Ученик и нищий. Притча

       Был субботний летний день, теплый и солнечный, как раз такой, когда простой деревенский люд надевал свои лучшие одежды и устремлялся из сел к ближайшим городам, чтобы там посетить церковь, заглянуть на базар или обойти еще какие-либо интересные заведения.
Учитель и ученик в окружении веселых крестьян приближались к одному из таких небольших городов.
Из-за его стен уже доносились радостные звуки праздничного гуляния.
Проходя через восточные крепостные ворота, ученик, сквозь нарастающий гул, услышал чей-то монотонный, коробящий слух голос.
- Добрые люди, помогите убогому горемыке на пропитание и излечение от болезней! Обратите милость свою до страдающего брата вашего! Не дайте погибнуть сироте бессемейному от голода и мук телесных! Помогите кто чем может!
Ученик посмотрел в сторону, откуда доносились эти страдальческие вопли и увидел ужасающее подобие человека, сидящего под аркой ворот. Косматая длинная шевелюра из спутанных грязных волос, большой бородавочный нос непонятного лилового отлива, закрытые глаза, прыщавые щеки, широко открываемый, воняющий рот, с редкими остатками гнилых зубов - это то, что переходило в одежные лохмотья, из которых торчали руки и ноги, обильно усеянные гнойными язвами с багровыми окаемками. Перед этим несчастным был расстелен кусок ткани, на которую всякий проходящий мог бросить что не жалко .
- Учитель, можно ли мне поговорить с этим человеком? Он такой больной и несчастный, вдруг я смогу ему помочь?
- Ну что же, попытайся, но боюсь, что в твоей помощи он не нуждается. Ступай. Я буду неподалеку. – ответил учитель.
- Скажи мне добрый человек, - спросил ученик, подойдя к нищему, - настолько ли ты хвор, что не можешь зарабатывать себе на жизнь другими делами кроме как прошением подаяния у людей?
- О прохожий, - с отчаянием завопил нищий, - я бы рад трудиться в поте лица, зарабатывая себе на жизнь. Но я ослаблен болезнями, а тело мое все изуродовано язвами. К тому же я хромой и почти совсем слепой, какой уж из меня работник. Если бы мне исцелиться от хромоты и слепоты, от язв и прыщей, да при этом еще быть и при деньгах да красивым, то я непременно стал бы трудиться лучше всех, зарабатывая пропитание честным трудом и для себя и для своей семьи, а так подайте люди добрые, хоть что-нибудь на пропитание и излечение калеке безутешному! Помилосердствуйте, оставшемуся без средств к cуществованию! - заорал нищий с новым натиском отчаяния, и на его тряпицу полетели новые монетки от сердобольных прохожих.
- Я готов помочь тебе так, как ни один человек до этого не помогал тебе! - сказал ученик.
От таких неожиданных слов нищий резко замолчал и медленно стал вытягивать шею вверх, как будто пытался поднять подбородок от большущего паука, ползущего по его груди. Так же медленно, словно боясь кого-то спугнуть, он повернул голову в сторону говорившего, открывая при этом один глаз, и стал внимательно осматривать ученика. Чем больше нищий смотрел на него, тем больше на его лице расползалась улыбка.
- Чем же ты можешь мне помочь? У тебя что, припрятан где-то клад? Или ты принц, cтранствующий под видом бедняка? Нет, ты, наверное, идешь на похороны богатого дядюшки оставившего тебе кучу золота? Ха-ха-ха, - рассмеялся нищий, - не смеши меня, прохожий. Ха-а-а-ха-ха, а то я лопну!..
- Конечно, я не смогу дать тебе денег. ответил ученик, Но ведь не все же измеряется ими. Я готов попросить Бога, что бы он вернул тебе здоровье, и тогда ты сможешь работать, добывая себе пропитание трудом. Попроси меня об этом, и я попрошу о том же Бога.
После этих слов нищий оборвал свой смех и замер в позе, словно его кто-то неожиданно ударил по спине. Теперь на ученика смотрели уже оба глаза. Гримаса немого смеха стала медленно переходить в злобный оскал.
- Ты что, издеваешься надо мной? - заорал вдруг нищий, вставая на обе ноги. - Я, никогда не работавший, стану гнуть свою спину из-за куска хлеба? Нужно мне такое здоровье! Я за неделю получаю подаяний больше, чем ты видел за всю свою праведную жизнь. Ты сделай меня богатым, а я уж сам себе куплю здоровье! Убирайся вон святоша! Ходят тут всякие, обещают все потом, а я хочу сейчас, ты слышишь, сейчас!
Ученик, словно облитый помоями подошел к своему учителю.
- Ну что, - спросил учитель, - удалось тебе помочь этому человеку?
- Куда там, он меня прогнал, как только я предложить ему помощь. - огорченно ответил ученик.
- Не расстраивайся, ведь не любой, кто просит о помощи - нуждается в ней. Нищий это призвание, жалость - его работа, а болезни - это его дорогой инструмент. Попробуй, предложи каменщику отдать свою киянку, а лесорубу топор, я думаю, что они не очень будут рады такому предложению. Так вот, исцеление для этого нищего от болезней хуже, чем пожар для строителя. Случается, что люди, по каким то причинам остаются без денег и жилья, и каждый из них поступает по-своему. Одни смирясь с судьбой, катятся в низ к нищенству. Другие считают, что теперь им все дозволено и становятся разбойниками и ворами. Но есть и те, кто остается людьми даже в бедности, понимая, что это лишь очередное испытание или наказание за что-то. Они принимают эти испытания и преодолевают их. Пойдем же, мой же ученик, на этой земле есть множество тех, кто на самом деле нуждается в твоей помощи.
Учитель и ученик выходили из города через западные ворота, когда до них донесся чей-то хриплый голос. - - Добрые люди, помогите убогому! Обратите милость своего сердца к страдающему человеку! Не дайте погибнуть от голода! Помогите чем можете!
Ученик на секунду остановился, посмотрел в сторону, откуда доносились эти стенания , и пошел дальше за своим учителем.


Рецензии
Умная вещь, вполне доступная как взрослому, так и ребёнку. Спасибо! С уважением к автору.

Любовь Карпенко   09.09.2008 02:38     Заявить о нарушении
Некоторым взрослым она трудна для восприятия, ведь так хочется
"пожалеть" ближнего... :)

Сказки   17.09.2008 00:02   Заявить о нарушении