Репортаж про мечеть

НАМАЗ НАКАНУНЕ КРЕЩЕНИЯ - БОГОХУЛЬСТВО ИЛИ БЛАГОСЛАВЕНИЕ?

У подножья голубой мечети многолюдно. Верующие, включая женщин и детей, терпеливо дожидаются начала службы, укрываясь черными зонтами от мокрого снега. Головы представительниц слабого пола покрыты хиджабами, либо платками. На мне – гламурная шляпка с расшитым бисером цветочком… Подруга предупреждала заранее: одевайся скромнее, ничего вызывающего и пестрого. Однако я не смогла расстаться со своими облегающими джинсами даже ради такого серьезного случая. Облачение моей спутницы вполне соответствовало ее же рекомендациям: длинная темная юбка свободного покроя, столь же непритязательный вверх, воздушный палантин, выкрашенный в приятные постельные тона. В одном мы были абсолютно солидарны – на лицах никакой косметики!

До начала намаза считанные минуты. Я разглядываю и фотографирую уникальное сооружение с разных сторон, отдавая дань восхищения мастерам, его сотворившим…
Наконец открывают главный вход. Но он не для нас. По традиции, женщины не могут заходить в религиозную обитель вместе с мужчинами. Для них открыты другие врата, ведущие в специальное отделение мечети. Поднимаемся на третий этаж. У порога приходиться разуваться. Благо полы полностью застелены коврами…. Начинаем поспешно раздеваться и покрывать головы. По микрофону уже доносится голос муэдзина, призывающего правоверных к молитве.
В процессе подготовки обращаю внимание на очень миловидную девушку в белом полупрозрачном хиджабе. В ответ она улыбается мне поразительно искренней и теплой улыбкой, словно сестре. Про себя отмечаю, что успела забыть, когда в последний раз меня приветствовали подобным образом. Для этого нужно иметь сердце, не отягощенное стяжательством и завистью.

Судя по всему, меня здесь принимают за мусульманку. По-крайней мере, не замечаю пытливых или удивленных взглядов, направленных в мою сторону. Чувствую себя вполне комфортно. Помещение весьма уютное и чистое. Согласно исламским канонам, изображение людей и животных на стенах мечети строго запрещено. Видимо поэтому, особая техника восточной росписи достигла невероятного совершенства. Яркие витиеватые узоры, выполненные с соблюдением четкой геометрической пропорции, настраивают, как минимум на медитацию. Именно отсутствие определенных образов заставляет погрузиться в абстракцию, на время выйти из мирского существования для общения с Всевышним.

В первую очередь в глаза бросаются потрясающие своей грамотной планировкой «окна-проемы». Выполненные из темного дерева в виде арок, они достигают высоты, которая превышает человеческий рост - от пола до потолка. Все «чудо-окна» расположены в одной горизонтальной плоскости, параллельно входу. Сквозь них почти ничего не удается разглядеть. В этом и заключается практическая значимость архитектурной задумки. Женщины спрятаны от глаз мужчин, дабы не отвлекать их от процесса исполнения главного долга – поклонения Богу. В то же время и самим женщинам не рекомендуется смотреть даже на своих мужей. Молитва - дело священное. Ущемляет ли это женские права?

В первые минуты пребывания в голову закрадывается необоснованно романтичная мысль. Вот я – восточная принцесса из сказок Шехрезады «Тысяча и одна ночь». Меня держат взаперти, где-то наверху в башне. Многослойные одежды скрывают мое тело. Да и лицо завешано паранджой. Только подведенные сурьмой глаза смотрят сквозь крошечное окошко в пустынную даль в ожидании предназначенного Аллахом мужа…
А между тем, в большом нарядном нижнем зале мечети склоняют главы в ожидании благословения многочисленные господины, хозяева жен, первые после Бога…. Это они, а не мы, сидящие наверху с завернутыми в ткань волосами допущены в главное место воздаяния хвалы Всемогущему Творцу!

Однако начинаю замерзать. Жаль, что не догадалась взять с собой теплые носки... Неожиданно пожилая правоверная подает рукой знак, и мы без разговора садимся на скамью рядом с ней и другими мусульманками почтенного возраста.
«Аллах Акбар» - на этих словах невольно заостряется мое внимание. Да, пожалуй, это единственное, что мне известно. Я не умею молиться по-арабски. Я была крещена в младенчестве и ни разу не изменила своей вере. Моя же подруга Лена по происхождению русская, никогда не являлась православной. В восемнадцать лет приняла ислам. Что привело ее в эту религию? Наверное, склад характера, отличительной чертой которого является жажда оригинальности, противостояние общественным представлениям «о хлебе насущном». Не скажу, что полностью разделяю ее выбор, но наши интересы по многим позициям в отношении Востока совпадают.
Снова погружаюсь в свои мысли. На сей раз более возвышенного содержания. Прерываюсь в тот момент, когда Лена начинает опускаться на колени и прикладываться лбом к земле. То же самое с чувством проделывают все присутствующие. Понимаю, что оказалась в неловкой ситуации. Но другого выбора нет, приходиться играть до конца, соблюдая правила. Первая попытка повторить движения едва не заканчивается крахом. Во-первых, во время преклонения я чуть было не уронила общее сиденье. А во-вторых, довольно громко произнесла: «О, господи!»

Строгий взгляд пожилой мусульманки радости не прибавил. Теперь она точно будет за мной следить. Чтобы не дать самой себя сконфузить, решила вовсе не подниматься с ковра. Не могу настолько же подобострастно сворачиваться клубком, не могу прислонять лицо к полу! А благонравная восточная женщина по законам шариата не смеет поднимать глаз!
Пытаюсь расслабиться в сопровождении голоса второго муэдзина, поющего суры из Корана. И ко мне, наконец, сходят предэкстатические чувства! Как по волшебству льются благотворные слезы. Причину их появления не удается объяснить. Мне не страшно, хотя бессознательное чувство вины присутствует. За то, что я не в храме. Вдруг вспоминаю, что сегодня – крещенский сочельник. В церкви идет праздничная служба! Вот это да! Неужели не нашлось других дней, чтобы совершить познавательную экскурсию? Как я могла забыть о таком великом христианском празднике?

Рука все той же почтенной мусульманки резко трогает мое плечо. Я пугаюсь от неожиданности. В ответ она демонстрирует ладони, на которые надо смотреть, а потом ими как бы умываться. А меня подмывает перекреститься! Когда же закончится намаз?
Встаем с ковра, садимся. Женщины по цепочке жмут друг другу руки. Моя добровольная наставница и на этот раз не забыла про меня. По-прежнему ничего не говорит, но лицо выражает что-то вроде улыбки. Берет мои кисти, несильно трясет. Благодарю. Я прониклась чувством уважения к мудрой старухе.

Нас с Леной как магнитом притягивают решетчатые арки. Пробуем сделать снимки перспективы, но ничего не выходит. С нами заговаривает девушка колоритной внешности. Начинаем знакомиться. Ее зовут Анжела. Имя европейское, сама – лезгинка. Родилась и живет в Петербурге. Очень удивлена, что я в мечети впервые. А нас удивляет ее возраст – 16 лет. Выглядит и рассуждает как молодая, уверенная в себе, красивая женщина. У нее большие планы на жизнь. Вопреки нашим стереотипным представлениям замуж не собирается. Хочет получить высшее образование, достичь успехов в карьере. Одета стильно, видно не бедствует. Если родители обеспеченные, смысл торопиться замуж? Можно и поучиться… Правильно.

Направляемся в канцелярию для получения религиозной газеты и мусульманского календаря. Нас предупредили, что можно беспрепятственно зайти в кабинет, без вызова, без стука и без очереди. Открываю дверь. За столом сидит правоверный лет пятидесяти. При виде меня, лицо его искажается в недобрую гримасу и тут он кричит: «Закройте дверь с той стороны!» В растерянности мы с подругой замираем возле этой несчастной двери и не знаем, что делать дальше. И тут все становится на место в моем осознании ислама.
Как бы не утверждали последователи Мухаммеда о гуманном отношении к слабому полу, его место в системе распределения социальных ролей вторично. С другой стороны, воспитанные на почитании мужчины как изначально превосходящего существа, далеко не каждая женщина само подчинение ему - первому после Бога рассматривает в качестве жертвы. И дело тут не в образованности или ее отсутствии, а в многовековых традициях, зачастую не упомянутых в священной книге.

Я покинула мечеть со смешанными чувствами. Мне близка восточная культура во многих своих проявлениях, и я симпатизирую, а порой сочувствую женщинам в платке. Но это не мой путь, при всем уважении. По-крайней мере, в этой жизни.
P.S: На следующий день после намаза мое самочувствие внезапно ухудшилось. Появилось ощущение полного ослабления. Еще через день я отравилась во Владимирский собор и попросила крещенской воды. Сделала несколько глотков, умылась и пришла в себя. Настоящее чудо!

CПРАВКА
В России, по словам ученого-исламоведа Романа Силантьева проживает порядка четырнадцати с половиной миллионов мусульман. При этом общее число русских, ставших правоверными, согласно утверждению эксперта за последние пятнадцать лет составило не более трех тысяч человек. Всего же в мире насчитывается свыше одного миллиарда трехсот миллионов последователей Мухаммеда, сообщает организация World Christian Database.

НАТАЛЬЯ ЗАХАРОВА.
Сокращённый вариант этой статьи был опубликован в издании "Орский Вестник" 12 февраля 2014г.


Рецензии