Повесть Княжна. Часть 9

Часть IX.
Глава I.

Прошло несколько дней. Елагины уже почти оправились от произошедшего ранее ужаса, но ликовали – Томилин пойман! Ничего страшного с Марией не случилось. Она получила лишь пару царапин в память о том происшествии. Родители и сестра с мужем поволновались немного о её здоровье, а потом успокоились, поняв, что всё в порядке и начали, точнее, продолжили подготовку к предстоящему балу.
В семействе Орловых так же было всё благополучно. Родители Дмитрия были очень удивлены тем, что их сын приехал весь мокрый, да ещё и с раненой рукой. К их счастью рана оказалась не сильной. Гордость переполняла Орловых-старших за своего сына. Государь император так же не забыл юного героя и пригласил Дмитрия на аудиенцию во дворец, где лично поблагодарил за поимку преступника и вручил почётную медаль.
Приготовления к балу в доме Елагиных уже шли вовсю, но Мария не спешила радоваться предстоящему веселью. Она знала, что Орлов обязательно будет на празднике и, поэтому переживала.
А время всё шло…. Так и пролетели стремительно две недели. Наступило четвёртое августа. В этот день произошло много разных и значимых событий, но главными были именины княжны Марии. Именно в этот день и был устроен бал в её честь.
Гости были приглашены к четырём часам по полудни. Последние приготовления к празднеству были закончены ещё вчера, поэтому у Елагинского семейства было время, чтобы посидеть и попить после завтрака чай в Малиновой гостиной, которая считалась женской, так как обстановка была малинового цвета.
За столом собрались все Елагины: Ольга Александровна, Андрей Николаевич, Мария, а так же Елизавета и Алексей Ивановские. Последние, после приезда из Европы, теперь часто бывали в доме родителей. Здесь им всегда были рады.
Подали чай с булочками и печеньем. Так же на круглый деревянный стол поставили вкусное земляничное варенье и пирожные, заказанные в Петербуржской кондитерской для такого парадного семейного чаепития.
Подарки Марии уже подарили, поздравительные открытки с содержанием: «Милая княжна Мария Андреевна, сердечно поздравляем Вас с днём ангела!» и подписью «Господа N», виновница торжества уже разобрала и прочитала. Осталось только ждать приезда гостей и получать новую порцию любезностей и поздравлений.
Этот светлый и солнечный день был наполнен для княжны и для всего этого большого семейства огромной радостью и счастьем. Все невзгоды уже оказались позади, в пусть не слишком, но всё-же далёком прошлом. Впереди бал, звонкий смех и много-много отрадных минут….
После чая все разошлись по своим делам.
Уже в два часа по полудни Мария была одета в новое бальное платье и причёсана. Хоть сейчас на бал!
Она сидела в своём маленьком уютном кабинете и разбирала вновь прибывшую почту. На ней было пышное атласное платье. Лиф и нижняя часть юбки были нежно салатного цвета с причудливым узором в виде крестика, окутанного в различные завитки. Рукава этого платья и верхняя часть юбки, второй слой атласной ткани были изумрудного оттенка без узоров. Снизу к юбке и рукавам были пришиты голубые кружева с цветочным узором, а снизу от воротника до пояса лиф был украшен своеобразным треугольником голубого цвета с вышитым цветком посередине. Два огромных банта были прикреплены к атласному верху юбки. Кружева составляли так же третий уровень юбки, который заканчивался чуть выше этих белых бантов. На груди у воротника сияла брошь-бутоньерка с вставленным в неё васильком.
Причёска была совсем не сложной конструкции: передние пряди были собраны сзади жемчужной заколкой, а остальные волосы, завитые в лёгкие кудри падали на плечи.
Именно так княжна Мария Елагина выглядела перед своим именным балом. Так же она должна была предстать перед гостями на самом балу. Мари очень волновалась и, от этого щёки у неё горели лёгким румянцем, а большие голубые глаза загадочно светились.
Так незаметно пролетели эти несколько часов томительного ожидания. Вот уже стали собираться гости: прибыли князья Новиковы, Самарины, Уваровы, Чернышёвы, Васильчиковы; княгиня Оболенская с дочерью и сыном, граф и графиня Полонские…. Не было лишь Орловых. Даже Корсаковы и Милорадовы уже приехали к Елагиным.
Княжна Александра вместе с Мишелем встретили Марию около лестницы, ведущей наверх в покои княжеской фамилии. Мари как раз собиралась подняться в свою комнату, чтобы провести там время до торжества, не хотела показываться гостям раньше времени. Мимо, в гостиную, где собирались все приглашённые проходили князь и княжна. Завидев Машу, они, конечно же, подошли поприветствовать её.
- Сашенька, дорогая! - воскликнула Мария, когда увидела подругу и обняла её.
- Я так рада видеть тебя, Мари. Поздравляю с днём ангела! - протянула Саша ей коробочку с сюрпризом. - Я решила подарить тебе подарок до бала, боялась, что он может затеряться среди пёстрых коробок других.
- Ну, что ты, милая Саша! - всплеснула Мария руками. - Ты же знаешь, что твой подарок для меня всегда особенно дорог. Спасибо!
Тут, в беседу двух княжон аккуратно вошёл Мишель Корсаков, стоящий рядом с Александрой.
- Здравствуйте, княжна! Поздравляю вас с днём ангела. Мой подарок вы найдёте среди остальных. Простите, не подумал взять пример с Александры Андреевны и не подарил вам его лично - сказал князь Корсаков и поцеловал руку Марии в знак приветствия.
- Благодарю вас, князь. Я обязательно оценю ваш подарок.
- Простите, Мари, но я должен перед вами извиниться за свой поступок. Я, поверьте, не намеренно тогда отлучился с нашего, с позволения сказать, поединка…. Я был просто поражен, когда узнал, что произошло с вами, за то время пока я отсутствовал.
- Ну, что вы, Мишель. Вы не должны себя ни в чём винить. Я даже рада, что всё так произошло. Зато, теперь совершенно нет причин для уныния. Григорий Томилин пойман и сейчас вероятно находится в остроге. Скоро начнётся бал, и я думаю нужно приготовиться к веселью. Не так ли?
- Да. Действительно, зачем вспоминать прошлое, когда впереди у нас всех такое счастливое будущее…. - сладостно протянула княжна Милорадова и посмотрела своими чудными глазами сначала на Марию, потом на Мишеля.
Елагина улыбнулась и тоже мельком глянула на князя. Ему ничего не оставалось делать, как улыбнуться им в ответ.
- Ну, друзья мои, расскажите мне, что же в Петербурге происходит. А то я сижу здесь, и ничегошеньки не знаю…. Какие новости? - спросила Мария. Ей так хотелась поговорить с друзьями. Это немного успокаивало её перед таким важным для неё праздником.
- Ой, Машенька! - воскликнула Саша. - Я третьего дня разговаривала с княжной Медведковой! Она мне столько интересного поведала. Я ведь тоже нечасто выхожу в Петербуржский свет. А тут, узнаю, что Орловых вызывал Его Величество государь, чтобы наградить Дмитрия Михайловича медалью за поимку преступника! А, ну, что это я, ты, вероятно, это знаешь….
- Нет. Я не знала об этом - спокойно ответила Мария, перебив подругу. - Что ещё интересного произошло?
- Так, вот - вещала воодушевлённая Александра. - Состоялась помолвка князя Ипатова и графини Лазариной, говорят, что князь подарил невесте своё имение под Москвой. А ещё, у Проконовых сын родился и его тут же, зачислили в Преображенский полк по рождению. У него же отец генерал! Представляешь?
- Да. Много же приключилось в Петербурге без меня…. - протянула Маша.
- Ну, что ты! Это ещё мало! Все в столице только о тебе и говорят! Вот увидишь, как много семейств приедет к тебе на именины. Ты теперь в Петербурге - героиня!
- Ну, что ты право говоришь, Саша! Какая же я героиня? И с чего это они взяли?
- Ну, как же, Мария Андреевна? Княжна права. Я лично слышал, как там о вас отзываются. Признаюсь, я, и сам так думаю. Вы бесстрашная девушка. Так отчаянно боролись с Томилиным, что этого факта в обществе просто не могли оставить незамеченным - сказал Мишель.
- Вы правы, как всегда правы, Мишель! Мари действительно очень благородно поступила! - добавила княжна Александра.
- Ну, что вы? Это было моим долгом. Я должна была так поступить. Думаю, на моём месте все поступили бы так же - оправдывалась Маша.
- Отнюдь не все. Поверьте мне, княжна. И, давайте не будем больше спорить на эту тему. Всё равно каждый останется при своём мнении - подвёл Корсаков итог этого разговора.
- Простите, мне пора идти. Скоро бал начнётся. А пока мне нужно быть наверху. Маменька так велела. Надеюсь, увидится с вами поскорее - сказала Мария и стала подниматься наверх.
Александра и Михаил решили не идти в гостиную ко всем гостям, а постоять на улице, на крыльце со стороны Масляного луга. Почти никого не было. Кареты подъезжали к парадному подъезду. Там же все и были.
Иногда только князю и княжне встречались проходящие мимо парочки, так же гости того самого бала.
- Что-то Орлова не видно - сказал Мишель сам себе.
- Да, странно. Я думала князь приедет на бал. Меня удивило ещё то, что Мари не знала о вручении ему медали. Конечно, мне понятны причины того, почему они могут не общаться, но я всё же думала….
- Да, Александра Андреевна, вы правы. Я тоже так думал.
- Вы знаете эту историю? - удивилась Саша осведомлённости князя Корсакова.
- Да, и причём очень хорошо. Не хочу сейчас обсуждать это, полагая, что это невежливо, но могу сказать только одно. Я считаю поведение Дмитрия странным. На его месте я бы никогда так не поступал… хотя, я не могу осуждать его, ведь уже давно сам себя так веду…. Наши ситуации с ним совсем не похожи, но мне кажется, что с моими предрассудками пора уже заканчивать….
- Я немного вас не понимаю, Мишель. Точнее, вообще не понимаю…. Какие ситуации, какие предрассудки?
- Скажите мне только: нужно открыться или оставить свои мысли при себе снова на долгое время? - решительно спросил Михаил.
- Я не знаю о вашей ситуации, но думаю, что в любом случае стоит сказать всё прямо. Тогда вы не будете мучаться и узнаете мнение того, кому вы всё скажете, и тот человек не будет в неведении ожидать вашего откровения…. - сказала Александра.
- Я люблю вас, княжна. Простите, за столь дерзкое признание, но вы сами только что сказали, что лучше будет, если я откроюсь. Я всё понимаю, вы не можете мне ничем ответить. Я был готов к этому. Только скажите, смею ли я на что-то надеяться? - быстро, но отчётливо говорил Мишель.
Сашенька стояла и смотрела на него с лёгкой улыбкой. Она думала над словами молодого князя, хотя глубоко в душе предполагала такой поворот событий. Дальнейшее поведение непредсказуемой Александры очень удивило Михаила.
- Да! - прокричала она, резко повернулась и побежала во дворец. Перед тем, как зайти внутрь она крикнула. - Увидимся на балу, Мишель!
Корсаков долго стоял в оцепенении и смотрел вслед юной княжне. Он совершенно не ожидал такой реакции от Саши, но был чрезвычайно счастлив тому, что избавился от душевного груза, который тяготил его уже пол года….


Глава II.

Мария стояла посреди своей комнаты и нервно теребила в руках шелковый красивейший платок, подарок княжны Александры. На нём было вышито розовыми нитями имя «Мария», обрамленное причудливым цветочным узором.
Маша уже слышала музыку, играющую в зале, видела из окна гостей. Она ужасно волновалась и не могла найти себе места. Всё-таки первый раз она будет хозяйкой бала. Но, главная причина для волнения была как всегда в князе Дмитрии Орлове…. Мари знала, что он будет сегодня здесь, но не знала, как себя с ним вести….
- «Поскорей бы маменька за мной пришла! Чем быстрее всё начнётся, тем лучше….» - думала княжна.
Открылась дверь, вошла Ольга Александровна.
- Мари, дорогая, ты готова?
- Маменька, милая, я так волнуюсь….. - простонала Маша.
- Сейчас ты забудешь о своём волнении. Пойдём.
- Как, уже? Так скоро…. - Мария уже забыла о том, как минуту назад хотела ускорить свой процесс ожидания.
- Идём, идём! Гости уже ждут в Овальном зале - сказала княгиня и подтолкнула дочь к дверям.
Мария услышала, как громко зазвучала музыка, аккуратно положила свой платок на прикроватный столик и потихоньку пошла к лестнице.
Вот они и спустились. Затем, пошли через гостиные, которые к удивлению княжны были пусты. Вот впереди дверь Овального зала. Два лакея, одетых в парадную форму стояли подле двери и собирались уже её открыть.
- Погодите! - скомандовала княгиня и обратилась к дочери. - Машенька, я верю, что у тебя всё получится, и ты как всегда будешь блистать на этом балу. Иди и ничего не бойся! Сейчас ты зайдёшь, увидишь всё и сразу поймешь, как надо действовать. Первым будут танцевать полонез. Ну, не буду тебя больше утомлять своими наставлениями - сказала Ольга Александровна и поцеловала дочь.
Открылись двери….
Мария зашла в залу, и ещё не успев понять всей обстановки, услышала музыку, заглушаемую аплодисментами гостей. Все они стояли и улыбались, некоторые даже шептались между собой. С минуту зал был наполнен лёгким шумом.
И, вновь зазвучала музыка. Мари не успела опомниться, как к ней подбежал князь Дмитрий Орлов, поцеловал руку, провёл в центр зала и подвёл к императору и цесаревичу, которые стояли около двери, ведущей в столовую.
Всё это случилось в одну секунду, Мария даже не успела опомниться и только подумала.
- «Неужели император здесь и Александр…».
Дмитрий, крепко держа её за руку, подвёл к Августейшим особам.
- С днём ангела, княжна - произнёс Александр Николаевич.
- Благодарю вас, Ваше Высочество. Очень рада, что вы посетили нас сегодня - тихо сказала Маша.
- Княжна, поскольку Александр уже поздравил вас с именинами, я хочу тоже вас поздравить. Именем Российской Империи я вручаю княжне Марии Андреевне Елагиной наградную золотую ленту за её недюжинный подвиг! - громко на весь зал произнёс государь. - Мария Андреевна долгое время подвергалась опасности, но она выдержала нелёгкие испытания и оказала помощь и своей семье, и императорской полиции. Вы все конечно об этом знаете.
Гости одобрительно закивали головами, а император и цесаревич вместе закрепили наградную ленту на платье княжны.
- Благодарю вас, Ваше Величество! Признаюсь, я не ожидала…. Спасибо! - выговорила Мария.
- Я горжусь, что среди моих подданных есть такие люди как вы! Ну, а теперь, прошу всех танцевать!
Загремела музыка! Император пригласил на танец знатную даму княгиню Крестовскую и встал с ней в первую колонну, Цесаревич Александр не отставал от отца и пригласил княжну Долгорукову, следом шли хозяева дворца Ольга Александровна и Андрей Николаевич Елагины, затем Мария с Орловым. Остальные тоже разбились на пары и шагали вслед за создавшейся колонной.
Началась целая процессия. Это и был танец полонез. Он заключался в том, что колонна людей просто шагала под музыку, проходя через двери залов и комнат, возвращаясь в бальный зал.
- Дорогая Мари, я поздравляю вас с днём ангела - шепнул Орлов на ухо княжне. - Простите, может быть, это не совсем оригинально, ведь все вас так поздравляют….
- Благодарю, князь. Для меня любое поздравление очень приятно, даже если оно одинаково звучит из всех уст - любезно ответила Мария, стараясь не подать виду своего волнения.
- Вы, должно быть, сердитесь на меня. Я знаю, я скверно вёл себя и недостоин теперь даже вашего взгляда…. Прошу меня простить. Моему поведению есть оправдание….
- Да, что вы, Дмитрий Михайлович. Я не сержусь на вас, потому как мне не зачем на вас сердиться.
- И, всё же я вам объясню, только чуть позже.
Процессия уже потихоньку продвигалась к передней, и Дмитрий решил всё-таки осуществить свой план….
- Мария Андреевна, я должен ненадолго отлучить вас от гостей - сказал он ей тихо.
- Для чего же? И куда? - удивилась княжна.
- Идёмте за мной. Сейчас увидите - произнёс князь Орлов и, стараясь оставаться незамеченным гостями, открыл двери, ведущие к Масляному лугу, вывел Мари на улицу.
- Куда вы меня ведёте?! Я ничего не понимаю! - возмутилась она.
- Сейчас всё поймёте, идите за мной, прошу вас.
- А нас не хватятся?
- Нет, не думаю…. А, даже если и так, вам, не всё ли равно?
Мария промолчала. Не хотела говорить Дмитрию правду, о том, что действительно очень обижена на него.
- Вот, мы и пришли! - сказал князь и указал рукой на большое серое здание, расположенное совсем недалеко от дворца - Оранжерейный корпус.
- Вы хотели привести меня в нашу Оранжерею?! - воскликнула Мария.
- Разрешите мне, на все ваши вопросы ответить внутри - сказал Дмитрий и нежно посмотрел в глаза своей возлюбленной Мари.
Она немного смутилась и отвела глаза, затем быстро пошла по лестнице в здание. Мария прошла в комнаты с цветами и ела в кресло, стоящее около большого куста с чайными розами. Князь Дмитрий вошёл следом и встал подле неё.
- Почему вы молчите? - спросил он.
- Вы же хотели поговорить со мной, князь. К чему же мне что-то говорить? Вы привели меня сюда, я готова выслушать вас. Говорите!
Дмитрий посмотрел на неё с удивленьем, подошёл совсем близко и сел на колени.
- Мария, дорогая Мария. Я буду сейчас много вам говорить…. Должно быть вам совсем не хочется меня видеть, но прошу вас выслушать меня. Я так много совершил ошибок по отношению к вам. Давно нужно было объясниться с вами, но я не мог сделать этого из за своего, простите дурного характера. Его Величество наградил меня медалью за отвагу и поимку опасного преступника, но храбрым меня отнюдь не назовёшь. Я трус! Я знаю это. Я побоялся сказать вам простые слова, обрекал вас долгое время на такие муки…. Простите, но я приезжал в Елагино несколько раз, но вы этого не знали. Я видел вас издалека, прятался в лесу и на другом берегу…. Я так скверно поступал с вами! Я недостоин вашего уважения и вашей дружбы.
- Зачем вы так говорите, Дмитрий Михайлович…. Оставьте это, пожалуйста, в прошлом - громко сказала Мария, встала и отошла к окну.
- Вы правы. Всё это нужно оставить в прошлом. Именно для этого я с вами и говорю сейчас. Вы не должны меня прощать, но прошу вас, постараться сделать это. Поймите, когда я прочёл вашу записку…. Всё в моей душе перевернулось. Я не знал, как вы относитесь ко мне….
- Забудьте об этом письме, прошу вас! Я прошу у вас извинений за мою оплошность…. Я вела себя очень глупо и теперь сожалею об этом. Хотя, конечно, может быть и к лучшему, что я вам написала…. - вздохнула Мари, надеясь быстрее закончить разговор.
- Конечно, конечно к лучшему! Поверьте, княжна, как только я узнал, прочёл это письмо, я сразу хотел ехать к вам. Но, прошу ещё раз простить меня за мой характер, я просто испугался разговора с вами….
- И что же сейчас ваш, как вы говорите плохой характер, не мешает вам говорить со мной? - с иронией в голосе спросила Мари.
- Я решился, наконец, на этот разговор с вами. Более тянуть нельзя. Поэтому-то я и здесь.
- Я вас немного не понимаю, князь! Вы говорите, что более тянуть нельзя, а сами стоите сейчас предо мной и тянете время - укоризненно заметила Мария.
- Ах, что это со мной! Простите, я опять говорю не то. Пора заканчивать с этими недоразумениями! Милая Мария, я люблю вас! Я хочу, чтобы вы просто знали это. Если ваше мнение обо мне изменилось, я всё пойму. Но, смею надеяться, что вы по-прежнему меня любите - отчётливо и быстро сказал Дмитрий и подошёл к княжне, которая так и стояла у окна.
Мария смотрела на улицу через прозрачное стекло и перебирала своими пальцами виноградную лозу, которая обвивала всё окно. Она слышала, что сказал князь Орлов, у неё даже дрогнуло сердце, когда она услышала его слова. Княжна молчала просто оттого, что ей было нечего сказать….
- Почему вы молчите? - растерянно спросил Дмитрий. Он уже и сам не знал, что будет дальше.
Мари отошла от окна, посмотрела мельком на князя, прошла по узкой галерее, которая была сплетена из цветов. Дмитрий шёл за ней с внешней стороны, а она шла медленно и чинно, проводя хрупкой рукой по железным прутьям, обвитым цветами.
Пройдя галерею, Мария села в кресло, расположенное не у розового куста, а у окна. Рядом стоял маленький круглый столик для цветов и ещё одно, такое же кресло. В него быстро опустился Дмитрий.
- Вы знаете, я полюбила балы! - громко произнесла княжна и, не дожидаясь ответа, добавила. - Стоило только провести праздник у нас, я сразу поняла, как хорошо мне было на балах….
- А я был с вами на этих балах, где вам было хорошо? - спросил Орлов.
Мария удивилась такому вопросу, но решила ответить так, как она чувствовала.
- А я не знаю тех балов, где не было бы вас…. - протянула она. - Вы всегда находились рядом и сопровождали меня.
- Так позвольте же мне быть рядом с вами и теперь! - громко воскликнул Дмитрий, поднялся из кресел, подбежал к княжне и снова сел пред ней на колено, аккуратно взяв её за руку.
Мария встала и хотела отойти, но он не пустил её, продолжая крепко сжимать её руку.
- Я люблю вас, княжна! Зачем вы отталкиваете меня? Вы же меня любите, я знаю! Или то, что вы писали мне в записке….
- Я была искренна с вами, князь! - перебила Мария Дмитрия. - А вы, исчезли бесследно, не оставляя мне другого выбора. Мне оставалось только подумать, что вас привела в замешательство моя записка!
- Это так! Всё вы, верно, сказали, дорогая Мари! Когда я прочитал её, я был в совершенном замешательстве. Я же не знал, что вы ко мне так относитесь. Мне очень хотелось в это верить, но я не знал правды. Именно от этого я и впал, как бы это сказать…. В беспамятство! Я бродил по дому, всё время думал о вас…. Я не мог поверить своему счастью и боялся признаться себе, что мои чувства к вам взаимны! Вы должны меня простить…. Я даже думал ехать к вашим родителям, чтобы просить вашей руки…. - Орлов вдруг остановился, так как понял, что последнее можно было и не говорить.
Мария стояла и огромными глазами смотрела на князя. Она даже не попыталась сдвинуться с места или убрать свою руку из его руки.
- Вы хотели просить моей руки? Но зачем? Почему вы меня об этом не спросили? - прошептала Маша.
- Я люблю вас, и именно поэтому хотел сделать вам предложение…. Но, я позже передумал, вернее, меня отговорили…. Только не подумайте, что я разлюбил вас! Я только решил немного повременить со свадьбой - растерянно ответил Дмитрий.
- Но я не хочу замуж! - закричала Мари. - Только не подумайте, что я вас не люблю…. Я просто хочу ещё побыть княжной…. - сказала она и, поняв, что её слова почти совпадают со словами князя, улыбнулась.
Дмитрий засмеялся, но, быстро успокоившись, продолжил разговор.
- Мария Андреевна, я хотел вам сказать, что так же не хотел, чтобы вы становились княгиней. Вы мне нравитесь такой, какая вы есть сейчас. Но, я осмелюсь предложить вам… в тайне ото всех обручиться со мной. А обвенчаться мы с вами можем через год, через два…. - порывисто говорил князь Орлов и с каждым словом голос его становился всё тише и тише.
- Вы прямо сейчас мне это предлагаете? - улыбнулась княжна. - Простите, но быть может вы или я передумаем….
- Нет! Прошу вас, даже не думайте об этом! Я твёрд в своём решении связать с вами всю свою жизнь! Именно поэтому, с начала осени я поступаю на службу к Его Высочеству в адъютанты. Я продолжу обучение, начну службу, и, будьте покойны к двадцати годам смогу предъявить вам весомые аргументы, чтобы вы согласились стать княгиней Орловой - решительно сказал князь.
- Вы поступаете на службу во дворец? Что ж, я рада за вас! Вы, верно, будете заняты придворными делами, и мы не сможем видеться….
- Поверьте, Мари, для вас у меня всегда найдётся время. Я буду самым счастливым адъютантом, если вы позволите мне навещать вас.
- Буду рада видеть вас. К тому же, к середине осени мы уже, должно быть переедем в Петербургский особняк…. Там вам будет намного удобнее видеть меня. Хотя…. - не докончила она фразу.
- Что-то не так? - спросил Орлов.
- Нет, всё в порядке, только…. В сентябре приедет Татьяна Денисовна, моя гувернантка. Она отпрашивалась у родителей уехать на лето, в связи с болезнью своей маменьки. В начале осени должна вернуться - объяснила Мария.
- Она может помешать нам, видеться? - произнёс Орлов, серьёзно сдвинув брови.
- Нет, что вы…. Татьяна Денисовна тут не при чём. Вы будете заняты на службе, а я буду брать уроки у учителей…. Маменька любезно разрешила мне отдохнуть от занятий летом, но осенью придётся браться за книги. Я даже рада этому.
- Вы не перестаёте удивлять меня, Мари…. - вздохнул князь Дмитрий. - Так что же вы скажете на счёт нашего с вами обручения?
- Вы не поняли…. Помните, я подарила вам кулон?
- Я не могу забыть этого.
- У меня остался второй. Я всегда ношу его с собой, чтобы помнить о вас. Я, признаться, считала это, как вы говорите… обручением…. - произнесла княжна Мария.
- Спасибо вам! Вы так мудро поступили! Если бы я только знал в минуты моего забвенья и отчаяния, что мы с вами обручены…. Я вёл бы себя по-другому! - сказал Дмитрий, поцеловал руку Марии и, наконец, встал с колена.
- Нам нужно идти на бал. Должно быть нас уже ищут - произнесла Мари и пошла к выходу из душной оранжереи, где томительно пахло разнообразными цветами. Сначала этот запах казался приятным и нежным, но за эти без малого пятнадцать минут пребывания среди растений, начал немного раздражать.
- Подождите ещё минуту! - окликнул её Дмитрий.
Мария повернулась, сложила руки на поясе платья и вопросительно склонила голову.
- Могу ли я просить вас? - сказал Орлов и подошёл к Мари.
- Я вас слушаю.
- Мы будем видеться с вами часто за оставшееся летнее время. Часто, на сколько вы позволите. Но, пройдут три недели, наступит осень, мы будем встречаться реже, зато будет много балов! Я только хочу, чтобы даже после долгой разлуки вы оставались всё такой же доброй, милой, очаровательной, моей возлюбленной княжной - вымолвил князь Дмитрий и с диким биением своего юного и пылкого сердца, взял Марию за руки и поцеловал….


Рецензии
Вы, конечно, ждёте от меня высказываний по поводу вашей повести. У меня двойственное чувство: с одной стороны я не хочу вас обидеть, с другой не умею лгать. Поэтому будьте снисходительны к моей оценке, это лишь частное мнение непризнанного сочинителя.
Не зная автора, я бы предположила, что повесть написала скучающая дамочка, с отличием закончившая литературный университет и освоившая все азы литературных трудов на пятёрку, так как всегда была отличницей. Выставив свой труд от имени семнадцатилетней девушки, только входящей в литературу, она поставила читателей перед фактом, что молодой особе прощается всё, поэтому успех гарантирован. А после того, как они напишут свои хвалебные отзывы, можно признаться в авторстве и от души посмеяться. Если вам действительно 17 лет, то вы уже этой повестью перешли свой возраст на уровень выпускницы, но не более того.
Теперь о повести. История надумана, и воспринимается она как выдумка. Сюжет не является шедевром, отсюда неудачи повествования. Герои ненастоящие, страстей, даже выдуманных, нет. Но то, что это написала девочка, ничего ещё в жизни не видевшая, конечно же, оправдывает этот первый её большой опыт в литературе. Это попытка писать, используя свой внутренний порыв выдать что-либо такое, и для семнадцатилетней девочки это, несомненно, удалось при всей слабости повести. Не надо сравнивать бал в повести с описанием бала Толстым, это будет неприлично. Когда-то я прочитала роман-эссе Владимира Чивилихина «Память», там есть описание бала, где Пушкин встретил Александру Смирнову. Вообще вся книга Чивилихина – это кладезь напутствий начинающим литераторам, я бы включила её в институтскую программу, если там её ещё нет. Прочитайте, пожалуйста. Вы поймёте, чего нет в ваших описаниях. Ощущения живости происходящего. А без этого литературного произведения нет при всей его правильности написания согласно институтских учебников.
Время, выбранное вами для повести, было богато событиями, а уж интриг-то было через край. Придуманные вами сцены для создания интриги откровенно слабы и недостоверны. На сказку не тянут, нет волшебства, на правду не похожи, надуманность выпирает. Кстати, Чивилихин, говоря об Александрине, тоже описывает 1837 год, у вас есть возможность сравнить своё перо с пером мастера. Завершение повести откровенно неудачное, зачем было её выдумывать, чтобы так слабо завершить?
Но, если в целом отозваться о повести семнадцатилетней девочки, то можно сказать, что неплохо. Есть спокойный повествовательный слог, есть трудолюбие, есть романтическое восприятие жизни, есть желание заниматься творчеством. И есть время для совершенствования.
Творческих вам удач!
P.S. Если вас заденет моя рецензия, вы её удалите. Я желаю вам только добра и успеха в творчестве.
Если вы захотите, то писателем станете, у вас для этого всё есть.
С теплом, Татьяна.

Сибирячка Татьяна Муратова   14.10.2009 06:48     Заявить о нарушении
Нет, что вы, ваша рецензия меня ничуть не задела. Я наоборот, очень вам благодарна за то, что вы высказали своё мнение.
Спасибо за совет. Я обязательно найду и прочитаю книгу Чивилихина! Мне очень стало интересно.
Вы, конечно, верно отметили, что сюжет слабоват и повествование тоже... Может быть, это плохо, даже ужасно, но я говорю себе, что для первого произведения это нормально и для возраста тоже. (я писала повесть, когда мне было 15 лет).
Но я всё равно люблю это произведение. Я буду его редактировать, но переделывать точно не буду, т.к. не хочу сильно менять - пусть всё останется как есть.
Как говориться, первый блин комом...

Спасибо, что прочитали и оставили комментарий! Надеюсь, мои следующие крупные произведения будут лучше. ("На водах" и "Кузен").

Мария Филиппова-Коренева   14.10.2009 11:44   Заявить о нарушении
Спасибо, Маша. Я бы не сказала, что первый блин комом, очень даже вкусный блинчик получился... Я хочу сказать, что у Чивилихина вы не найдёте чего-нибудь в духе вашей повести. Просто это такая потрясающая вещь для литераторов, вроде исповеди писателя, много чего полезного можно почерпнуть. Я сама автор непризнанный, всё, что написано, создано интуитивно изнутри. Крупных произведений писать не умею, не хватает терпения, чего у вас хоть отбавляй. Если будет время, прочтите "Посох власти". Там нет развёрнутости и подробностей, но есть завязка, суть (пронесённая через всё повествование) и окончание. Может быть, вам понравится.
http://www.proza.ru/2005/07/16-36
Ещё раз удачи, творческого вдохновения и признания читателей. С улыбкой, Татьяна.

Сибирячка Татьяна Муратова   14.10.2009 16:26   Заявить о нарушении
Это вам, спасибо! Я обязательно прочитаю ваше произведение!

Мария Филиппова-Коренева   15.10.2009 08:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.