Повесть Княжна. Часть 7

Часть VII.
Глава I.

Прошло несколько дней. Они были совсем обычными для Марии, но не совсем обычными для Дмитрия. Он всё время разучивал речь, ту самую, в которой признается княжне Елагиной во всём, что у него накипело в душе за последнее время.
Мария, продолжая занимать себя всяческими занятиями и, думая, об обороне, просила отца научить её фехтовать.
- Папенька, прошу вас, обучите меня фехтованию - говорила она, стоя за спиной Андрея Николаевича, который сидел в бархатном кресле у камина.
- Мари, девочка моя, зачем тебе нужны такие уроки? Я не удивился, если бы мой сын попросил об этом, но у меня же дочери…. - с недоумением и удивлением отвечал князь Елагин.
- Папенька, вы даже представить себе не можете, как это мне необходимо! - доказывала Маша отцу свою правоту, обняв его, для большей убедительности. Она прекрасно знала, что тот безмерно любит свою младшую дочь и, если хорошо попросить его о чём-то, он сразу же выполнит просьбу.
- Мария - сурово начал князь Андрей Николаевич, так, что дочь даже немного удивилась его тону - я всё же никак не могу понять, зачем тебе, такой юной барышне нужно такое мужское занятие, как фехтование? Я понял, если бы ты попросила меня научить тебя вышивать,… но ты это и так умеешь делать, а я, напротив, не умею…..
Княжна немного смутилась от такого заявления, но виду не подала. Наоборот, села подле отца и посмотрела на него, улыбаясь.
- Папенька, понимаете, я подумала, что фехтование очень хорошо развивает девичью осанку…. - начала она. Естественно, что всё сказанное ей было неправдой. Действительно фехтование помогало сделать спину стройной, но Мари об этом не знала - Что вы об этом думаете?
- Ох, Мари…. - глубоко вздохнул отец - Какая же ты упрямая.
- Вся в вас, папенька! - громко ответила она.
- Да, ты права, дорогая. Я действительно упрям так же, как и ты! Именно поэтому не буду с тобой заниматься фехтованием. Ты же девочка…. Прости, можешь на меня обидеться.
- Не буду, папенька. Спасибо вам, всё равно - вздохнула Маша, поцеловала отца и вышла из залы.
Она направилась в свою комнату. Делать было решительно нечего. Мария надеялась на понимание отца и до последнего момента думала, что он поможет ей освоить фехтование.
Княжна села на мягкий стул за своим маленьким круглым столиком и принялась читать книгу. Очередной приключенческий роман. Она читала и думала о судьбе героини. Ей казалось, что у неё такая интересная жизнь, полная интриг, загадок и тайн. Мария сама не понимала, что её нынешняя жизнь уже стала такой, и загадочного в ней не меньше, чем в этом или любом другом романе.
Маша так зачиталась, окунулась в этот мир, что уже совсем перестала думать о своих былых проблемах. Но, как это ни странно, вскоре в сюжете книги, которую она с увлечением читала, появилось… фехтование! Главная героиня - юная графиня Анастасия тоже применила в качестве защиты саблю. Её научил этому боевому искусству брат. Но, у Мари братьев то нет….
- Что же делать? - подумала княжна про себя - Я ведь так хочу научиться фехтовать! Не столько из-за Томилина, сколько просто потому, что мне очень нравиться это занятие…. И почему папенька говорит, что не женское это дело? Вот, к этой книге, графиня Анастасия тоже фехтует, и ничего ей никто плохого не говорит…. Где же справедливость?
Так княжна Мария сидела, читала книгу и рассуждала о своём нелёгком, как ей казалось положении. Она даже не думала поговорить об этом с кем-либо другим, например, с матерью или сестрой…. Решение пришло само в лице молодой княгини Елизаветы Андреевны.
- Маша, к тебе можно? - спросила Лизавета, слегка приоткрыв дверь комнаты сестры.
- Конечно, Лизонька, проходи. Зачем спрашиваешь….
- Что ты делаешь здесь одна, скучаешь? Почему ты не в саду? - осведомилась Лиза.
- Что-то не хочется…. - протянула Мари.
- Отчего же? У тебя плохое настроение, ты чем-то расстроена?
- Нет, нет, что ты…. Просто…. Хотела кое-чем заняться, а папа не разрешает….
- Чем же? Быть может, я могу тебе чем-то помочь?
- Не думаю. Разве что, твой муж…. - предположила княжна.
- Так в чём дело?
- Я…. Лиза, я хотела фехтовать научиться…. Только не смейся и не возражай, прошу тебя. Мне и так уже папенька запретил. Я должно быть, огорчусь, если не найду поддержки у тебя.
- Ну, что ты, моя дорогая Мари. Я сама когда-то мечтала об этом, и сейчас очень тебя понимаю. Мне тоже папенька не дозволил.
- Вот, видишь, Лизонька, что же мне делать? - ещё больше огорчилась Мария.
Елизавета Андреевна немного подумала и дала ответ.
- Мари! Я знаю, как тебе помочь!
- Как? Говори скорее, а то я уже сгораю от нетерпения!
- Я ведь, немного слукавила…. Я умею фехтовать, конечно, не так, как папенька и как Алексей…. Он то меня и научил.
- Значит, Алексей Антонович, твой муж, может научить и меня? - спросила Мари, а сама подумала - И как это я раньше сама не догадалась?
- Думаю, может. Я с ним поговорю! - обрадовалась Лизавета, оттого, что доставила радость любимой сестре.
- Спасибо! Спасибо, Лиза! - ещё больше обрадовалась Мария и обняла старшую сестру.
Елизавета вышла из комнаты и направилась к мужу, а Маша вернулась к чтению, предвкушая будущее занятие со шпагой. Вот, она уже представляет себя на месте героини, держит главное фехтовальное орудие, борется со злодеями….
Как она размечталась! Мари даже перестала думать о том, что девушка и фехтование вещи не совместимые. Она точно была уверена в том, что даже барышня в платье может отражать удары и наносить новые….
Княжна уже прочитала три главы этого приключенческого романа. Пора было немного отдохнуть. Она спустилась вниз. Родители сидели на летней веранде и о чём-то беседовали. Маша подошла, поцеловала их и отправилась в свой любимый сад.
Погода позволяла гулять сколько угодно, хоть весь день можно было просидеть на улице. Полуденное солнце светило на местность яркими слепящими лучами, зелёная, слегка колышущаяся от легких порывов ветра, листва вкупе с лазурно голубым небом отражалась на водной глади реки. Всё благоухало вокруг нежным ароматом цветов, в ушах звенела мелодия, выдаваемая певчими птицами, а из Невки иногда было слышно лёгкие всплески воды, это какая-то рыбка махнула хвостиком по голубой воде.
Мария стояла и тихо наслаждалась хорошей погодой. Ей не хотелось идти к западной стороне острова на свою скамейку, поэтому она решила остаться пока здесь, у Елагина дворца.
- Мария Андреевна! - окликнули её сзади. Это был князь Ивановский, муж её сестры.
- Да, Алексей Антонович? Я вас слушаю. Только, не называйте меня больше по имени отчеству. Мы же с вами родственники, тем более, я вас младше. Как-то неловко….
- Хорошо, Мария. Тогда вы называйте меня просто Алексей.
- Ладно.
- Лиза поговорила со мной, объяснила вашу проблему. Так вот, я готов её решить.
- Вы согласны научить меня фехтовальному искусству? Это же чудесно! Спасибо! - заулыбалась Маша.
- Можем начать прямо сейчас, в фехтовальном зале в павильоне. Согласны?
- Конечно! Идёмте скорей!
- Сейчас. Лиза пойдёт с нами.
- А, как вы полагаете, папенька не будет возразить? - осторожно спросила Мари.
- Нет, думаю, нет. Тем более, я не собирался учить вас всему фехтованию…. Я хотел лишь показать вам несколько основных приёмов. Вы же не будете участвовать в турнирах или дуэлях? - с долей шутки спросил князь Алексей и улыбнулся.
- Буду! - решительно ответила княжна, вспомнив, о Григории Фёдоровиче Томилине, но потом спохватилась и, решив не выдавать пока своих намерений добавила - Ну, что вы, конечно нет! Куда же мне, в дуэлях участвовать? Я пошутила.
Лицо Алексея Антоновича, до этого находившееся в напряжении от первых сказанных Марией слов, возвратилось в нормальное состояние. Он уже подумал, что всё-таки юная сестра жены не будет больше попадать в опасные ситуации.
Наконец, пришла Елизавета, и все отправились в зелёный восточный павильон, где и находился фехтовальный зал.
Там было много шпаг, щитов и мечей. Все предметы поддерживали антураж помещения. Мария конечно несколько раз была здесь, но не так часто и не для цели самой прикоснуться к шпаге. Поэтому, всё для неё было сейчас в новинку.
- Мария, берите шпагу - сказал Алексей и подал ей не слишком тяжёлую и не очень профессиональную шпагу.
Она взяла её в правую руку и попыталась помахать ею. Ничего не получилось. От этого Мария немного огорчилась. Ей ведь представлялось это всё так легко.
- Ничего, княжна, у вас всё получится, только немного позже. Для начала вам нужно научиться правильно, держать шпагу и отражать мои удары. Вы готовы?
- Да, готова! Я очень хочу, этому научиться! - решительно произнесла Мари.



Глава II.

Так и начались занятия Марии фехтованием. Она проводила в зале почти половину дня вот уже неделю. Ей очень нравилось заниматься фехтованием с мужем её сестры Алексеем. Лизавета тоже присутствовала на этих уроках и внимательно наблюдала за Мари. Лиза очень удивлялась тому, что та хорошо усваивает пройденные движения и группировки.
Действительно у княжны Елагиной всё получалось лучше, чем она думала. Всё оказалось не так сложно, но зато очень интересно и захватывающе. Марии нравилось то, что князь Алексей общается с ней как с равной и не делает поблажек. Так это было для неё важно….
Родители Мари, княгиня Ольга Александровна и князь Андрей Николаевич догадывались об увлечении дочери, но по просьбе Елизаветы не стали запрещать ей заниматься.
Так и проходили спокойно уроки фехтования для юной барышни.
- А! - вскрикнула Лиза, испугавшись за Машу. Её муж чуть не задел кончиком шпаги её руку.
- Лиза, что ты так волнуешься, Алексей знает, что делает. Ведь, без малейшей опасности я никогда не научусь фехтовать! - говорила Мария, слегка запыхавшись, ведь в этот момент она махала шпагой перед князем Ивановским, отражая его удары как можно тщательней.
- Вы правы, Мария. Я думаю, с таким настроем у вас всё получится! - Алексей тоже говорил быстро, но с запинкой. Он был очень удивлён тем, что девушка, ещё недавно начавшая фехтовать, уже делает это довольно умело. Мария даже пару раз уколола его шпагой.
- Берегитесь, князь! - закричала Мария шутя.
- Ах, Боже мой…. - проговорила Елизавета - Такая хрупкая девушка и уже рвётся в атаку! Маша, ты помнишь, что ещё недавно у тебя была ранена рука?
- Помню, Лизонька, помню. Уже всё в порядке - снова быстро ответила сестра и вдруг вскрикнула - А! Осторожней!
Это князь Алексей Ивановский упал на пол, запнувшись о ковёр. Мария и Елизавета тут же подбежали к нему.
- Дорогой, с тобой всё в порядке? Ты не ушибся? - спросила княгиня любящего мужа.
- Всё хорошо.
- Простите, Алексей! Прошу вас, простите! Это я виновата…. Это же я вас шпагой уколола…. Боже мой, да что же это такое? - сокрушалась Мари.
Молодой князь встал, отряхнул свой костюм, снял маску и улыбнулся.
- Мария Андреевна, я счастлив, что так всё случилось. Теперь я могу считать себя хорошим учителем, а вас могу назвать прекрасной ученицей! - обратился он к Марии.
- Простите, но я не понимаю….
- Мари, вы сумели победить меня в этом поединке! Я вас искренне поздравляю! Думаю, теперь вы сами можете фехтовать без помощи меня. Только не забывайте о мерах безопасности и иногда повторяйте приёмы.
- Вы…. князь, вы сейчас правду говорите? - спросила Мария.
- Конечно! А у вас есть основания не доверять мне?
- Нет, нет, что вы…. Я только, не могу поверить, что научилась фехтовать….
- Ну, смею огорчить вас…. Вы пока не мастер фехтования и не можете, например, вызвать на дуэль вашего отца…. Но, сражаться с князем Орловым-младшим, думаю, сможете! - Алексей сказал это просто, в пример, но не рассчитал, что для Маши эта тема может быть не очень подходящей…..
- Зачем мне сражаться с князем Орловым? И, вовсе я не хочу с ним сражаться! Но, всё равно, спасибо вам, что научили нескольким мастерским приёмам атаки. Это так интересно! Я очень вам благодарна! Лучшего учителя и не сыскать!
- Ну, что вы, Мари, я очень рад был с вами заниматься, думаю, что и Лизе тоже было приятно присутствовать на наших уроках..
- Да, и ты, Маша и Алексей так хорошо сражались, было очень занимательно за вами наблюдать - ответила Елизавета и обратилась к мужу - Дорогой мой, ты не мог бы нас оставить, нам нужно поговорить с Мари.
- Да, конечно. Я буду ждать тебя в имении - коротко сказал Ивановский и вышел из павильона.
Лизавета дождалась, пока муж покинет комнату, подошла к Марии, взяла её за руку и посадила в кресло подле себя.
- Машенька, мне нужно с тобой побеседовать.
- Я уже поняла, Лиза, иначе ты бы не попросила выйти своего супруга. О чём же ты хотела поговорить?
- Ты не думала о князе Орлове? Прости, если мой вопрос бестактен….
- Нет, не думала. И не подумала, если бы ты мне не напомнила о нём.
- Отчего же ты хочешь его забыть и не вспоминать? Он что-то плохое сделал тебе?
- Нет, что ты, Лизонька…. - вздохнула Мари - После того моего глупого письма он уже ничего плохого сделать не может….
- Я немного не понимаю, о чём это ты? С Дмитрием что-то случилось? - испугалась старшая сестра.
- Ничего с ним не случилось…. Хотя, я не знаю, я не видела его с тех пор. Поэтому-то и не вспоминаю, потому, как он больше не захотел видеть меня.
- Дорогая…. - протянула Елизавета и обняла сестру - Ну, почему ты думаешь, что он забыл о тебе и не хочет видеть?
- Если бы это было не так, он давно был бы здесь! - громко и отчётливо произнесла Мария.
- Не будь так категорична. Это мой тебе сестринский совет. Быть может Дмитрий действительно не может приехать к тебе. Мы же не знаем, что с ним происходит в данную минуту…. Подумай, моя дорогая Мария. Подумай - сказала Лиза, встала, провела нежной рукой по волосам младшей сестры и вышла из павильона, направляясь к Елагину дворцу.
Мари осталась сидеть в кресле. Она была уже одна в комнате и могла полностью погрузиться в свои мысли. Маша думала о Дмитрии, о том, что он делает сейчас. Княжна более не запрещала себе размышлять о нём.

Глава III.

Дмитрий в это время делал тоже, что и несколько недель подряд - думал о княжне Елагиной. Он всегда строил планы о предстоящей их встрече, выстраивал диалог….
- Боже мой! - восклицал Орлов - Как я могу так беспощадно обходиться со своей, пусть никчёмной жизнью! Что делает с людьми любовь! Я уже почти месяц ничего путного не делаю, кроме как корю себя за некоторое невежество в своём бестактном поведении…. Мари написала мне письмо, отважилась на такой шаг. А я? Я сижу здесь в Орловке и снова ничего не делаю, только брожу, брожу и рассуждаю…. - говорил Дмитрий сам себе и при этом хватался за голову - Что я за человек то такой? Я уже не первый раз себя об этом спрашиваю. Смысл? В чём смысл такого существования? Зачем я причиняю себе…, да что там себе, Марии, такую боль…. Я же видел, как холодно она разговаривала с Его Высочеством, как чуть не призналась ему в своей любви ко мне! Какой я дурак…. Сам мучаю всех…. Так более нельзя! Всё! Завтра же еду к Елагиным просить её руки….
Пока князь Дмитрий вёл такой привычный для него диалог с самим собой, сидя в лесу на поваленном стволе дерева, в деревню к другу приехал Мишель Корсаков. Он был прекрасно осведомлён состоянием Орлова и прибыл лечить его от бесконечной хандры. Князь Михаил узнал у родителей Мити, что тот гуляет по лесу и, гостю ничего не оставалось, как найти его там.
По Орловскому лесу Мишель бродил не долго, да и было ему это занятие в удовольствие. Подышать свежим воздухом, полюбоваться на птиц, мелких зверей и красивую природу ему всегда было приятно. Князь заметил Дмитрия и подошёл к нему со спины.
- Орлов! Что же ты сидишь один в лесу? Охотой решил занять себя? - прокричал Михаил во всё горло, да так, что его друг, не подозревавший о том, что он стоит за спиной, немного вздрогнул.
Князь Дмитрий обернулся, сделал немного грозное, но в тоже время невероятно смешное для Корсакова выражение лица и подошёл к нему неспешным шагом.
- Что же ты так пугаешь, Мишель? - спросил Орлов всё так же грозно.
- Ну, что вы, мой юный друг! - сделал он выделение предпоследнего слова интонацией и подошёл обнять Дмитрия - Я приехал навестить вас, простите, если напугал - он специально обращался к нему на «Вы».
- Да ладно тебе, будет! - Митя тоже обнял Мишеля и заодно крепко пожал ему руку - Молодец, что приехал. Мне нужно сообщить тебе важную новость.
- Ты меня чрезвычайно заинтриговал! Какая же может быть новость услышана мной от влюблённого князя?
- Я женюсь! - громко оповестил Орлов и для пущей убедительности притопнул ногой. Выражение лица Мишеля резко изменилось, с лица начала постепенно исчезать улыбка.
- Ты шутишь? - спросил удивлённый князь и, не дожидаясь ответа, добавил - Ну и шуточки у тебя….
- Нет, мой дорогой Мишель, я не шучу. Я впервые в жизни говорю так серьёзно! - улыбнулся Дмитрий и вскочил на ствол того самого дерева, на котором ещё недавно сидел.
- Ты сума сошёл…. В восемнадцать лет женится, связать себя на всю жизнь…. Так сразу, я бы не смог! - сказал Михаил, а сам подумал - «Ну, если бы я мог просить руки княжны Александры…. Это уже другое дело….».
- Да, я сошёл с ума! Я безумный! Я люблю княжну Марию, а сам сижу здесь уже которую неделю! А она там страдает без меня. Ты хоть понимаешь?
- А ты, хоть понимаешь, что ей шестнадцать лет! Да и тебе то самому, чуть больше…. Тебе ещё надо у Его Величества отслужить службу, а потом уж о свадьбе думать!
- А что мне остаётся делать?
- Как что? Дмитрий, ты меня удивляешь…. Ехать к ней надо!
- Так я это и собираюсь….
- Да не руки просить, а поговорить, объясниться. Мне бы твою ситуацию, я бы шанса не упустил…. - горестно вздохнул Миша.
- Мишель! Ты в унынии? Не верю своим глазам…. Что же, княжна Милорадова?
- Зачем спрашиваешь…. Ты же знаешь, что для Александры Андреевны я всего лишь друг….
- Друг, это не враг! - отчётливо и понятно произнёс Дмитрий.
- Смеёшься…. Тебе сейчас очень хорошо, просто замечательно! Княжна Елагина тебя любит, и ты это знаешь. А я…. Давно влюблён в Сашу и точно знаю, что я друг для неё….
- Так, Мишель, хватит! Что-то мы с тобой распустились. Может быть, постарели? Да нет, вроде бы….
- О чём ты, дружище? - устало протянул, обычно не унывающий Корсаков.
- Да о том! Что это мы с тобой тут руки опустили. Как в кружке неудачников! Мы в кружке таком состоим? Нет! Ну, значит, всё! - в Орлове прибавилось решительности - Давай, рассказывай, что там происходит с княжной Александрой Милорадовой.
- Так и быть, поведаю тебе свою историю. Ну, слушай. Мы с Сашей видимся довольно редко, только на балах и на улице. И то и другое бывает ну просто чрезвычайно редко! Балы летом нечасты, а на улице я её вижу только когда она с матерью или нянькой проходит мимо моего особняка. Ты же знаешь, что мы живём на одной улице, и наши дома находятся неподалёку.
- Так в чём проблема? С чего ты взял, что Александра Андреевна к тебе совсем уж равнодушна? - осведомился Дмитрий.
- Не знаю…. - протянул Мишель.
- Да…. Ну и зачем же беспочвенно впадать в меланхолию? Тебе просто необходимо поговорить с Сашей и объясниться!
- Тебе легко говорить! Мария Андреевна ведь сообщила тебе о своих чувствах.
- Зато я теперь не знаю, как сообщить ей о своих….
- Ну, Дмитрий, у меня совета не спрашивай. Сам понимаешь….
- Да всё я понимаю, Мишель, только не могу себе представить её реакцию на мои бессвязные речи….
- Точно! Об этом я как-то не подумал, да и ты, наверняка тоже не задумывался! Вот, признаешься ты Мари в любви, а дальше что? Точно, уверен, что за всем этим будет поцелуй…. - ехидно сказал Михаил и улыбнулся, видя, как у друга изменилось выражение лица.
- Ты что, совсем с ума сошёл! - закричал Орлов, - Какой поцелуй? Какой….
- Понимаешь, обычно за признанием следует поцелуй! - объяснил Корсаков.
- Даже если и так, сначала нужно подумать о самом признании - поставил Дмитрий точку на этом длинном разговоре.
- Я надеюсь, что отговорил тебя от женитьбы?
- Да. Ты убедил меня, что нужно немного подождать. Хотя бы год или два. Но, рано или поздно Мария всё равно будет моей женой.
- Хорошо. Я полностью тебя поддерживаю. И, знаешь, ты меня тоже кое в чём убедил…. - загадочно произнёс Мишель.
- В чём же?
- В том, что ни в коем случае не нужно сдаваться! Я действительно, как только увижусь с княжной Александрой, сразу же поговорю с ней и всё объясню.
- Как же хорошо, что ты приехал, мой добрый друг Мишель! - похлопал Орлов его по плечу - На душе так хорошо сало, после разговора с тобой!
- Да. Мне тоже. Спасибо, друг!
- Тебе спасибо!
Друзья снова обнялись. Пора было идти к дому, так как начало потихоньку темнеть. Вечер медленно, но верно накрывал округу, словно одеяло. В лесу похолодало. Приятели поспешили к Орловской усадьбе. Там они и распрощались. Дмитрий пошёл к родителям, которые уже ждали его на ужин, а Михаил сел в свой экипаж и отправился в Петербург, чтобы проезжая мимо особняка Милорадовых, мельком взглянуть в окно комнаты Саши….


Рецензии