Причуды эстетикуса

... Теперь я Вам расскажу характер пьесы, или даже не характер, а ее либретто. Сначала слышится что где-то на колокольне бьет двенадцать часов ночи. При последнем ударе слышится какой-то стон, вопли и вой… Мертвецы встают из гробов … Слышен стук костей и шум какой-то тихий, но страшный, мертвый … И начинается пляска. Сначала тихо, потом вce сильнее и сильнее… Наконец она переходит какую-то дикую, демонски-мертвецкую и бешеную скачку. Музыка до того страшна, дика и мелодично грустна, что поневоле забываешься и дрожишь. Вдруг в самом бешеном месте слышен сквозь весь стук и гам крик петуха. Сначала где-то в отдалении и неясно, а потом ближе и ближе, а танцы продолжаются… Вдруг разом обрывается пляска … Мертвецы прислушиваются; в это время совершенно отчетливо раздается ку-ка-реку. Затем страшный гам, шум и вопли, похожие на рев диких зверей … Мертвецы поспешно бегут в могилы. При этом опять стук костей, стук крышек гробов и т.д. Наконец весь гул утихает. Мертвецы улеглись по своим местам, и пьеса кончается минорным плачущим аккордом. Я довольно подробно описал Вам то, что я как бы видел перед глазами всю эту картину и положительно дрожал от страху…
Проницательный читатель конечно же догадался, что речь идет о «Плясках смерти», - музыкальном произведении Камила Сен-Санса, одного из самых блестящих профессоров Парижской консерватории.
       Этот отрывок из письма композитора Калинникова я всякий раз прочитываю музыкантам перед ознакомительной репетицией. Цель - да самая простая! Ввести в круг эмоций произведения, и тем самым сэкономить время. У приглашенного дирижера его всегда в обрез.
Срабатывает.
Иногда до такой степени, что остается только решить технические задачи, и пьеса готова в концерт.
Вообще-то, на мой взгляд, Калинников несколько преувеличивает.
Профессорски - эстетствующий Сен-Санс, - это не Ференц Лист, и уж вовсе не Мусоргский, от которого мурашки по коже! Смерть со скрипочкой сама по себе штучка французская, да и подтекст программных стихов Анри Казалиса весьма двусмысленен. Нет, пожалуй прав Стасов, назвавший пьесу конфетной и легкомысленной. А вот инструментовка действительно интересная, красочная и пикантная. Французская, одним словом, инструментовочка, и с большим налетом причудливой мистики…
Однако нет в творчестве Сен-Санса большей причуды, чем знаменитый "Карнавал животных"
Жанр – оригинальный. Зоологическая фантазия.
Оригинален состав оркестра: два фортепьяно, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, фисгармония, ксилофон и челеста.
Оригинальны и персонажи: слоны и львы, антилопы и кенгуру, упрямые ослы и музыканты, птицы и рыбы, даже танцующие черепахи.
Они тоже оригинальничают: лев со слоном играют в царство волшебных эльфофв, черепахи мечтательно танцуют парижский кан-кан, ослы старательно пиликают на скрипочках.
И только птицы, летающие в небесах, остаются сами собой. Особенно лебедь. Он царственно-величав от природы, и ему незачем примерять на себя карнавальные маски в погоне за совершенством. Он сам - божественное совершенство, и потому элегантно царствует на зеркальной глади воды.
Здесь же и сам автор, облачившийся в пыльный мертвецкий саван, и уютным ксилофоном побрякивающий костями в компании ископаемых исполнителей популярных шансонеток и каватин. Как и зачем попали карикатуры оперных персонажей под его предводительством на этот нечеловеческий карнавал? Подозревать тонкий, острый и ироничный ум в человеконенавистничестве, согласитесь, нелепо.
Снова загадка эстетикуса…И здесь Сен–Санс остался верен себе, будучи оригинальным всегда и во всем.
       Фантазия обладает удивительным свойством трансформации. Казалось бы, уникальный состав оркестра и думать не позволяет о переинструментовке! Тончайшие краски, мастерское применение глубинных возможностей инструментария, предельная естественность звуковой палитры, - где уж тут чего-то выдумывать?
Я однажды попробовал. Жизнь заставила. И - о чудо! Фантазия сама с удовольствием надела карнавальную маску военного оркестра! И с большим кокетством красовалась в ней перед нехитрой гарнизонной аудиторией. Осел, оказывается, не менее старательно может пиликать и на гобое, а лебедю ничуть не вредит бархатный шелк элегантного баритона.
Ну а хорошую пианистку, если поискать среди офицерских жен, в гарнизоне всегда можно найти!
Говорят "Карнавал животных", - единственное сочинение, которое Сен-Санс разрешил публиковать после своей смерти.
Что это? Причуда гения? Каприз художника? Трагедия разочарования?
А может быть, - лебединая песня?


Липецк
2004 г


Рецензии