ЕСЛИ НЕ ВЫ - ТО КТО ЖЕ?

Если крикнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в Раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
С. А. Есенин

Понятия «мужество» и «патриотизм» в эпоху массовой глобализации неожиданно утратили былую популярность и смысл. Ими перестали восхищаться. Их перестали культивировать в людях. Дошло до того, что открыто заявлять о любви к своей стране стало чем-то постыдным. Тебя либо не поймут и просто высмеют, либо покрутят пальцем у виска и примут за умалишенного…
Когда общество дезориентировано, а материальные ценности возвышаются над моральными - обостряется вопрос национального единства и будущего России. А его невозможно представить без подлинных патриотов. Именно таким является Павел Викторович Павлов, прошедший войну в Афганистане.
Повестка в армию пришла в 1985 году. Восемнадцатилетнего Павла предупредили: отправим тебя служить в Германию. Однако уже по прибытию в аэропорт призывникам стало ясно - о Европе можно забыть. На табло высвечивался рейс: «Ленинград-Фергана». Страшила неизвестность – вернешься ли обратно домой целым и невредимым? Перелет задержался на трое суток. Все это время будущие бойцы жили в аэропорту. К ним приходили родственники, друзья, любимые девушки. Возможно, кто-то видел близких людей в последний раз.
- Тогда была советская идеология, - вспоминает Павел Викторович. – Нам говорили: «Если солдаты не будут охранять южные рубежи нашей Родины, значит, территорию займут враги-американцы. Они станут угрожать безопасности ваших матерей, жен и детей. Вы должны все как один встать и пойти защищать свою страну!» И мы как один пошли. Нам не приходило в голову задумываться над приказом правительства или сомневаться в его справедливости.
Павла распределили в разведроту триста пятьдесят седьмого воздушно-десантного полка. После полугодового обучения в Фергане и двухнедельного карантина в части под Кабулом началась непосредственная военная служба. Мусульманская страна произвела неизгладимое впечатление на солдат. Повсюду царил первобытно-общинный строй. Жители выглядели изнуренными от каждодневного тяжелого физического труда. Их одежда была примитивной и практически не менялась. Каждого из бойцов в ходе изучения законов шариата предупреждали – даже к ребенку мусульманина нельзя поворачиваться спиной - может застрелить.
По словам Павла Викторовича, у граждан Афганистана было собственное представление на счет дислокации советских войск в зоне боевых действий. Оно не вселяло ни радости, ни надежды.
- Во-первых, мы для них были неверные, поскольку не исповедовали ислам, и только за это нас уже следовало убивать. А, кроме того, душманы и моджахеды (священные воины, идущие на сражение во имя веры) считали само присутствие «захватчиков» на своей территории непростительным осквернением. За разглядывание здешней женщины можно было разделить участь барана – отправиться на тот свет с перерезанным горлом. Эти люди нас ненавидели. Все, что они умели – хорошо воевать. Другого заработка, кроме войны, они не знали.
Несмотря на подобные зверства последователей Мухаммеда, Павел сумел уберечься от страшной заразы под названием «национализм». Он отметил для себя глубину мудрости восточного человека, заключенную в почитании старших, уважении своей семьи, бережному отношению к произнесенному слову.
- Американцы отлично спонсировали душманов. Обмундирование врагов во много раз превосходило наше по качеству. Когда я впервые увидел куртку с подогревом – то безумно удивился. Наши спальники весили около восьми килограммов, а их были изготовленные из пуха…. Только в оружии нас не удалось превзойти. Наш Калашников самый лучший!
Последний день службы запомнился навсегда. Никто не спал накануне отправки в Союз. Кто-то гладил парадку. А кто-то, не смыкая глаз, смотрел вдаль, мысленно прощаясь с южными холмами, запоминая каждый изгиб, чтобы рассказать о боли, которую не вытравить из сердца.
На вопрос: «У вас не возникало чувства, что вас предали?», боец не раздумывая, отвечает: «Нет. После первых потерь парни стали воевать друг за друга и для того, чтобы просто выжить. Я воевал за своих товарищей. Мы не задавались вопросом, правильно ли государство поступало с нами или нет. В этом сила армии».
По воспоминаниям афганцев, воины находились долгое время в информационной изоляции, до них часто не доходила пресса. Переписка строго контролировалась. Ничего определенного о службе в Афганистане обыватели не знали. В то время как солдаты вели сражение и несли человеческие потери, советский народ думал, будто они сажают деревья и помогают рубить лес гражданам союзной республики…
Неоценимой поддержкой стали приезды артистов с концертами в военные части. Отчетливо запомнилось выступление Александра Розенбаума. Песня о Невском проспекте особенно порадовала парней с Ленинграда. Чувства благодарности и признательности остались до сих пор.
1987 год. Самолет с отслужившими ребятами, наконец, приземлился в Ташкенте. Чтобы никому не пришло в голову буйствовать по поводу обретения полной свободы, два наряда милиции в скоростном режиме, заворачивая руки вновь пребывшим, тут же отправляли их домой. Так они и разлетелись кто куда…. «Кто на дно, а кто наверх», - как сказано в «Девятой роте» Бондарчука.
-Я не жалею о том, что воевал, - без тени сомнения говорит председатель межрегиональной общественной организации инвалидов-ветеранов афганской войны «Каскад». И утверждение Наполеона – «Худой мир лучше доброй войны» не расценивает как объективное.
- Мир бывает разный. Он может поставить меня на колени, а война может возвысить. Сама война с человеческой точки зрения, конечно, отвратительна. Смерть, тяжелые ранения, жестокость…. Тут вопрос несколько в ином ракурсе. Война во имя чего? Во имя защиты Родины? Это одна война, священная. С целью захвата чужой нефти – совсем другое дело. Но как поется в известной песне: «Бронепоезд должен стоять на запасном пути».
Сложности начались сразу после приезда домой. Невозможно было представить, что, пройдя через страшные испытания во имя благополучия страны, окажется, что самой страны уже как таковой не существует.
-Я из Советского Союза попал в Афганистан, а когда вернулся - угодил в перестройку. И тут растерялся. Государство разваливалось. Мы стали никому не нужны. Было тяжело перестраиваться. Пытались собираться вместе. Но организация движения афганцев продвигалась трудно. Однако мы не побирались на перекрестках, мы выстояли!
Сейчас Павел Викторович воспитывает троих детей – 16-летнюю дочь и двух подрастающих сынишек. Много времени посвящает работе с молодежью, интересующейся военной тематикой. В «Каскаде» для них организовали спортивный зал, обучают стрельбе, занимаются физической подготовкой, проводят уроки мужества. Все это делается с целью оградить молодое поколение от превратного представления о мужской чести и долге, о славных страницах истории России, патриотизме.
Сегодняшнее положение армии у всех вызывает обеспокоенность. Ее нужно спасать. Ей нужно помогать. По мнению Павла Викторовича, в первую очередь необходимо поднять престиж военного человека в России, вспомнить про младший офицерский состав. Нельзя постоянно ругать то, что было раньше. Надо взять из прошлого самое лучшее и внедрить его в настоящее. Офицер – это, прежде всего, стабильная зарплата, уверенность в завтрашнем дне и достойная пенсия. Когда человек обеспечен на будущее - с него можно требовать.
Перевод армии на контрактную основу не решит проблемы, а наоборот, сыграет в свои же ворота. Армия должна быть преимущественно постоянной вольнонаемной и лишь частично контрактной. Проблема в том, что профессионалы не воюют за Родину, они воюют за деньги. В рядах вооруженных сил утрачен дух военного братства, поэтому имеет место извращенная дедовщина. Это и отпугивает многих молодых людей от службы. А ведь мужское начало закладывается здесь. Армия – это отражение нашего общества.
Если государство обратит внимание на малочисленные организации, которые пытаются повлиять на критическую ситуацию нивелирования понятий: «воин», «мужчина», «боец» - положение может исправиться. Настоящий патриотизм – это не когда десять скинхедов забивают одного корейца или эфиопа.
Любовь к земле, женщине, детям, родителям, уважение к народу, знание своих корней и истории страны определяют жизненную позицию отдельного гражданина. Фундамент закладывается в семье. Крепкие браки и вера в Бога в итоге спасут нашу страну.

НАТАЛЬЯ ЗАХАРОВА

ИЗ ДОСЬЕ
Павлов Павел Викторович.
Год рождения: 1967.
Годы службы 1985-1987.
Звание: старший сержант.
Главная награда: орден Красной звезды.


СПРАВКА
Межрегиональная общественная организация инвалидов-ветеранов афганской войны «Каскад». Была создана в 1991 году. Основное направление деятельности: военно-патриотическое воспитание и физическая подготовка молодежи, изучение истории страны.


Рецензии