Из истории народного образования в Таганроге

История народного образования до настоящего времени в комплексе не изучалась, имели место лишь попытки написать историю отдельных учебных заведений нашего города. Потому так много «белых пятен».
В начале XX века в городе насчитывалось 11 городских училищ; мужская и женская гимназии, техническое и коммерческое училище, морская школа, более 30 школ различного уровня. И это всего на 66 тысяч населения города. Поскольку Таганрог в начале века, впрочем, как и всегда, был многонациональным городом и здесь существовали национальные интересы населения, то в городе наряду с русскими шкалами были греческие, еврейские, польские, немецкие школы. Но все учебные заведения были малочисленными.
В числе школ было много воскресных, церковно-приходских, школ грамоты, где преподавание было бесплатным, бесплатными там были книги и учебники. Подобные школы существовали на средства различных конфессий, на добровольные пожертвования и помощь частных лиц, частично выделяла деньги на образование городская дума. Преподавали в таких школах - закон божий, русский язык, арифметику, географию, историю, природоведение, рисование и рукоделие.
Тем не менее в 1900 году например 30 процентов мужчин и 65 процентов женщин были неграмотными.
С 1920г. начинается новый этап в развитии образования. Все учебные заведения школьного типа преобразуются в единые трудовые школы 1 и 2 ступени. Но поскольку церковь отделена от государства, а школа от церкви происходит резкое сокращение числа школ, т.к. были закрыты все школы при храмах и приходах. Отменяется преподавание закона Божьего и потому сокращается почти на четверть количество учителей в городе. Ведь 102 из 468 учителей были священники
Уже с первых дней новой власти создается впервые координационно-управленческий орган, который организует и ведет всю работу по развитию народного образования. 14 января 1920г. при Военно-революционном комитете Таганрога образуется отдел народного образования. Он ведает не только школами. Он руководит всеми дошкольными и внешкольными детскими учреждениями, а также деятельностью театров. Уже вскоре были созданы детские клубы по месту жительства, курсы по дошкольному воспитанию, 11 школ ликбеза, 2 детсада.
С 1924г. Таганрог, являясь окружным центром, имеет окрнаробраз (Окружной отдел народного образования). На 1 января 1925г. всего было 136 школ с числом учащихся 16800 человек, 28 детдомов к детских яслей с числом воспитанников более 2500. Кроме того, имелись 6 клубов, 46 сельских будынок, 8 библиотек, 3 музея, 73 школы ликбеза. Всего школьными учреждениями было охвачено в Таганроге 65 процентов детей, в Таганрогском округе - около 20. В это же время е самом городе было 20 детских домов для сирот, 5 детских садов, 2 вуза, 3 профшколы, 14 школ семилеток, 7 профкурсов, 2 раб-фака, 6 клубов, 7 библиотек, 9 школ ликбеза для взрослых, в которых обучалось всего 9.249 учащихся и работало 340 учителей.
Если считать еще Таганрогский округ, куда входили 6 районов - Николаевский, Советинский, Голодаевский, Федоровский, Матвеево-Курганский, Екатерионовский, то там было еще 8 школ-семилеток и 175 школ-трехлеток, в которых работали 228 учителей. В 1924 году в Таганроге была открыта армянская школа. Большую роль в организации школьного дела в Таганроге сыграл Иван Дмитриевич Василенко, бывший несколько лет заведующим Таганрогским окрнарообразом, он преподавал политэкономию на курсах и в Таганрогском механико-металлургическом техникуме одновременно, И.Д.Василенко - потом стал детским писателем и сейчас этого имя в ряду классиков мировой датской литературы.
Поскольку главная задача тогда была ликвидировать элементарную неграмотность, то не очень заботило власти качество преподавания, большинство учителей не имели не только учительского образования, не даже общего среднего. Но безусловно в городе всегда были прекрасно подготовленные опытные преподаватели с блестящим университетским образованием, но их было крайне мало. Борьба с неграмотностью в Таганроге продолжалась практически до 1940г.. Е 1935г. в городе действовали еще 12 школ для взрослых, возникает и растет сеть школ при заводах и фабриках, прообраз будущих школ рабочей молодежи, были школы-экстерны и т.д.
Когда в 19З0 гг, резко возрастает численность населения за счет притока сельских жителей, в городе строятся новые специальные школьные здания, где число учеников в одной школе превышает 1000 человек. Эти школы строятся в новых районах города. На Северном поселке, в Красном и Рабочем городках, городке «Х лет Октября» и т.д. Именно тогда строятся четырехэтажные школьные здания, ныне школы № 32, 14. Если в 1930г. в Таганроге действовали 17 школ с числом учащихся 12040 человек и в них работали 395 учителей, то уже в 1939г. в Таганроге работали 33 школы с количеством учащихся более 25 тысяч и в школах работало 845 учителей.
В 1926 году в Таганроге действовали наряду с русскими школами немецкая, армянская и польская школы. Средние школы в Таганроге появляются в годы третьей пятилетки (1938-1942гг.). В предвоенном 1940 году в Таганроге действовали 31 школа, в том числе б начальных, 7 семилетних и 18 средних. В средних школах в том же году было введено преподавание иностранных языков. Число учащих; на 1 сентября 1940г. со-ставляло 23.963 человека, В школах города работало 878 учителей. Кроме этого в Таган-роге было два института: институт механизации сельского хозяйства (850 студентов) и учительский институт (323 студента). В Таганроге также работали авиационный, механический, котлостроительный, плановый, металлургический, медицинский техникумы, педагогическое училище с общим числом учащихся более 4000 человек. Также работали 11 ремесленных училищ, выросших в основном из прежних школ ФЗУ и ФЗО.
С началом войны и установлением в Таганроге оккупационного фашистского режима, большинстве школ было закрыто. Их помещения использовали фашисты исполь-зовали для своих целей. Так в школе № 8 имени Короленко была городская биржа труда, в школе № 28 - склад и конюшня, в школе № 2 - располагалась зондеркоманда СС 10 «а». Только в апреле 1942г. открылись шесть начальных школ для детей 8-12 лет. Обучение было платным, 40 рублей или 9 марок в месяц, Занятия продолжались до 1 июля и возобновились в сентябре. Всего в школы пошли 1875 детей. К началу 1943г. в Таганро-ге действовали 12 начальных школ с 3651 учеником. Работали курсы немецкого языка с 1100 учащимися, музыкальная школа на 164 места, мужская и женская ремесленные училища с общим количеством учащихся 233 человека. В ремесленных училищах обучались подростки 14-16 лет. Они каждый день 4 часа учились и потом столько же времени проходили практику на предприятиях города. Все школы были платными, работали по принципу самоокупаемости.
После освобождения Таганрога от оккупации в 1943 году образование влачило жалкое существование, часть школьных зданий была разрушена, большинство школ было разграблено и не могли нормально функционировать, к тому же во многих школах были размещены госпитали для раненых – например, школы № 15, 28, 21 и другие. Из 33 школ города полностью разрушены были 13, частично 18, Не хватало учителей, не было учебников, тетрадей, школьно-письменных принадлежностей и пр. Обучение детей до 1955 года было раздельным. Существовали мужские и женские шкоды. Мужскими были школы № 2, 14, 32 и др. Женскими № , 13, 28 и т.д.
История таганрогского учительства и школьного дела еще ждет своих исследователей. В 1950г. в городе появился первый «Заслуженный учитель школы РСФСР». Им стала Глафира Семеновна Кудрявцева - учительница средней школы № 2 имени А.П. Чехова. В 1956г. звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» были удостоены сестры Елисеевы Нина и Мария Лукиничны - учителя школы № 2 и директор той же школы Г.С. Калашников. В следующем 1957 г. это почетное звание было присвоено учителю школы № 24 Н.Н. Яровенко. Через два годы учителю школы № 32 Гризодубу. Всего за послевоенные годы почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», «заслуженный учитель профтехобразования РСФСР» и «Заслуженный учитель Российской Федерации» удостоено более 85 таганрогских учителей, Таганроге было два института: институт механизации сельского хозяйства (850 студентов) и учительский институт (323 студента). В Таганроге также работали авиационный, механический, котлостроительный, плановый, металлургический, медицинский техникумы, педагогическое училище с общим числом учащихся более 4000 человек. Также работали 11 ремесленных училищ, выросших в основном из прежних школ ФЗУ и ФЗО.
С началом войны и установлением в Таганроге оккупационного фашистского режима, большинство школ было закрыто. Их помещения использовали фашисты использовали для своих целей. Так в школе № 8 имени Короленко была городская биржа труда, в школе № 28 - склад и конюшня, в школе № 2-располагалась зондеркоманда СС 10 «а». Только в апреле 1942г. открылись шесть начальных школ для детей 8-12 лет. Обучение было платным, 40 рублей или 9 марок в месяц, Занятия продолжались до 1 июля и возобновились в сентябре. Всего в школы пошли 1875 детей. К началу 1943г. в Таганроге действовали 12 начальных школ с 3651 учеником. Работали курсы немецкого языка с 1100 учащимися, музыкальная школа на 164 места, мужская и женская ремесленные училища с общим количеством учащихся 233 человека. В ремесленных училищах обучались подростки 14-16 лет. Они каждый день 4 часа учились и потом столько же времени проходили практику на предприятиях города. Все школы были платными, работа-ли по принципу самоокупаемости.
После освобождения Таганрога от оккупации образование влачило жалкое сущест-вование, часть школьных зданий была разрушена, большинство школ было разграблено, и не могли нормально функционировать, к тому же во многих школах были размещены госпитали для раненых – например, школы № 15, 28, 21 и другие. Из 33 школ города полностью разрушены были 13, частично 18, Не хватало учителей, не было учебников, тетрадей, школьно-письменных принадлежностей и пр. Обучение детей до 1955 года было раздельным. Существовали мужские и женские школы. Мужскими были школы № 2, 14, 32 и другие, женскими №7, 13, 28 и т.д.
История таганрогского учительства и школьного дела еще ждет своих исследователей. В 1950г. в городе появился первый «Заслуженный учитель школы РСФСР». Им стала Глафира Семеновна Кудрявцева учительница средней школы № 2 имени А.П. Че-хова, В 1956г. звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» были удостоены сестры Елисеевы Нина и Мария Лукиничны - учителя школы № 2 и директор той же школы Г.С. Ка¬лашников. В следующем 1957 г. это почетное звание было присвоено учителю школы № 24 Н.Н. Яровенко. Через два годы учителю школы № 32 Гризодубу. Всего за послевоенные годы почетного эвания «Заслуженный учитель школы РСФСР», «заслуженный учитель профтехобразования РСФСР» и «Заслуженный учитель Российской Федерации» удостоено более 85 таганрогских учителей. Правда, в последние годы собственно учителей среди них все меньше, а больше чиновников от образования получают эти звания, ну это время сейчас такое «демократическое».


Рецензии
А ФЗУ забыли? (интересная
форма обучения: труд + учёба!)
Были при каждом заводе.
Что касается безграмотности населения
до революции, то весьма сомневаюсь в
правдивости таких утверждений.
Стоит только вспомнить, сколько было
приходов, а соответственно -- и ЦПШ
и воскресных школ, и учесть, что всё
население было поголовно верующим.
Вот даже эти Ваши данные:
"Ведь 102 из 468 учителей были священники."
есть свидетельство искажения истины.
========================
"И.Д.Василенко - потом стал детским писателем и
сейчас этого имя в ряду классиков мировой датской
литературы."
И кто вспомнит, что написал этот
"классик мировой литературы"?
Всё-таки "Платон мне -- друг,
но истина дороже!" касается
и Вашего земляка, Сергей. :)))
Не Чехов же, однако.

Екатерина Сергеева   01.12.2008 19:45     Заявить о нарушении
Ну я и не ставлю И.Д. Василенко в один ряд с А.П.Чеховым. Но если вы не знаете, я Вам сообщу. Василенко автор замечательных повестей для детей. Звездочка" (как раз о ПТУ-шниках), "Зеленый сундучок". "Волшебная шкатулка", "Артемка в цирке", "Артемка у гимназистов", "Хизнь и приключения Заморыша", "Мышонок", "Гордиев узел" и т.д. Его книги только в СССР издавались свыше 160 раз общим тиражом более 10 млн. книг. А также изданы более чем в 20 странах мира. Так что все же классик, правда сейчас у нас авторитов нет. Шельмуем всех, даже если не знаем о них ничего. Но так и писал я как о руководителе наробраза Таганрогского округа. А с другой стороны моя статья так и озаглавлена - Из истории народного образования, а не история.
Вот пожалуй и все. Что касается "искажения истины". Если человек по слогам мог читать и писать - это грамотей, тогда я без коммментариев все оставляю.
всего Вам доброго, Екатерина!
И последнее уже в начале ХХ века далеко не все рабочие были верующими, в смысле там на Пасху, на Рождество, крестины, венчание и отпевание. Это да, ведь церковь имела права ЗАКСа. А так чтобы быть верующими - это чуть более половины. Это не я сказал, это дореволюционная статистика говорит.

Сергей Николаевич Емельянов   01.12.2008 20:10   Заявить о нарушении
"С 1924г. Таганрог, являясь окружным центром, имеет окрнаробраз (Окружной отдел народного образования). На 1 января 1925г. всего было 136 школ с числом учащихся 16800 человек, 28 детдомов к детских яслей с числом воспитанников более 2500. Кроме того, имелись 6 клубов, 46 сельских будынок, 8 библиотек, 3 музея, 73 школы ликбеза. Всего школьными учреждениями было охвачено в Таганроге 65 процентов
детей, в Таганрогском округе - около 20. В это же
время е самом городе было 20 детских домов для
сирот, 5 детских садов, 2 вуза, 3 профшколы, 14
школ семилеток, 7 профкурсов, 2 раб-фака, 6
клубов, 7 библиотек, 9 школ ликбеза для взрослых,
в которых обучалось всего 9.249 учащихся и
работало 340 учителей." (Сергей Емельянов)
==============================
А от этой статистики волосы дыбом
встают и кулаки в ярости сжимаются.
За какую циферку не дёрни -- горе
народное, которое Советы принесли.
20 (!!!) детских домов для сирот!
Откуда столько сирот набралось?
В школу могут ходить чуть более
половины Таганрога!
И так далее...
Ужас! Истребление народа.
Сергей, Вы согласны?

Екатерина Сергеева   01.12.2008 20:11   Заявить о нарушении
"Но если вы не знаете, я Вам сообщу. Василенко автор замечательных повестей для детей. Звездочка" (как раз о ПТУ-шниках), "Зеленый сундучок". "Волшебная шкатулка", "Артемка в цирке", "Артемка у гимназистов", "Хизнь и приключения Заморыша", "Мышонок", "Гордиев узел" и т.д." (Сергей Емельянов)
=================================
И т.д. -- "Золотые туфельки" ?:))
Плодовитый, однако, классик;
вот у Свирского один "Рыжик",
а запомнился, детские слёзы
запомнились.
И Куприн запомнился с "Белым пуделем",
хотя и не детский классик. Да и "Каштанка"...

Екатерина Сергеева   01.12.2008 20:19   Заявить о нарушении
Я так полагаю, что Вы меня хотите в чем-то обвинить? Позвольте в чем?
Не нраваится Вам Василенко ну и не читайте, но зачем размазывать человека, которого Вы не знаете и о котором как я полагаю и не знаете ничего. В 1924 году Советской власти было отроду на Дону всего 4 года.
И перед этим ШЕСТЬ шет была первая мировая и гражданская война. Вот это ужас. Вот истребление народа. А сейчас нынешняя с позволения сказать демокртическая власть лучше? Сколько сирот при живых родителях, сколько бродяг, наркоманов... Вы что этого не видете? И откуда такая злость, извините, не туда стучите. А хаять советскую власть сейчас ни ума и мужества не надо.

Сергей Николаевич Емельянов   01.12.2008 20:43   Заявить о нарушении
Ради Бога, Сергей, не обижайтесь!
Я с большим интересом читаю Ваши
очерки краеведа: много нового,
много фактов, которые нигде
больше не найти.
Но! Что же делать, если меня
воспитали на реализме, да ещё
и критическом? Терпите, Сергей,
"критический реализм" супротив
"социалистического реализма". :))
С искренним добрым уважением,

Екатерина Сергеева   01.12.2008 23:20   Заявить о нарушении