Спаси бог

Утро в Санкт-Петербурге - сырое, теплое, мглистое. Маленькая раздевалка поликлиники. Я словно оказалась невольницей в четырёх её стенах. Из полуподвального помещения в окошке под потолком было видно, как плыли реденькие рваные тучки. Ветка березы с пожелтевшими листочками дрожала,  раскачиваясь на ветру.
        Посетители приносили с собой в раздевалку хруст осеннего воздуха. Прохладная уличная верхняя одежда занимала места на кронштейнах.

      Отопление не подключено. А с наступлением зимы в поликлинике начали заменять батареи. Лишь стоило стоило присесть на несколько минут, как озноб пробегал по телу. Кварцевание не проводилось, воздух кишел микробами. Пришла  - Питерская осень - пора простудных заболеваний.

      - Хлоп!- Куртка оказывалась у меня в руках.
      - Хлоп!- Её забирали назад:
      Хлопок за хлопком – легкая пыль закружилась в воздухе. В лучах солнца она плясала перед глазами.
      - Чем дышу-то?!
      Кому же на ум придёт выколачивать одежду? А цены на химчистку здорово подскочили.
      
     Изо дня в день лицезреть людей, злоупотребляющих бесплатным медицинским обслуживанием. Они по полдня просиживали в очередях к специалистам, в надежде на исцеление.
      Однако, на медицину могли уповать далеко не все... Некоторым из них не смог бы помочь ни один врач. Люди сами себе заработали  болезни: за ложь, клевету, преступления... Болезнь надо выстрадать.

                *     *     *

Когда все дни похожи один на другой,- угасает радость в глазах. Через неделю я не столь учтиво, и не по первому зову срывалась с места.
      Щёлк-щёлк – расстегивали кнопки, вжиг-вжиг – взвизгивали молнии. Народ, в основном,- хмурый, молчаливый, обеспокоенный. В их лицах - что-то жёсткое, напряженное. Они словно погружались в себя и "бодались глазами". Перестройка - время голодное, прилавки - пустые, пенсии задерживали на полгода.

                *       *       *

     - Разрешите вас побеспокоить, - обратится порой вежливый мужчина.
     - Есть же улыбчивые, счастливые лица!
      Их одежду располагала рядом со столиком, она - светлая и добрая, как сами хозяева. (От способности накапливать информацию, есть одежда: добрая, злая, больная).

                *     *     *
         
       В отсутствии людей можно мечтательно поглядывать в окно, за которым моросил ленивый дождь. На подоконнике плясала капель. Плащи и куртки - мокрые!
       Один высокий и худой молодой человек с признаками гриппа вынудил меня "скрыться в засаде".
      Находясь за перегородкой из курток и плащей, во мне пропала готовность  сиюминутного обслуживания: вбегая в раздевалку и застывая на месте, они разочарованно вопрошали:
     - Странно, почему-то никого нет...
     - Самообслуживание, что ли ?!
      ... Немного выждав, с достоинством появлялась я, и они довольствовались тем, что их не заставили долго ждать. Моему "достоинству" - цена сто тысяч* Курильщица не стала бы церемониться – ушла бы на перекур! Знали бы: как тянуться по одному, вместо того, чтобы партиями заходить! (у меня бы появилось время дух перевести!) В данном случае стоит пояснить: курильщица не стала бы за такие деньги работать – на сигареты не хватило бы!
      
                *     *     *
       - Ой, забыла вешалку пришить!! Как-нибудь повесьте!
       Как-нибудь за шиворот и вешала, а на другой день захватила с собой: иглу с напёрстком, ножницы и нитки. Дома я предварительно прострочила полоску чёрной ткани. Для старушки, у которой глаза слабо видят,- для меня не составит большого труда пришить к пальто вешалку.
        Как и на всякое действие есть противодействие, - сегодня поступила вся одежда аккуратная.
        - Ага, - испугались...
               
                *       *       *

       Незаметно пролетела неделя. На новом месте я вполне освоилась, мне стало скучно и надоело быть тихой птицей без когтей. Сознание прояснилось: людей приходит много, а я - одна. Пора нападать, иначе толпа подомнёт меня под себя. Иногда я находила удовольствие в том, чтобы ставить людей в затруднительное положение - это мой скрытый бунт.
За перегородкой по слуху можно различить: скрип обуви, кашель, тихий разговор, шелест одежды. Раздевалка словно дышала. Вот - поставили что-то тяжелое на пол, а вот шаги - у перегородки, разделяющей нас, и мне приходилось покидать своё укрытие.
- А я думала, что никого нет.., - произнесла девушка.
По природе застенчивой, мне лучше не поддерживать разговоры.
         И всё-таки иногда хотелось бы ответить, к примеру так:
        - Скоро здесь за такие деньги никто работать не будет!
Или же сообщить, напуганным ценами людям:
        - Скоро раздевалка будет платная...
         Серый северный город, солнечных дней - дефицит, а люди - в серой ауре страха.

                *       *       *

В раздевалке послышались шаги: кто-то вошёл и шмыгал носом. Выглянув из-за плаща, я увидела симпатичную девушку: с помощью кружевного платочка, она пыталась справиться с сильным насморком.
        Очистив зубчик чеснока и спасительно вдохнув фитонциды, я натерла чесноком лацканы белого халата, в котором работала (профилактическая мера: провела местную дезинфекцию.
        Все выходные лечилась: пила солодку и закапывала нос. Насморк утих, а кашель значительно смягчился.
        Прихожу на работу здоровая, ухожу - больная. Простуженные атаковали! Хорошо бы находиться от них за пластиковой стенкой или защитным противовирусным шлемом.
                *       *       * 

        Вновь сдают одежду без вешалок. Подавая комбинированной расцветки: красную материю с чёрной куртку, девушка предупредила:
        - Извините: вешалки нет.
        Неожиданно осмелев,я предложила:
        - Можно вам пришить новую? - и протянула образец
- А сколько ваши услуги стоят?
- Пятьсот.
Для неё стоимость работы оказалась высокой.
- Нет... лучше я сама дома пришью красненькую...

Немного погодя явилась миловидная дама средних лет. Подавая пальто, виновато призналась:
        - Ай, вешалка оторвалась!
- Что, если вам её пришьёт мастер?
- Хорошо бы! - с надеждой улыбнулась она, и, получив номерок, устремилась к лифту.
- Пошутила или нет? Разве узнаешь? Только бы успеть!
И я быстро принялась за дело: прокалывая по два стежка,- откладывала пальто в сторону, (люди шли бесконечным потоком). Забирая и выдавая одежду, с мучениями, в "содоме", я всё же успела пришить вешалку вовремя!
         Довольная качеством и оперативностью, заказчица любезно поинтересовалась:
- Сколько?
- Сколько не жалко...
Она щедро поблагодарила меня, заплатив высокую стоимость - тысячу рублей!
   
                *     *     *

Трудовой день близился к завершению. Он оказался особенно щедрым на посетителей. Забирая одежду на хранение, я слышала "спасибо", выдавая, - "спасибо".
"Спасибо", "спасибо", "спасибо" - лавиной сыпались на мою голову!
       - Где ещё вам скажут так бесконечно много "спасибо"?
       - Нигде! Иной человек за целый год не услышит столько благодарности, сколько я слышала за один день!
Спасибо – это Спаси Бог. Спасение от Бога – для меня очень важно. А поскольку эта цифра поистине велика, то и впрямь появляется надежда на Бога: Он меня спасет, Бог непременно меня спасет!



----------------
* 1997 год. 100 000 рублей - зарплата в период дефолта





Санкт-Петербург


Рецензии
Простое , трогательное повествование .Концовка в христианских традициях.
Желаю вам всех благ и творческих успехов.
Заходите ко мне, прочтите сначала "Поверь".
С ув Лариса Цветкова

Лариса Цветкова   08.09.2008 11:32     Заявить о нарушении