Как вырастить вундеркинда

«Ах ты, господи, какой маленький, а чего умеет!» - говорим мы, умиляясь успехам очередного вундеркинда – спортсмена, музыканта, математика. И вздыхаем при этом: «А мой оболтус...» А ведь вундеркиндами не рождаются, их воспитывают.

Вундеркинд и гений – два абсолютно разных понятия. Гениев обычно в детстве называют «странный мальчик». Так, «странным мальчиком» был Стефенсон – любитель, как казалось окружающим, слоняться без дела и торчать на кухне часами напролет. Но именно на кухне этот «бездельник» обратил внимание на странное поведение крышки кипящего чайника, что дало ему впоследствии стать создателем первого паровоза.
Не менее странным был и Чарльз Дарвин, вместо уроков возившийся с мышами и окрещенный собственным отцом «позором всей семьи».
Даже Пушкин не проявлял в детстве признаков гениальности. По словам сестры, он просто приводил мать в отчаяние своей неповоротливостью и молчаливостью.

Гении чаще всего проходят через множество увлечений: у Леонардо да Винчи талант раскрылся во многих областях. Вспомним нашего Ломоносова: сферы его познаний и открытий – от поэзии до математики. Первым увлечением Галилея была живопись, в 17 лет он начал изучать медицину и лишь позже – математику. И примеров таких много. Еще один признак гениальности: самостоятельность мышления и умение «плыть против течения».

Другое дело вундеркинд. Это ребенок с ярким талантом, которого нельзя не заметить. Он на голову выше своих сверстников в какой-то одной области. Взрослые развивают его способности, основанные чаще всего на отличной памяти или тренированности тела, они же и придумывают им применения. Ребенок повторят то, чему научили его взрослые. Своего у него очень мало, ведь он всему еще только учится. Но даже способности для вундеркинда не самое главное. Гораздо важнее, чтобы их заметили и начали развивать.
Типичным вундеркиндом был Моцарт. А отец Моцарта был не только известным музыкантом и композитором, но и талантливым педагогом. В результате мир получил не только ребенка-вундеркинда, но и гения, ставшего великим Моцартом.

Недавно я встретила приятельницу, с которой мы когда-то привели своих мальчишек в бассейн. Мой сын занимался с прохладцей. Заставить его выкладываться полностью было почти невозможно. «Ты посмотри, - говорила тренер после интенсивной тренировки, - он даже не устал». На мои просьбы заниматься серьезнее, сын отвечал: «А зачем?» «Ну, чтобы лучше плавать», - говорила я. «А зачем? Я и так хорошо плаваю». «Чтобы занимать первые места». «А зачем?» Своим вопросом он ставил меня в тупик. Действительно, зачем? Зачем именно для него, а не для нашего родительского тщеславия? И 2-е место по городу было вершиной плавательной карьеры моего сына.

Сын же моей приятельницы плавал играючи. Он был как бы частью стихии и получал от этого колоссальное удовольствие. Не замедлили появиться и результаты. Он стал лучшим в городе, в республике, попал в сборную страны. Семья поменяла место жительства: талантливому ребенку нужен простор. Его имя замелькало в газетах. И вдруг... «Сначала, - рассказывала приятельница, - начались боли в печени, заболевание глаз, непонятные высыпания на теле. Исчез интерес к тренировкам. А потом – полнейшее отвращение к спорту и сильнейшая депрессия».

Приятельница клянет всех подряд: тренера, правительство, общество... Она даже не допускает мысли, что у сына просто происходит переоценка ценностей. Наверное, цель – результат, которую перед ним поставили взрослые, его уже не устраивает. Он должен придти в себя. Найти свое место в жизни. Если повезет.

Отчего же сгорают вундеркинды? В первую очередь, конечно, от непомерной эксплуатации. Хорошо если ребенок попадет в руки мудрого тренера или учителя, а если нет? Специалисты считают, какой бы мощный генотип не имел человек, он не беспределен. И без бережного отношения к годам 16-19 он опустошается.

А еще, как мне кажется, у вундеркиндов отбирают игру. Маленькое послушное существо по многу часов в сутки «пашет» в бассейне, на льду или барабанит по клавишам пианино. А задумывался ли кто-нибудь, что будет с этим ребенком, если его способности пройдут, или кто-то обгонит его, или он просто устанет? Чем он будет жить, если в прошлом у него только изнурительная работа и борьба с соперниками? Перед талантливыми детьми тщеславные родители ставят единственную цель – первенство. А ведь давно известно, что борьба за первенство – это всегда гонка за временем. Хрупкие, талантливые дети, порой, не выдерживают этой гонки, ломаются и сходят с дистанции. А если кому-то из них удается достичь вершины, он вдруг понимает: дальше дорога только одна – вниз. Ведь просто жить вундеркинды не умеют, их этому не научили.

Поэтому родителям стоит трижды подумать, прежде чем выносить способности своего ребенка на суд общественности. Как ни банальна истина, но талант не терпит суеты. Он должен развиваться сам. А когда ребенок вырастет, то пусть распоряжается своим талантом тоже сам.


Рецензии
Вы правы, Софья, тщеславие взрослых лишает детей детства. С уважением, А.Т.

Татьяна Алейникова   04.10.2009 16:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.