им. Максима Горького

       Амур всегда привлекал меня своей мощью и какой- то скрытой мистической силой. Он не  похож ни на одну реку нашего Союза : горные каньоны с высокими утесами, гордыми как сторожевые псы; высокие сосны и ели; заросли тальника. Тайга вплотную подступает к реке, пугая своей дикостью и непроходимостью. Чем ближе к морю, тем более зигзагообразна траектория русла Амура.

       Чуть более 100 км ниже г.Комсомольска- на -Амуре, где усталый, после химкомбинатов г.Амурска и летно-подводного, пугающего сотнями труб, г.Комсомольска, река Амур отдыхает и делает крутой поворот на Восток, есть поселок им. Максима Горького.

 Это и был конечный пункт нашей командировки. Оказание практической помощи жителям нижнего Амура - так официально называлась цель нашей экспедиции, поэтому каждый год , с особой тщательностью и "рвением", мы стремились на Амур, ближе к природе без дежурств, без крови и стонов...
       Так как "Метеоры" и "Ракеты" пролетали мимо несчастного поселка, добраться до него согласился лишь лихой шкипер с дебаркадера пос. Киселевка, что на другом берегу Амура, да и то потребовал "валюту"вперед. Мы любезно поделились с ним одним "рыжиком" 70% медицинского.
       Когда-то, еще в 30-е годы прошлого столетия, в этих местах были рыболовецкие колхозы .
       ...Похозяйничав, рыбозаготовители уходили на новые места , увозя с собой молодежь и, оставляя местным жителям заброшенные рыбзаводы по всему Амуру, как живых свидетелей, былого расцвета коллективизации. Вот к такому экзотичекому месту и подгребал вечно пьяный шкипер по имени Киря.Ленивые гребки его больших рук, гнали лодку вперед.
       Уже через несколько минут стал виден берег:песчаные отмели, нежные изгибы плакучих ив, ясени, толстые как башни, чуть подзелененные ветви лиственниц, подмытые берега. Внезапно на берегу появился женский силуэт.-Это местный фельдшер -Ядвига!- пояснил я своему напарнику Сереге, кстати классному гинекологу, который любезно согласился сопровождать меня в этой экспедиции.
       -Очень интересная личность.-продолжал я,- родители ее были репрессированные. строили печально известный нефтепровод Оха-Комсомольск. А когда умер "усатый", поженились, да так и остались жить на поселении, прикипев к здешним местам.

       Позже родилась Ядвига, дитя природы.Росла в поселке среди нанайцев и ульчей. Уже в 6-летнем возрасте отец брал ее с собой на охоту и рыбалку, учил читать и писать, благо у них была богатая библиотека. До сих пор не могу понять, как среди дикости и беспробудного пьянства, можно было сохранить такой уровень интеллигентности и тягу к знаниям. С детства Ядвига могла по щебетанию птиц предсказывать погоду, по сломанной ветке и следу на снегу узнать кто здесь проходил - настоящая таежная дива. Потом было медучилище в Комсомольске - на - Амуре и, уже более 10 лет, работа фельдшером в этой таинственной глуши.
       Лодка нежно, как нож в масло, вошла в прибрежный песок. "Большой привет работникам здравоохранения на селе!", - с пафосом и на правах давнего приятеля бросил я....
       Она была прекрасна! Загорелое, без тени макияжа , лицо подчеркивали умные, блюдцеобразные, совершенно голубые глаза. Всю эту прелестную картину дополняла большая копна соломенно-желтых волос, которые небрежно скатывались на независимые,бронзовые от загара, плечи.
       -Так! Какая у нас сегодня программа ?, - спросил я.
       -Как и год назад , у нас ничего не меняеться уже много лет. Всё на своих местах ,- парировала Ядвига.
       -Ну вот и чудненько! Знакомься- мой друг и гинеколог- Серега. Она подняля на него свои блюдца... и я вдруг понял, что Серега пропал. Пауза затянулась.
       -Так! Первым делом " самолеты"-, сказал я и взял тяжелый чемодан с инструментами. Мы медленно двинулись.
       Рассвет уже буйствовал вовсю. Уже можно было различать очертания низеньких покасившихся жилищ с неотпиленными жердями на крышах.Тоскующий, протяжный вой десятков собак, возвещал о приближающемся дне.
       У жителей Севера собаки, как коровы в Индии, - священные. Говорят, когда собаки лают по ночам, это человеческие души, живущие в псах тоскуют о своей судьбе... Без особых проблем мы добрались до медпункта:справный закопченый сруб и огромный флаг государства Швейцарии(на красном фоне ярко выделялся белый крест).

       -Не удивляйтесь, доктора, амбулатория даже в "бедрах" мне мала, поэтому прием будем вести в поселковом Совете. А теперь немного перекусим пока народ соберется.
       -Дядя Федя , я так думаю, уже все приготовил?-скромно спросил я.
       -Было бы наивно сомневаться, он с раннего утра уже в бегах и суете,- с обиженным лицом ответила Ядвига.
 Дядя Федя был феноминальной личностью, воинствующим альтруистом. Возраста он был неопределенного от 40 до 80 лет, эдакий шукшинский боровичок. Всю свою сознательную жизнь он протрудился на водокачке, а когда очередной лесной пожар спалил несчастную, стал еще более востребованной личностью , так как совершенно бесплатно варил самогон для всего поселка. Местные страдальцы до сих пор его так и зовут "дядяфедясводокачки".
       Он жил несколько в стороне от, если можно так сказать,основного жилого массива, который составляли десяток серых бревенчатых домов.
       В центре красовался поселковый Совет с огромным транспорантом на фасаде:"Мы прийдем к обеде коммунизма". Как в известной повести про капитана Врунгеля "П" упало , и эта страшилка, со всеми ошибками, пугала и вводила в изумление приезжих гастролеров.
       Создавалось впечатление, что этот странный поселок уже дошел...
       Тропа, которая никогда не зарастала привела нас к довольно сносному домику с большой летней кухней. Дядя Федя очень гордился своим изобретением. В летней кухне и была его знаменитая винокурня
       Калитку открыла жена дяди Феди и на мягком украинском акценте пригласила нас "у хату" Пахло жаренным мясом, мы с Серегой переглянулись, не ели со вчерашнего вечера, безнравственно.
       -Сидайтэ, лаского просим-, сказала она и засуетилась на кухне.
 Вошел дядя Федя, в руках у него "сиял" огромный 2-х литровый бутель покрытый тостым слоем пыли.
       -Нет,нет дорогой! Только после работы, в радость-, отрапортавал я!
       -Ладно, я здаюсь-, с обидой в голосе заключил дядя Федя и убрал свою "убойную силу" в шкапчик.
 Мы со зверинным аппетитом принялись за трапезу, было невероятно вкусно:жаренное мясо с картошкой на огромной чугунной сковороде, которая не знала запаха газа.
       -Семеныч! А твой друг знает, что он с таким энтузиазмом заглатывает?- с ленинским прищуром спросил дядя Федя.
       -Серега! Приятного тебе аппетита! Яйца молодого теленка с луком и картошкой уже привились?
       -!?-
       - Все пора на работу-, скомандывал я, хотя по правде сказать мне не очень то и хотелось, но долг превыше всего, надо отрабатывать дивиденты. Поселковый совет был закрыт на обшарпанную швабру, внутри было темно и пахло кислой капустой.
       -Так осталось полчаса, давайте подготовимся-, Ядвига стала раскладывать инструменты и завешивать окна большими белыми простынями.
       - Ребята! Я что то нашел-, Сережа нес на вытянутых руках настоящий патефон, он был еще в смазке, стопка девственных пластинок лежала там же около облупленной тумбочки.
       -Потрясающе! Это же раритет! -воскликнул я и взял стопку пластинок-музыка Мурадели, слова Каменецкого "Песня о Родине"...
       Стали подходить местные жители, которые с большим интересом разглядывали нас.
       -А автолавка то же приехала?- кто то спросил.
       Весь контингент состоял из пожилых женщин и детей, так как молодые давно уехали на заработки, а мужчины кто умер, а остальные народ нетрезвый, прямо скажем алкаши, которые не нуждались в профилактическом лечении.
       -Так бабушек к гинекологу , а детей ко мне, только не перепутай, Ядвига!-, сказал я.
 Все закончилось очень быстро совместным лузганьем семечек на крелечке поселкового совета.Солнце уже цеплялось своими лучами за края далеких, синих сопок.Появились тучи комаров, которые, видимо, отдохнув днем, решили на ужин закусить нами. Мы вышли на высокий берег реки. Вид открывался  невероятный: Амур мускулисто поворачивал свой фарватер дальше на Восток, легкий туман спускался на высокие пики засыпающих сосен.
       -Так Ядвига! Надо срочно принять антикомарин. А где гранд-пикник и тройная уха? отбиваясь от черной стаи, - спросил я.
       -!!
       ...На берегу горел огромный костер. Дядя Федя при полном параде, в галстуке, подаренном мною год назад, совершал свое знаменитое таинство.
       Огромное ведро над костром было полно белорыбицы, запах стоял на всю округу.
А когда все эти сомики и касатки были выброшанны из ведра, дядя Федя торжественно внес огромный кусок осетра и положил в ведро. Мы захлопали!
       -Так, дядя Федя! Доставай свою "косарыловку", душа разрывается от запахов.
 -Семеныч! На золотом корне, чистая как слеза и цвета 5-ти звездочного коньяка-, заметил он.
       Первая прошла "соболем", это было знакомое ощущение, потому что последующие чарочки идут уже под легкой местной анестезией.
       Я открыл патефон, накрутил пружину , и в абсолютной тишине мягкий баритон запел:"Спокойной ночи, мой друг любимый...".Это был старинный романс, и он так красиво лег на наше настроение , и даже комары нам уже казались очень грациозными.
       Серега после третьей рюмки так близко прижался к Ядвиге, что грудь у нее ожила ,губы нежно целовали его натруженные гинекологические руки. Обнявшись, они ушли.
 Затянувшись сигаретой, после небольшой паузы я спросил:"Скажи, дядя Федя, а ты знаешь кто такой был Максим Горький?"
 -А то бить! Это был большой начальник и очень хороший человек!
 -Какое удивительное место. Какие богатые и простые люди,- подумал я.
       ...Ядвига провожала нас с нескрываемой грустью.
 -Ничего! Не теряйся! Телефон знаешь! Будем на связи! И дай тебе бог силы...
       Через несколько минут , скрипящая всеми своими частями тела, лодка с уже опохмеленным шкипером , несла нас к противоположному берегу. На берегу осталась одинокая фигура женщины.

P.S. В мае 2008 года в СМИ прошла информация : В поселке имени Максима Горького спасатели были десантированы на землю, где обследовали заброшенные дома...
       


Рецензии
Се ля ви...
Но,как же грустно.

Варакушка 5   26.03.2019 10:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 50 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.