Такой Ближний Восток

2007 год. Март
Звуки восточной музыки стали неотъемлемой частью моей повседневной жизни. И не только потому, что я в принципе люблю Восток, а потому, что меня окружают выходцы из Средней Азии…
Я живу в «мусульманском квартале», что негласно образовался на Английском проспекте. Когда я сняла комнату в «хрущёвке» под снос, в освободившиеся квартиры прежних хозяев очень быстро заселились гастарбайтеры. Теперь мы живем под одной крышей – я, семейная пара и десять мужчин родом из Узбекистана и Таджикистана.
В общем-то, мы ладим. Соседи уже неоднократно угощали меня пловом – национальным блюдом, который, признаться, у них получается отменно. Со временем они стали чаще выносить мусор на улицу. В конструкции нашей коммуналки не предусмотрено наличие ванной или душа. Несмотря на дискомфорт, квартиранты исправно платят по семь тысяч рублей за комнату ежемесячно.
Подобного количества живых существ, спящих на полу на «одном пятачке», раньше мне видеть не доводилось…. Вот они, братские народы, целыми бригадами согнанные тяжкой жизнью в Россию после развала СССР. Многие из них едва говорят по-русски, не владеют правилами хорошего тона. Питер, как и Москва, привлекают только возможностью заработка, а не культурными достопримечательностями. Да и к чему грузчикам, посудомойщицам, уборщикам, рыночным торговцам изысканные манеры? Зачем им грамотная речь? За это никто не доплачивает. Городу нужна рабсила, и она стекается мощным потоком сюда из СНГ. Так что не стоит с презрением относиться к тем, кто делает за нас грязную работу.
Кажется, я стала примиряться с мыслью о том, что мое соседство с незванными гостями на пару-тройку месяцев затянется, если они не переедут…

Апрель
- С нашими мужчинами лучше не разговаривай. Если много общаться – тебя неправильно поймут, несмотря на то, что ты русская…. Об этом мне сегодня толковал Дильмурад – двадцатисемилетний узбек с большими синими глазами и на удивление верным интуитивным подходом к людям. В Петербурге работает уже третий год. Собирает деньги на собственную свадьбу.
Родители уже нашли и засватали для него невесту – студентку киргизского госуниверситета. Однако высшее образование ей, по всей видимости, не пригодится. После замужества она будет работать и рожать, поочередно меняя хлопковое поле на дом, где своей очереди обслуживания по праву ожидают мужнины сородичи.
- У нас не так как у вас, - поясняет жених. - У нас трудно. Наши женщины воспитаны по-другому.
- И что, их полностью устраивает такая участь?
- Да. Их к этому готовят с детства. Они все знают заранее.
Я с великим сочувствием вздохнула, заподозрив грубое ущемление женских прав в соседних государствах.
Дильмурад, или по-нашему, просто Дима, поделился историей из своей жизни. Будучи юношей, он полюбил красивую киргизку по имени Нигора. Девушка ответила взаимностью. Встречались украдкой, мечтали узаконить отношения по всем традиционным канонам. Но родители возлюбленной предпочли другого зятя – с большим кошельком. И сосватали дочь без ее согласия, как это обычно бывает. В отчаянии Дима решился выкрасть невесту, однако отступился от плана, поскольку не имел достаточных средств на содержание жены.
Через несколько лет они случайно увиделись на улице. Нигора по-прежнему блистала красотой, но была уже дважды матерью. Она сидела в дорогом автомобиле мужа и украдкой поглядывала в боковое окно. Вдруг взгляды бывших влюбленных встретились. Словно вспышкой на мгновенье ослепило и того, и другого. И стало ясно, что не смогли позабыть друг о друге, что чувства невозможно изгнать.
- Ну и как же ты собираешься жить с той, которую тебе предназначили в жены?
- Полюблю ее...
- А если, к примеру, она тебя не полюбит?
- Ничего. У нас главное, чтобы муж любил, тогда все хорошо будет. А жена рано или поздно привыкнет.
Кстати, Дильмурад, помимо привлекательной внешности, имеет за плечами высшее образование, свободно говорит на узбекском, таджикском, киргизском языках, знает русский, понимает хинди, читает суры из Корана в подлинном арабском варианте и владеет приличным английским произношением…
В Питере он трудится грузчиком вместе со своим другом-ровесником Азатом. Друг не виделся с женой и дочкой более полутора лет. Тайком от земляков он не раз демонстрировал мне фотографии семьи. Изоза – хрупкая черноглазая красавица - любит мужа горячо. И даже умудряется ревновать на расстоянии. До нее дошли слухи, что под одной крышей с драгоценным супругом проживает красивая русская девушка. Ее сердце неоправданно забеспокоилось.
С одной стороны, комичность ситуации вызвала во мне добрый смех. С другой - стало жаль преданную подругу жизни Азата, в одиночку воспитывающую ребенка и ожидающую возвращения своего любимого. Ежедневно из Киргизии в Россию прилетали смски необыкновенно нежного содержания.

Май
Мои соседи – очень контактный народ. Вот, к примеру, относительно молодая парочка Бахром и Фируза. Работают в поте лица: он грузчиком на рынке, она продавщицей шавермы. Успевают еще и покомандовать в «доме»! На днях под видом закамуфлированной шутки предложили мне почистить общий унитаз. Но после реакции русской соседки, обоснованно заявившей, почему она никогда не будет «мыть за толпой незваных гостей», забрали свои слова обратно. Тяжкую обязанность, так уж и быть, возьмет на себя Фируза. А за мной остается только плита и раковина. Спасибо… Большое…
На этом удивительные моменты не закончились. Прозвучала новость века.
- К нам едет старшая жена.
- Позвольте, кто?
- Наргиза. А я младшая. На троих у нас шестеро детей, - проявляя понимание и терпимость, разъяснила Фируза.
Я впала в ступор. Затем решилась и задала совсем не скромный вопрос: «Ну а как же вы втроем разместитесь в одной спальне?»
Тут главный виновник предстоящих неудобств расплылся в практически полностью беззубой улыбке и не без гордости заметил: «Я одну слева положу, а другую – справа, а сам лягу посерединке»…
Соломоново решение! – подумалось мне. Сериальные сюжеты по сравнению с настоящей полигамией просто отдыхают! А все-таки, разве две дамы в одной хате, не говоря уже об одной кровати, способны ужиться?

Июнь
Вчера вечером Фируза сильно разволновалась. Ей даже стало дурно и пришлось отпаивать валерианкой. Я впервые видела ее в таком состоянии. Она не могла накрыть стол к ужину, руки отказывались слушаться.
- Муж поехал в Пулково встречать с самолета старшую жену – процедила она леденящим голосом. - Сердце у меня не на месте. Я не знаю как себя вести. А если Бахром уйдет от меня?
- Ну что ты, он тебя любит, не переживай.
И я принялась утешать вторую спутницу жизни узбекского мачо:
- Встреть соперницу как родную сестру. Не поддавайся гневу. Мужчины терпеть не могут женские склоки. Сохраняй лицо. Ты здесь хозяйка, ей гораздо сложнее. Она зависит от вашей милости. Протяни ей руку дружбы, постарайся помочь. Только так вы сможете жить все вместе. А иначе Бахром заведет себе третью жену…
Откуда я это все знала? Мне ведь лично не знакомы подобные перипетии. Кто знает, может, проявился опыт одной из прошлых моих жизней? Я нередко приходила к ощущению себя как восточной женщины. Но всегда вовремя спохватывалась, вспоминая о своем природном характере. Ведь если бы я вдруг вышла замуж за приверженца ислама, то меня бы либо убили, либо просто покалечили. Кроме шуток.
- Дай я тебя хоть расцелую…. На этих словах порозовевшая и взявшая себя в руки Фируза раскрыла объятья и принялась благодарить дельную советчицу.
«Сильная женщина» - вот о чем я подумала тогда.

Июль
Наконец-то я смогу вырваться из «мусульманского царства»! Их много, а я одна. Замечаю, что начала перенимать другой образ мышления, бессознательно следуя традиционным моделям поведения чужой культуры. Мои нерусские соседи оказались находчивыми и живо интересовались всем происходящим. Они стали лучше говорить на нашем языке, худо-бедно соблюдают порядок у себя в комнатах.

Август
Меня не было примерно три недели. Приехала за вещами. Везде бардак, грязь, неприятные запахи!.. Все мне рады. Еще бы: я заселила вместо себя подходящую тетю с собакой и кошкой, изначально не имеющую тяги к чистоте.
Оказывается, Бахром недавно избил Фирузу на глазах у земляков. Чтоб знала свое место. И стоило мне только уехать!..

Сентябрь
Я пришла в последний раз. Перед уходом в дверях столкнулась со своей любимой парочкой. Третья участница семейной драмы целый день провела дома за исполнением общественно-полезных дел – варкой и стиркой.
На Фирузе – новое бардовое одеянье в строгом мусульманском стиле. На лице радостная улыбка.
- Вот, Бахром мне сейчас купил. Как тебе?
- Красиво. Твой цвет. Я подумала, вы вернулись с праздника…
Долгим проникновенным взглядом Фая (так ее называли все, кроме меня) впилась в мое лицо. И поняла, что я знаю про избиение.
- И бьет, и любит! – считала мои мысли праведная мусульманка. – И наряды покупает. Он все равно любит меня. Меня, Наташа!

После этой фразы сердце у меня невольно защемило. Существует, чтобы там не говорили, женская солидарность! Независимо от нации, цвета кожи и других составляющих.
Мне хотелось заплакать. Потом возникло желание закричать: «Что же вы делаете, МУЖЧИНЫ?!!»
Но я лишь тихо произнесла на прощанье: «Всего тебе хорошего, Фируза».
На этом закончился мой опыт изучения особенностей жизни гастарбайтеров.


НАТАЛЬЯ ЗАХАРОВА.

PS.: Репортаж "Такой Ближний Восток" стал победителем профессионального конкурса факультета журналистики СПбГУ в номинации "Лучшая публикация" за 2008 год.


Рецензии