Признание в любви

       

       Иногда мы скупимся на хорошие слова любимым и близким. «О любви не говори, о ней все сказано» - поется в популярной песне. Но сегодня, в День Канады, я не стыжусь откровенно сказать тебе, моя страна, о том, что переполняет мою душу.
       Ты стала моей любовью с первого взгляда, как только я увидела в окне автобуса ягодно-грибные леса и голубые озера. Ты очаровала меня своими водопадами и кристальными ручьями, мохнатыми голубыми елями, кострами кленов «индейского лета», величественными айсбергами, изумрудными ежами тихоокеанских островов… А сколько еще неизведанного! Твоей красоты хватило бы на все народы!
       Здесь человек ценит милости природы и приумножает их. Как прекрасны твои парки - в одном Торонто их более ста двадцати! В городах зелень подступает к самым дверям и окнам домов. Люблю ходить тенистыми улицами, любуясь цветочными ожерельями и вдыхая чистый воздух, напоенный ароматом свежескошенной травы.
       Как прекрасно организована здесь жизнь! Какие замечательные предприятия и учреждения, школы и больницы, транспорт и коммуникации! А супермаркеты? Мое потрясение было не таким великим, я привыкла к широкой палитре продуктов, одежды и к западному уровню жизни в Израиле.
       И все же ты, Канада, поразила меня. В первый же вечер, попав в приют для бездомных, я не поверила сначала, что мне с детьми предоставили отдельную комнату, постельные наборы, бесплатное горячее питание, душ и телевизор. Сегодня я живу в белом красивом многоэтажном здании с балконами. Вокруг - целый город домов с невысокой арендной платой для пенсионеров, инвалидов, больных, иммигрантов и беженцев без статуса. И все же даже таким «менее удачливым», как говорят канадцы, предоставлены отдельные квартиры со всеми удобствами, встроенными шкафами, холодильниками и плитами, с широкими балконами и скоростными лифтами.
       Помню, как радовались мои родители с тремя взрослыми детьми, получив с выходом на пенсию двухкомнатную пустую «хрущобу» без балкона на восьмом этаже с то и дело ремонтируемым лифтом. Я не дождалась отдельной квартиры, хотя отработала двадцать лет, необходимых для пенсии. Моей долей была коммуналка, общая ванная с алкоголиком и его гулящей дочерью. Как я ценю мой комфорт и уют здесь!
       Соскучиться в Торонто может только тот, кто устал от жизни. Даже сидя на вэлфере, я смогла не раз побывать в театре, мне дарили билеты в кино и на выставки, в музеи и на стадионы. Летом в этом огромном городе больше фестивалей, чем дней - только имей желание радоваться!
       За много лет, что я знаю тебя, Канада, ты растешь и меняешься на глазах. Ты распахнула ворота для обездоленных и гонимых со всего света, они изменили твое лицо. Я смотрю из окна: вот прошли, торопясь, две деловитые китаянки, прямые волосы цвета вороньего крыла, за ними плавно движутся дочери Индии - длинноволосые брюнетки в обтягивающих бюст кофточках, прозрачная ткань обматывает фигуру до земли и взметается на левое плечо. Катит детскую коляску, закрытую полиэтиленом от ветра, африканка в сандалях, оранжевом одеянии, с причудливой башней из косичек на голове. Проходит филиппинка в розовой рубашке и узких брюках. Три оливковых цейлонца остановились у телефона-автомата, провожают взглядом арабку, закрытую паранджой - видны только глаза в щелки. А вот и наши, русские, их сразу узнаешь – свои! Не город, а фестиваль!
       Появились школьники - все в джинсах и кроссовках с разноцветными рюкзаками, говорят на английском без затруднений и уже не разобрать, откуда они родом. Счастливые - им не увидеть уродливых гримас национализма, религиозного фанатизма и политической паранойи, для них равенство людей - аксиома, как равное право всех на солнце и воздух.
       Канада принимает свыше двадцати тысяч беженцев и около двухсот тысяч иммигрантов ежегодно - больше, чем любая другая страна мира. Идет великий и уникальный эксперимент мирного сосуществования разных народов. Конечно, это больно бьет по бюджету и снижает уровень жизни. Но, несмотря на это, новые канадцы продолжают получать превосходную поддержку государства, пока не встанут на ноги. Моих детей, о которых забыл отец, канадцы не только кормили, одевали и учили, но и брали в летние лагеря, возили на аттракционы, в кино и бассейны. Мне предложили бесплатные курсы и записали в библиотечную сеть. С тех пор я пью - не напьюсь духовной родниковой водой из этой сокровищницы добра.
       Людей почтенного возраста, ухоженных и красивых, я встречаю на катке и в походах, на танцах и лекциях, занятиях живописью и дискуссиях о текущих событиях. Они могут ездить на автомобиле и назначать свидания. Помню, как мой безногий отец-инвалид, ветеран войны, не мог покидать месяцами дом, не имея инвалидной коляски.
       В этой стране не умрешь с голоду – церкви и «Армия спасения» предлагают горячую пищу и бесплатную одежду, а зачастую и кров, собирают пожертвования детям иммигрантов, заботятся, чтобы у всех на праздник был набор продуктов. В моральном кодексе канадца лозунг: «Почетнее давать, чем брать!». Дети с детства учатся думать о голодающих ровесниках в Африке и отказываться от своих небольших сбережений в помощь жертвам войн или стихийных бедствий.
       И над всем этим материком свободы разлит мир. Мир! Оценить его может только тот, кто просыпался под грохот бомбежек, кто несся в убежище по ночам с грудничком на руках, когда воздушная волна грозилась сорвать крышу, кто провожая дочку в садик, напутствовал не трогать даже куклу, если найдет на пути, кто уходя на работу, не был уверен, что вернется домой, не став жертвой террориста. «И не будет больше ни войн, ни кровопролития! Будет мир!». Эти слова мудрого премьер-министра Израиля Менахема Бегина часто повторяют по израильскому радио. Господи, какое же это счастье - иметь мирное небо над головой и не заминированную землю под ногами.
       О, Канада! Оценить тебя может только тот, в кого швыряли камнями за непохожесть, кто вырвался из тюрьмы, вынеся через таможню только душу и оставив на колючках заграждений куски собственной кожи. Здесь ценят главное - жизнь во всех ее проявлениях, здесь человек имеет право не просто дышать, но и наслаждаться. Как сказал мэр лучшего в мире города Торонто Мел Ластман, «здесь нет места тем, кто сеет ненависть». Кем бы он ни был, здесь каждый человек живет с гордо поднятой головой. Здесь продумано, чем заполнить досуг детей и как наполнить содержанием дни тех, кто ограничен в средствах или слаб здоровьем.
       Несколько лет назад в газете «Торонто стар» я опубликовала свои первые впечатления о Канаде. С тех пор иллюзии не развеялись, наоборот, мои чувства углубились и получили еще большую подпитку. Я узнала много прекрасных людей, которые приняли мою судьбу близко к своему сердцу. Я полюбила блестящих коллег, которыми страна по праву может гордиться. Там, где я жила раньше, смельчаки взлетали как звезды, но быстро гасли. Я не устаю удивляться публицистам Джорджу Йонасу, Давиду Фруму, Майклу Корену, Дэльтону Кемпу, Мишель Ландсберг, Рози ди Мано, восторгаюсь проницательностью международного обозревателя Эрика Марголиса, преклоняюсь перед мужеством Терри Мелевского, Майка Дафи, Питера Менсбриджа с телеканала СВС - своими честными статьями и репортажами они будят мысль и совесть, не давая разрастись чертополоху различных «измов».
       Канада! Ты шагаешь по планете как предтеча нового тысячелетия и знаменосец высоких идей и гуманизма, демонстрируя, что всем людям хватит места на Земле и что все мы уникальны и достойны уважения уже по праву своего рождения. Я верю, что иммигранты, пройдя период прирастания, воспоют эту дивную страну в песнях, прославят на сцене и передадут детям свою любовь к ней и глубокую благодарность.
       А пока поднимем тост за Канаду - наш новый дом, и пусть ее благословит Всевышний!



 


Рецензии