Недоучки - Алекс Бобр

Мартэн родился тысячу шестьсот лет назад, 10 февраля 1959 года, в тот самый день, когда Земля отправилась в свободный полет по космическим просторам. Его первыми словами были: "Держи их, мудаки сами нарвались!" Как вы видите, это была целая фраза, правильно сконструированная и проартикулированная. Внушив таким образом родителям веру в свои незаурядные способности, Мартэн приступил к сложному процессу взросления, направляемый учителем, которого специально для любимого чада наняли мистер и миссис Н. В девятнадцать лет, успев разочаровать окружающих и, прежде всего - родителей, Мартэн отправился в колледж Зелёной Ложи, чтобы продолжить там обучение.
 Из колледжа Мартэн уехал спустя полтора года, не выдержав "огромной нагрузки". Я встретил Мартэна у фонтана, на центральной городской площади, где кружила стая хищных белых голубей. Поначалу мы не узнали друг друга, но вскоре, припомнив былые проказы, обиды и радости, уже сидели за столом в кабачке "Два ножа".
 Я был на два года старше Мартэна и в своё время также пытался пройти курс обучения в колледже Зелёной Ложи - но совершенно так же, как и Мартэна, меня постигла неудача. Впрочем, мы занимались изучением совершенно разных вещей. Мартэн пытался стать дипломированным ловцом солнечных лучей, а я - продавцом воздуха. Было нелегко, особенно вначале, признавался мне Мартэн, даже несмотря на то, что жили студенты в мармеладных домиках. Каждый день подниматься из долины на самый верх по горным тропам, посыпанным хрустальной крошкой, было настоящей пыткой. И Мартэн сбежал.
- Да, я трус, - сказал мне Мартэн.
- Как и все мы, - отвечал я, - ты ни в чём не виноват. Человек рано или поздно делает выбор.
- Я свой давно сделал. Мне не нравилось то, чем я занимался в колледже.
- Ты сообщил мистеру и миссис Н. о своём поступке? - спросил я, наперёд зная ответ. Никто и никогда не говорил своим родителям о том, что бросил учёбу в колледже.
- Что же ты будешь делать?.. - продолжил я бомбардировать своего друга вопросами. - О чём ты думал, взяв обратный билет?
Мартэн просто ответил:
- О свободе.
Это было как зашифрованное послание. Код, о существовании которого знали только те, кто бросил Зелёную Ложу. Мы, недоучки, словно секта, тайное общество. Мы рассеяны по странам, континентам, планетам. И узнаём друг друга по малым признакам - по жестам, по манере одеваться, по разговорам, наконец. Люди почти не обращают на нас внимания. Недоучкам колледжа Зелёной Ложи нужно только одно - чтобы их оставили в покое.
- Ну, а насчёт будущего я пока не особенно-то думаю... Может, стану художником или создам собственную группу, чтобы играть симфохронологические оперы. Поглядим.
"Точно как я", - пришло мне в голову. Вот уже почти два года я зарабатывал написанием мистических рассказов.
- Нацарапаешь письмо?..
- Нет, я всё решил. Теперь никаких связей с домом. Даже через механических экстрасенсов. Ни-че-го! - отчеканил Мартэн. - С образованием придётся завязать раз и навсегда. Получить диплом невозможно. Через колледж Зелёной Ложи проходят все - других вариантов нет...
Мартэн помедлил.
- Думаю, раз в год буду посылать мистеру и миссис свой отпечаток... в полный рост... И больше ничего. Наверняка они открестятся от меня и попытаются забыть. Такими, как я, не гордятся.
- Да уж, нет повода для гордости, - поддакнул я лишь бы поддержать разговор. Я знал: у Мартэна всегда водятся деньжата; сейчас, наверняка, тоже, и держаться рядом с ним первое время, пока он не потратил их, было бы разумно и выгодно.
- Меня беспокоит другое: я должен выполнить своё предназначение как можно скорее.
В глазах Мартэна блеснули красные искры и погасли. Мне показалось, он не в себе. Что ж, такое иногда случается. Но у Мартэна был вполне осмысленный взгляд. Как старший товарищ я хотел разобраться - сошел Мартэн с ума или нет. Если он псих, то мне пришлось бы сдать Мартэна в дурку, и тогда плакали денежки. Если нет - уговорить его уехать из города и подыскать себе занятие по душе.
- Какое же у тебя предназначение? - осторожно поинтересовался я, мысленно прощаясь с деньгами, но в то же время прикидывая, нельзя ли и из сложивщейся ситуации извлечь прибыль.
- Расправиться с Василием, - ответил мне Мартэн, как если бы сообщал что-то само собой разумеющееся. - Ты ведь знаешь Василия?
Еще бы я не знал Василия! Я бы и сам расправился с ним. Но вы же понимаете - мне не нужно ничего, кроме спокойствия. И небольшой прибыли.
- Как ты узнал о Василии? - спросил я. - Разве вы встречались?
- Нет. Но я знаю - он просто богатенький идиот.
- М-м-м... - Надо было тянуть время. - С чего ты взял?
- Знаю - и всё тут!
- Хорошо, я понял тебя, Мартэн. Но не мог бы ты поточнее объяснить мне, с чего вдруг ты решил расправиться с Василием?
- Я объясню. Он - богатенький наглый идиот, сколотивший состояние на рудниках бутилированного счастья, пока другие просиживали жопу в колледже!
- Прекрасно! - воскликнул я, - Но он же честно заработал своё состояние на рудниках!
- На рудниках бутилированного счастья, Жон!" - воскликнул Мартэн.
Да, это мерзко и... глупо, согласился я. Здесь нечем особенно гордиться. Но кто мы такие, чтобы судить людей вокруг?
- В конце концов, ты не можешь презирать людей только за то, что они подлецы и наглые богатенькие идиоты!
- Нет, могу! - упрямился Мартэн. Очевидно, наш разговор зашел в тупик. - Эти люди будут плодиться, сбивая тех, кто пока ещё чист, с праведной дорожки. И вскоре мир заполнится такими вот продавцами счастья. Они будут продавать счастье, пока остаются покупатели. Но скоро и те последние сами станут продавцами счастья, и весь мир превратится в один большой рынок, и люди будут стоять у своих нарядных прилавков, выглядывать из окон опрятных лавочек в ожидании того, кто готов купить их счастье. Но все покупатели уже давно стали продавцами.
 Доводы Мартэна показались мне весьма разумными (настолько, насколько вообще разумными могут быть бредни сумасшедшего). Чего греха таить, я внутренне желал Мартэну всяческой удачи. Но ввязываться в эту историю мне не хотелось.
 Я уже собрался уходить. Но Мартэн остановил меня. Он сказал:
- Мне нужен помощник, Жон. Я боюсь оплошать. Мне страшно, Жон, и я хочу, чтоб ты мне помог.
Мартэн смотрел на меня снизу вверх. Мне захотелось ударить его. Вырвать свой рукав из его цепких пальцев и уйти, забыв весь наш безумный разговор. И тут мне стало стыдно. Не знаю, чего я стыдился больше: того, что внутренне поддерживаю Мартэна, или того, что хочу его ударить.
 Кажется, я даже поднял сжатый кулак, но тут же опустил руку. Я сел перед Мартэном и посмотрел ему прямо в глаза.
- Хорошо. Я не одобряю то, что ты собираешься сделать, но я готов помочь тебе. С одним условием. Чтобы избавить меня от нравственных страданий по завершении операции, ты должен заплатить мне. Заключим сделку. Ты наймёшь меня в качестве помощника на время расправы.
- Сколько?..
- Нет, Мартэн, мой мозг говорит мне, что деньги могут всё испортить. Лучше отдай мне красный футляр, который ты носишь с собой со времени поступления в колледж. Он ведь у тебя?..
Мартэн молча протянул мне футляр. Я спрятал красную коробочку в нагрудный карман и склонился к Мартэну.
- Теперь слушай: все дома богатеньких идиотов охраняются специальными визжащими мембранами. Мы должны быть крайне осторожны. Предлагаю воспользоваться колибри для проникновения в дом Василия. Следующее: оружие. Здесь возможны варианты.
Мартэн достал из чемодана две пластиковые бутылочки с кетчупом. "Да ты садист, мой друг", - решил я.
- Дождёмся вечера. Преступления, совершённые утром или днём, вызывают у меня несварение.
Когда сумерки опустились на город, мы с помощью двух стай колибри поднялись в воздух и понеслись над темнеющими внизу крышами.
- Поосторожней! - воскликнул я, когда Мартэн задел каблуком черепицу на крыше. Пластинка оторвалась и полетела вниз. Мартэн махнул мне рукой, и его стая сделала вираж, обогнав мою и поднявшись выше.
 Моё пальто развевалось как парус, холодный ветер бил прямо в лицо. Держаться было неудобно, и руки начинали затекать. Я старался не смотреть вниз, ведь мы летели на головокружительной высоте, и подо мной расстилался город - мокрый, холодный, враждебный.
 Полёт продолжался минут двадцать. Мы благополучно миновали визжащие мембраны и приземлились на балконе. Моросил мелкий дождик, и серая луна осторожно выглядывала из-за туч, словно являясь соучастником нашего преступления. Мартэн заглянул в окно. Поманил меня, шепнул: "Он с девкой!" Мне было интересно - кто та, с кем спит Василий. Я тоже заглянул в окну, соблюдая все возможные предосторожности. И увидел Клио, стоящую перед кроватью. На кровати лежал Василий.
 Одним рывком Мартэн распахнул дверь и ворвался в комнату. Я шагнул следом. Клио завизжала. Василий скатился с кровати и прыгнул нам навстречу, смешно растопырив руки. Он пытался нас остановить. Тело Василия напоминало огромный блестящий подшипник.
 Я видел, как изменилось выражение лица Василия, когда мы направили на него бутылочки с кетчупом. Я сжал бутылочку на секунду раньше Мартэна.
 Скоро всё было кончено. Василий выскочил в прихожую, когда раздалось клацанье маленьких лапок. Пауки уже были здесь. Они вообще очень быстро работают, эти маленькие стальные полицаи. Дверь легко поддалась. Василий кричал, что у него есть отсрочка, пока его вытаскивали из квартиры. Пауков ничем не проймёшь.
- Вот и всё? - Мартэн стоял где-то сбоку. Я старался не смотреть на него. - Тебе лучше уехать из города. Как можно скорее.
Мартэн хотел что-то сказать, но я жестом остановил его.
- Не нужно лишних слов. Просто беги. Все бегут, и ты беги. А мне нужно кое-что уладить.
Мартэн вышел из квартиры через зияющий проём входной двери. Когда его шаги затихли, я посмотрел на Клио. Она дрожала.
- Вот, накинь это.
Я бросил ей клеёнчатый халат. Клио не поймала халат.
Я прошёл к кровати, чуть не споткнувшись о бутылочку из-под кетчупа, устало опустился на мягкий матрас.
- Он был внутри тебя?.. Нет? Хорошо. Я думал, что мы... опоздали. Впрочем, это не имело отношения к Мартэну. Я знаю, кто ты, Клио. Ты никогда мне не нравилась. Я не считал тебя особенно привлекательной или фантастически умной. Зато так считали очень многие из тех, с кем я был знаком. Наверное, в тебе что-то есть. Особый шарм, не так ли?.. Запах успеха. Ты умеешь хорошо приспосабливаться. Как этот... - Я неопределённо махнул рукой. - Как Василий. Я немного наблюдал за тобой. Ещё в колледже, от скуки. Чем он так привлёк тебя? Необычным именем, что ли? Но он же глуп, как пробка!.. А что касается денег... Мне казалось, ты не должна придавать им особого значения. Что ж, я, видно, ошибался. Теперь я задам тебе последний вопрос и уйду. Слушай: вот я, сидящий перед тобой, так? Мы ведь немного знаем друг друга. У нас есть общие знакомые. И я спрашиваю: считаешь ли ты меня хуже тех, с кем привыкла общаться? Я хуже твоих друзей? Того же Василия?..
 Клио била мелкая дрожь. Я хорошо видел это. Я смотрел на голую Клио и не чувствовал ничего. Немного похоти. Но я отмёл это чувство, вспомнив о Василии, и о том, чем они собирались здесь заниматься.
- Нет, - сказала Клио неожиданно твёрдо, - я не считаю тебя хуже.
- Странно.
Она кивнула.
- Я выйду через балкон. Надеюсь, сил подняться по струям дождя у меня хватит. Нас учили этому.
Я встал.
- А ты пока посиди здесь, оденься и успокойся. И… - я приложил палец к губам, - …молчи.
Холодный воздух рвался в квартиру с балкона.
- Ведь, - задумчиво продолжал я, - не каждый день пауки-полицаи крадут людей...


Рецензии