоваром» и петь тебе только грустные песни! – Костик прекрасно играет на гитаре и неплохо поёт, -- вон, Олю позови…
-- Ты считаешь, что она… достаточно правильная? – «Правильными» девушками Костик называет тех, кто сможет выдержать, не поморщившись, обильный мат одного из тимирязевцев, которым тот не столько ругается, сколько на нём разговаривает, а также девушка должна обладать ещё парой достоинств… Короче, я оказалась неправильной, поскольку целых два раза брала с собой друга мужеского пола и сейчас, в третий раз, Костик приглашал меня, скорей, по инерции. С «правильными» ему, вообще, не очень везёт.
-- Возьми – проверишь! Да, поздравляю тебя с днём рождения сына! Как у него со зрением? – маленькому Артуру исполнился годик и до сих пор я не решалась спросить, а сейчас, вот, выпалила и жду, не дыша.
-- Сто процентов! – это самая лучшая новость из всех возможных. Потому, что жена у Костика тоже никогда ничего не видела.
Ты ещё здесь?.. Притихла, подлая.
В последнее время эта гадина совершенно распоясалась...
*ВОС - всероссийское общество слепых
Свидетельство о публикации №208090600047
Банальности писать не хочется, а все остальные настоящие слова написаны другими рецензентами до меня.
Фарби, от души благодарю вас.
Марина Столбова 13.02.2022 20:06 Заявить о нарушении
Фарби 14.02.2022 11:36 Заявить о нарушении