Первый рейс

       Было это на севере. Работала я на катере рулевым-мотористом на реках Обь и Иртыш.
Хотела заработать, как здесь говорят: ” Приехали за длинным рублем, или за романтикой”
Не знаю, может и за деньгами. Жили тогда очень плохо, бедно, все время в нужде. Кто это пережил, тот знает как это грустно и до тошноты надоедает. Вот и рванула на Север.
       Так и началась моя флотская жизнь. Март месяц, холод зверский, метель и сугробы огромные, но иногда уже поблескивает яркое солнце, да так, что и глаз не откроешь - слепит. В это самое время начинается вооружение – то есть подготовка катера к навигации – покраска, ремонт, выморозка и заготовка всего необходимого для длительных рейсов. Постоянно, что-то получаем на складе: чашки, ложки, поварешки. А так же выдают все остальное: холодильник, шторы, судовые часы, матрасы и постельное белье. Приятные хлопоты, да вот в железном корпусе катера холод жуткий – отопление еще нет, движок не работает. Приносим с собой термос, вместе пьем горячий кофе – романтика, одним словом. Устаем ужасно к концу рабочего дня, ели ноги волочем в гору домой.
Придешь: щеки горят, руки болят, ноги гудят - но все равно хорошо, уютно. Так пролетели два месяца.
       Вот и первый рейс. Катерок небольшой, двадцать метров в длину, метра четыре в ширину, жилые каюты по два метра на двоих. В носовой каюте размещались капитан и механик, а средняя досталась мне и еще одному рулевому. Я готовила, была поваром-коком - так на судне зовут повара, а второй рулевой следил за движком и чистотой на палубе. Всего четыре человека – экипаж корабля на все шесть месяцев навигации. Многие не выдерживают, с первого же рейса уходят, говорят: “ Вы сами себя посадили в заключение на полжизни ”. Говорю, как это на полжизни, а подумала и точно так и выходит - полгода в рейсе, полгода на берегу - дома. Жизнь как бы делится на две - земную и флотскую. А вот те, что выдерживают навигацию, после снова рвутся на воду. Не отпускает вода просто так, тянет к себе, зовет и плачет и по ночам снится, шумит, переливается. А тайга – это же чудо – огромное, зеленое море, живое, иногда злое, иногда доброе. Тайга не прощает легкомыслия, упрячет, не найдешь. Не выйдешь уже никогда – если обидел ее, не отпустит Она. Да Север дикий, нетронутый, девственный и не зря в песне поется: ” Кто хоть раз увидел Север, не забудет никогда ”
       Вот так и началась моя флотская жизнь. Девятого Мая, день Победы, праздник и грохот, как от салюта – ледоход, река вскрылась – льдины заходят одна на другую. Зрелище неописуемо, мы стоим на берегу затона – небольшой залив, как карман на основной реке.
       Иртыш – большущая река, сейчас свирепая – гудит. На выходе из затона образовался затор – льдины сгрудились в пробку. Наш катер, марки Ярославич, снесло с берега в реку и тащит к затору как щепку. Капитан и механик на берегу, а я с рулевым, таким же первопроходцем, как и я, оказались одни на катере. Ничего не знаем, первый раз на реке, с других судов кричат: « Бросай швартов! – а что это? – спрашиваю – где это? – веревка толстая – отвечают – так бы и сказали ». Успели, пришвартовались к другим судам,
в общим, все обошлось.
       И вот, наконец – то вышли в первый рейс. Сколько радости и ликования душевного, сколько эмоций – глаз не оторвать! Стою в рубке, в окне мимо проплывает местный пейзаж, это настоящее искусство. Лучше всякой картины: сопки, тайга, крутые берега, бежит вода. Это просто чудо, я в восторге!
       


Рецензии
С интересом прочитала Ваш рассказ, Вера.Интересные наблюдения, вернее, выражение любви к своему делу и к природе. С первых слов рассказа поняла, что речь идет о работе поваром. Мне это известно, что на маленьких судах повара числятся рулевыми мотористами.Удивительно, что в первый рейс вы выходили через затор льдин, ведь это опасно очень.
Успехов Вам!

Светлана Светленькая   17.09.2008 17:32     Заявить о нарушении
Светлана, а Вы тоже работали на флоте? Если это не секрет, прошу рассказать где именно? За отзыв благодарю, и Вам большого успеха!

Вера Зырянова   19.09.2008 19:36   Заявить о нарушении
Нет, я никогда не работала во флоте. У меня был дядька капитаном корабля(на Енисее) и ещё одно время в нашей организации работали несколько экипажей обслуживающих небольшие суда.У нас были объекты на Севере и они по реке доставляли туда промышленные грузы. Потом они выделились в самостоятельную организыцию- РЭБ Флота, но мы продолжали с ними сотрудничество).

Светлана Светленькая   20.09.2008 07:27   Заявить о нарушении