Если завтра в поход...

Уважаемые читатели! Обращаю ваше внимание на то, что статья написана и размещена на Прозе в 2008 году. К событиям последнего времени отношения не имеет.

Трудно, с точки зрения традиционной морали, порицать руководство твоей страны в тот судьбоносный час, когда оно лихо бросает перчатку могущественному противнику. Аж сердце прихватывает от восторга: встали с колен – и сразу в морду, в морду, в морду! Всем тем, кто ставил в позу, гнул, вежливо учил жизни, бил по рукам, заставлял есть вилкой, не давал с девками нормально покувыркаться в ихних драных Куршевелях.

Но сердце – сердцем: заходится от военных маршей и все ему трын-трава, а ведь у некоторых есть еще и разум. А он бубнит опасливо, что одно дело танковая колонна на параде, а совсем другое – когда она напрямик ломит через до боли родное садоводство, образно говоря, «по ржи ее надежд».

Так что хоть и трудно, но надо задуматься – особенно если обе палаты российского Парламента в патриотическом порыве ЕДИНОГЛАСНО просят президента страны признать независимость чужих территорий: Южной Осетии и Абхазии.

В условиях монополизации политической власти в стране неизбежно начинает действовать простое правило: верхнюю планку интеллектуального уровня элиты задает лидер («слишком умных» просят не беспокоиться) и «разномыслие» во властной вертикали сменяется бесперспективным единомыслием. А это – тупик, стагнация – ну, вы знаете... - как любил приговаривать Буревестник Перестройки. Но, даже учитывая сказанное выше, трудно предположить, что в «пятой Думе» не нашлось ни одного депутата, который не мог бы предполагать возможные последствия подобного смелого решения. Вплоть до полномасштабных военных действий. Впрочем, как известно еще с XIX века:
 
Русь героями богата,
Словно вылита она
Из гранита и булата,
И прихода супостата
Не боится вся страна,
Не обдаст врагов картечью,
Не покажет им штыка,
Но отбросит перед сечью
Молодецкой, русской речью,
Просолив ее слегка,
Этой речью сочной, рьяной,
Крепкой, цепкой так и сяк,
Забубенной, грозной, пряной,
Удальством славянским пьяной,
Едкой, меткой, как кулак.
Кто ж противиться нам может?
Славянин перед врагом
Руку за ухо заложит,
Гаркнет, свистнет и положит
Супостатов всех кругом.
Федор Минаев, 1865 год, Мотивы русских поэтов. Мотив бешено-московский

На то и остается уповать: в речах политэлиты пряностей хватает, и смелости им тоже не занимать. Не стану обсуждать действия наших «технических» депутатов: возможно, другого решения у них не было. Не берусь предсказывать исход ставшего реальным благодаря депутатскому энтузиазму вооруженного конфликта между Россией и США. Но ясно одно: без жертв не обойдется. Больших жертв.

В связи с этим у меня всего один вопрос: пойдут ли депутатские дети, если что, воевать за Россию?

Испокон века повелось, что за политические ошибки и амбиции сильных мира сего расплачиваются слабые: те, кого принято называть «простыми людьми». Но и царская, и советская элита сознавала свою моральную ответственность перед подданными. Воевать – так воевать.

В сентябре 1914 года на фронте погиб сын великого князя Константина Константиновича – двадцатитрехлетний Олег, а в мае 1915 года - его зять майор Константин Багратион-Мухранский. Великий князь Дмитрий Павлович принимал участие в боях в Восточной Пруссии, где потери были чудовищны, княжна Мария Павловна работала сестрой милосердия во фронтовом госпитале. Царская семья организовала в парадных залах Зимнего дворца «лазарет для нижних чинов», на 1000 мест, лазареты в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Саблине и других местах - многие на личные средства Императрицы, которая сама вместе со старшими дочерьми работала (именно работала!) хирургической сестрой в лазарете при Дворцовом госпитале. Наверное, можно было бы обойтись без августейшего медперсонала, но Романовы понимали: требуя жертв от других, нужно показывать личный пример патриотизма и любви к Родине.

На фронтах Отечественной войны погибли Яков Джугашвили-Сталин, Тимур Фрунзе, Леонид Хрущев, Владимир Микоян; самолет его брата Степана был сбит, но после госпиталя тот вновь вернулся в строй; еще один Микоян – Алексей - тоже прошел войну летчиком-истребителем. Я так подробно рассказываю о детях сталинского наркома, чтобы напомнить молодым, что Микоян – не только колбаса и сосиски. Многие советские люди отдали свои сбережения на постройку танков и самолетов.

Наблюдая на телеэкране нашу «золотую молодежь», честно говоря, трудно представить, например, Ксению Собчак в полковом госпитале и сына губернатора В. И. Матвиенко в атакующем строю. Или, что бывший «начальник Чукотки» Роман Абрамович вместо очередной, четвертой (или пятой?) по счету яхты за 300 миллионов долларов для себя любимого, вдруг решит за те же деньги построить для Родины крейсер со звучным названием «Анадырь».

Впрочем, я ничего не утверждаю, - в каждом конкретном случае решение будет индивидуальным. Меня просто интересует, насколько новая российская аристократия – та часть граждан страны, которая прокладывает курс государственного корабля, в массе своей готова показывать личный пример жертвенности.

Думаю, что если человек не хочет поступиться малым, от него вряд ли следует ожидать больших подвигов. Поэтому предлагаю простой количественный критерий оценки истинности патриотизма функционеров нынешних партий власти: посчитать и обнародовать процент служивших и ныне служащих в российской армии - от общего числа сыновей «элитных» родителей: депутатов, сенаторов, губернаторов, министров.

Конкретная и государственно-значимая задача для политической оппозиции. На то и щука, чтоб карась не дремал… Вот уже десяток лет два раза в год военкоматы устраивают настоящие охоты на призывников. Родине нужны солдаты? Так подавайте пример, граждане депутаты! А мы, «простые люди», посмотрим, можно ли верить вашим речам о Великой России и «суверенной демократии». Поскольку враг ожидается не завтра, надо полагать, годик другой у нас есть – депутатские отпрыски успеют пройти военную подготовку, отслужить как надо и вернуться, готовыми к войне, которую сегодня разжигают их родители.

Положение обязывает! Наш вероятный противник - Джон Маккейн, - баллотирующийся в президенты США, тоже бравый патриот: он призывает свой электорат «подняться и воевать за Америку», увеличить численность вооруженных сил США, держать в Ираке крупный воинский контингент. Непопулярные меры, но сенатору верят: ведь военными были его дед, отец, сам Маккейн воевал во Вьетнаме, а сын кандидата в Белый дом в 2007 году проходил службу в Ираке.

Мне могут возразить: ну зачем Вы так? Нам ведь не нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия. Хорошие слова – жаль, как говорится, не я их придумал… Но давайте, все-таки умерим патриотический восторг и разберемся: получается, что кто-то должен строить Великую Россию и умирать за нее, а кто-то будет жить в ней припеваючи, отделываясь смелыми речами и «просоленной русской речью»?

Как бы ни так. Какое, милые там у нас тысячелетье на дворе? Во времена Петра Столыпина крестьяне привычно шли воевать за царя и господ, а вот много ли найдется желающих таскать из огня каштаны для нынешних хозяев жизни? Думаю немного. И ситуация с призывом на военную службу как раз об этом свидетельствует.


http://rom-dinastiya.narod.ru/Index.html
http://www.museum.ru/N25769
http://kfinkelshteyn.narod.ru /Tzarskoye_Selo/ hospital 2b.htm


Рецензии
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.