Были впереди Одессы

Таганрогский морской порт пожалуй старейшее предприятие города. Начало конечно идет с момента основания здесь Петром Великим еще военно-морской крепости Троицкой. Но фактически торговый порт стал действовать много позже.
10 февраля 1774 года императрица Екатерина Великая издает Указ «Таганрог крепостью не почитать, обратить крепость в город». В 1775 году в Таганроге проживало постоянных жителей 417 человек. В следующем году сюда переведена из Темерниковского порта таможня, построен Большой Биржевой спуск, учрежден карантин и открыта штурманская школа. 8 мая 1778 года в Таганроге устроены адмиралтейство и корабельная верфь. Затем строятся рыбные и канатные заводь 1781 году землемером Диским был составлен первый план города. К 1782 форштадт (предместье) у крепости Троицкой состоит из 66 дворов купеческого населения. И только с 1784 года когда упраздняется Таганрогская крепость и город становится торговым портом и центром кустарной фабрично-заводской промышленности.
Уже скоро в конце 18 века годовой оборот таганрогского порта составлял внушительные суммы. По импорту - на 270 тысяч рублей, по экспорту на 587 тысяч рублей. Чтобы было понятно сегодняшнему читателю значимость этих сумм, скажем в середине прошлого века цены в Таганроге были такие; вино греческое (ведро) от 2 рублей, изюм 2,5 рубля за пуд, масло коровье от 4 до 6 рублей за пуд игра черная (осетровая) от 8 до 14 рублей за пуд, пшеница около 4 рублей за четверть, рожь около 2,5 рублей за четверть, апельсины около 30 рублей за тысячу штук, табак турецкий листовой от 20 до 42 рублей за пуд, мясо около 3 рублей за пуд. (пуд - 16,38 кг, четверть- 8 пудов, ведро-12 литров).
В 1794 году основана Одесса - будущий соперник Таганрога по морской торговле. В 1800 году население города уже почти 6000 человек.
А на дворе уже новый век- девятнадцатый. 8 октября 1802 года учреждается градоначальство. Первым градоначальником был назначен генерал от инфантерии А.А. Дашков. Город расстраивается и уже в 1803 году создана первая пожарная команда, а потом открыта первая аптека. И набирает резко обороты морская торговля через таганрогский порт. В 1804 году вывезено за границу товаров уже на сумму 2.628.846 рублей и ввезено на 1.965.274 рубля.
Значимость Таганрога становится так велика, что 10 апреля 1808 год утвержден императором первый герб города. Спустя два года строятся торговые бани и создается первое уличное освещение, В центре городе каждую ночь зажигают 24 масляных фонаря. Со времен градоначальства барона Б.Б. Кампегаузена город получил «право десятины», т.е. ежегодно 10 % всех таможенных сборов от торговли оста в казне Таганрога и шли на развитие как порти, так и города. Это позволило развивать портовое хозяйство, вести дноуглубительные работы и проводить укрепительные мероприятия. Но этих денег не хватало, тогда в 1834 году был получен солидный беспроцентный кредит сроком на 37,5 лет. И оставление в городском бюджете значительных сумм от торговли, и постоянное участие правительства в расходах на портовые сооружения свидетельствовали о том, что значение морского порта было велико. В 1814 году, когда у въезда в город были поставлены столбы-обелиски шлагбаума, в Таганроге проживало уже более 8000 человек.
С 1820 года первые тревожные симптомы - Одесский порт начинает опережать Таганрог по привозу товаров. Таганрог постепенно начинает утрачивать свое первостепенное значение основного торгового порта юга России, хотя его торговые обороты продолжают нарастать.
В 1826 году на деньги местного купца Дебальдо построена таганрогская достопри-мечательность - Каменная лестница. Она обошлась меценату в 15 тысяч рублей. С 1832 года в части города начинается нумерация домов и кварталов, В следующие годы строятся новые спуски к морю - Банный (ныне Дуровский) и Воронцовский (ныне Комсо-мольский). В 1837 году устраивается сельскохозяйственная выставка. В следующем де-сятилетии строится Воронцовская набережная и обустраивается гавань.
В середине позапрошлого века Одесса уже далеко опережает Таганрог по объемам морской торговли, а потом и ближний сосед - Ростов на Дону впервые обогнал наш город по размерам внешнеторгового оборота. Увы, Таганрог теряет свое первенство порта и на Азойском море. Это случилось в 1848 году.
С 1849 года вводится впервые отопление домов донецким углем. В 1856 году оборот таганрогского порта составлял все же внушительные суммы. Импорт- 3.676.399 рублей, а экспорт- 11.120.189 рублей, Важнейший экспортный товар по прежнему - зерно. В том же году в наш порт прибыло 1123 заграничных судна и 2670 каботажных, а отправилось из Таганрога- 1089 заграничных и 2540 каботажных судов.
В 1856 году в Таганроге открывается отделение крупнейшей в России компании - РОПиг (Русское общество пароходства и торговли). А спустя 13 лет создано мощное частное пароходство купца Стороженко, которое потом перекупил шахтовладелец Древицкий. Это пароходство имело свои пирсы в порту. Через порт стали вывозить донецкий уголь.
Но особо значимым событием для Таганрога позапрошлого века наверняка стало строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дорога через Таганрог. В 1869 году через Таганрог пошли первые поезда. Это позволило резко увеличить торговые обороты города.
В последние годы же после распада СССР в Таганроге как-то притихли разговоры о создании СЭЗ (свободной экономической зоны). А ведь как за это боролись. Сегодня наш порт является одним из крупнейших портов России на юге. Уже сейчас его пропускная способность 1,5 миллиона тонн грузов в год, а обрабатываем что-то около 900.000 тонн.
К Таганрогу подходят и железная дорога и автодороги, здесь есть и мощная взлетно-посадочная полоса, способная принимать самолеты любого класса. Есть идея постройки нового порта или системы портов, грузооборот которых может достичь 10 миллионов тонн. И тогда Таганрог, наконец может стать для России окном, не форточкой в Европу.


Рецензии
Стать окном - это, даже вопросов никаких нет, просто здорово. Но, работая в этом направлении, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно уже сейчас думать и о том, как сохранить индивидуальность такого замечательного города, как Таганрог. Не трансформировать его в процессе развития в ещё один безликий мегаполис...
А цены действительно... По нынешним понятиям, просто смешные. 30 рублей за тысячу(!) апельсинов...
А куда вывозился донецкий уголь? У меня почему-то была уверенность, что он весь потреблялся внутри империи.

Константин Кучер   17.09.2008 09:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.