Графомания - слово в защиту

       Графомания – слово в защиту

В драме Пушкина «Моцарт и Сальери» есть удивительный нюанс – гений Моцарт от души веселится, слушая плохую игру скрипача, а ремесленник Сальери до глубины души возмущается. Что хотел Пушкин этим сказать? Подчеркнуть некие ребяческие, по мнению Сальери, легкомысленные и безответственные черты своего героя?
В профессиональной среде в разные времена была разная планка уровня владения мастерством. Но дело в том, что мир нуждается не только в гениях, но и в ремесленниках и, может быть, даже шарлатанах и недоучках. Естественно, это спорное мнение – в данном случае только мое. Если человечество утратит детскую непосредственность восприятия искусства, то в этом роде деятельности вообще смысла не будет. Совместны ли гений и злодейство – это лишь одна из идей произведения Пушкина, а вот гений и детскость? Это тоже вопрос.
Излишний педантизм как в творческой деятельности, так и в изучении искусства, может привести (и приводит!) к выхолащиванию в творчестве всего живого, максимальному отдалению художника от широкой аудитории, в результате этой тенденции даже такие виды искусства, как театр и кино, могут стать предметом изучения только узких специалистов. Книги станут писать для филологов, музыку – для музыковедов, картины – для искусствоведов. Все же прочее можно презрительно именовать «шоу-бизнесом» и не мараться, образно говоря, соприкосновением с чем-то, что создается для «масс». В XX веке человечество к этому очень упорно стремилось.
Интерес к искусству – это попытки не только стать слушателем, читателем, зрителем, но и отчасти творцом. Отсюда такое явление, как самодеятельность – музыка, литература, живопись, к примеру, становятся своеобразным хобби для людей иных профессий. Они в разной степени способны к этому – из таких самоучек иной раз могут получиться и подлинные таланты, а могут – и графоманы. Но как явление в целом… что в этом плохого?
Беда не в самом явлении, а в конкретных конфликтных ситуациях, возникающих в тех случаях, когда эти творческие единицы неадекватно оценивают результаты своего труда, «встают в позу» и обижаются, столкнувшись с независимой профессиональной экспертизой. Я думаю, что можно и не упоминать о том, что стопроцентно правильного мнения даже самых гениальных экспертов быть не может в принципе, потому что не всегда хороший писатель (композитор, художник) – хороший критик, который может оценить потенциал непрофессионала. Они допускают ошибки, и грубые – в истории это довольно известные случаи.
Нужно ли бороться с графоманией как явлением, осуждать ее? На мой взгляд, ее нужно благословлять. А то, что есть в ней и свои подводные камни, и «минусы» - это естественно. Ведь они есть всегда и во всем.


Рецензии
Вы правы: и шарлатаны нужны, и недоучки. Если не будет шарлатанов, кого мы будем разоблачать? А если не будет недоучек, критики останутся без работы. Мистификаторы тоже нужны, они вносят в жизнь элемент игры. Профессионалов я бы тоже оставил, иногда хочется дочитать книгу до конца. Ещё можно оставить классиков и периодическую печать. В общем, лучше никого не трогать и всё оставить как есть.

Александр Щедрецов   28.12.2008 12:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.