Записки старого музейщика

 


Историком я стал совершенно сознательно, а вот в музейщики подался почти случайно. В далеком 1969 году, когда я уже перешел на 4 курс истфака РГУ, пора было подумать о том, где применить полученные знания, т.е. нужно было искать работу по специальности. В гороно, куда я обратился, меня поставили в долгую очередь. И меня это конечно никак не устраивало. И вот тогда мне предложили организовать работу по созданию музея одного из старейших авиационных заводов страны - Таганрогского механического завода имени Димитрова. Именно так называлось тогда нынешнее открытое акционерное общество «Таганрогская авиация». Так я поменял работу техника-испытателя в ОКБ Г.М. Бериева на новую должность, которой верой и правдой служил много лет. Дело в том, что авиастроители сравнительно недавно отпраздно-вали свой полувековой юбилей (это было в сентябре 1966 года) и была организована выставка. После этого праздника осталась немного того, что можно назвать музейными предметами. Хо-тя конечно кое-что было. Это, прежде всего, несколько ценных уникальных фотографий, не-сколько значков, инструментов, две-три модели самолетов. И еще груда не атрибутированных (неопознанных) фотографий, каких-то вымпелов, кубков, грамот, и т.д. Не было и помещения, где предполагалось создать музей истории завода. Точнее кое-что было. В новом помещении механического цеха на третьем этаже была большая комната примерно 40 квадратных метров. Там же сидел Дмитрий Павлович Лобунец, человек с которым мне пришлось начинать свою карьеру музейщика. Ему тогда было столько, сколько мне сейчас – 66 лет. За его плечами мно-голетняя работа в военном представительстве на каких-то бухгалтерско-экономических долж-ностях, при этом ни истории завода, ни специального авиационного или исторического образо-вания у него конечно не было. Потому, пришлось все начинать с начала. Прежде всего, нужно было понять самому - как создавать музей. Прочитав все, что было доступно, а очень мало бы-ло что читать, я обратился в городской краеведческий музей, где нашел себе добрых учителей в лице Светланы Петровны Тартановой, уже тогда опытного хранителя фондов, Александра Алексеевича Земляченко, давшего мне уроки азов музейного дела и «патриарха» музейного де-ла в Таганроге Петра Давыдовича Карпуна.
Получив первые уроки, я быстро пришел к выводу, что «не боги горшки обжигают», но в то же время понял, что это - профессия и этому нужно учиться. Музей должен сначала ро-диться в голове, и только потом его можно реализовать наяву. Сразу стало ясно, что начинать нужно с помещения, (вскоре было дано новое помещение размером 162 квадратных метра), за-тем разработать музейное оборудование, создать тематико-экспозиционный план музея, соби-рать коллекцию музейных предметов и естественно необходимо было просто изучить историю как авиации и авиационной промышленности, так и историю самого завода. И изучать и одно-временно делать все это одному, точнее со своим немолодым и очень спокойным помощником было очень сложно и трудно. Никто точно не знал, даже когда и кто основал завод, не было ни документов, ни достоверных сведений. Многое было уничтожено в годы революции, граждан-ской войны, фашистской оккупации Таганрога. Был еще один очень трудный фактор в моей работе. Это сплошная секретность, которая царила тогда в оборонной промышленности. Хотя все в городе знали, что завод имени Димитрова – это самолетостроительный завод, ведь само-леты, построенные на заводе видели и слышали все горожане. Самолеты летали над городом, садились на воду в Таганрогском заливе, а по ночам с моторно-испытательной станции над го-родом часами плыл тяжелый низкий рокот двигателей. Но режим суперсекретности мне очень мешал в работе.
Теперь оглядываясь в прошлое, я абсолютно уверен в том, что любой музей, музейчик или даже музейную или мемориальную комнату невозможно создать приказным порядком, обязательно должен найтись один, а лучше несколько энтузиастов, которые бы в это дело вло-жили и свою душу и умения, и при этом обязательно набрались бы опыта, знаний, которых не дают ни в каком учебном заведении. Одно дело прийти после вуза в музей, которому уже пол-сотни лет и где уже отработало несколько поколений предшественников, и совсем другое дело начинать все с нуля самому. Принимая меня на работу в феврале 1969 года, директор завода С.М. Головин строго и вместе с тем с надеждой спросил - смогу ли я сделать музей. Он так и сказал сделать. Как старый производственник, он видимо полагал, что можно сделать все, если дать деньги, инструменты, помещения и пр. Потом он, правда, понял, что музей – это как жи-вой организм, который отзывается на каждое движение твоей души. Можно создать шикарный нарядный торжественный пантеон и все же это будет не музей. А можно разместить его в не-большом скромном помещении, создать свою особенную ауру, где кроме реальных предметов, вещей, любовно размещенных и оформленных художником и экспозиционером, есть еще не-что, что делает музей музеем.
В 60-80-е годы ушедшего в историю 20 века появилась своего мода на создание музеев на заводах, фабриках, школах, институтах, воинских частях и т.д. И в Таганроге тогда появи-лись заводские, школьные фабричные музеи. Хотя попыток было гораздо больше чем самих музеев. Помню, пытались наши трамвайщики создать свой музей, делали попытки создать му-зей комбайностроители, многие профтехучилища, старые комсомольцы хотели создать музей комсомольской славы и т.д. Не получилось. Почему, а потому что не нашлось ни настоящих энтузиастов, ни тех, кто бы их поддержал, особенно из когорты власть предержащих.
Могу назвать несколько самодеятельных музеев, которые, на мой взгляд, получились. Музей металлургического завода, но его создавала старый музейный ас Л.А. Цымбал, прошед-шая хорошую школу в городском музее краеведения. Музей интернациональной дружбы при школе № 9. Там занималась этим учительница – подвижница Шильченко, музей при школе № 15 возник благодаря усилиям прежде всего директора Е.И. Леметюйненой, отдельно можно рассказывать о музее космонавтики при школе № 3, созданным Бардашевым. При школе № 26 был создан музей 416-й стрелковой дивизии, освобождавшей Таганрог в августе 1943 года. Пожалуй, можно отдельно говорить о музее при школе-гимназии имени Чехова № 2. Значи-тельно позже возник музей авиационной техники при воинской части. Там тоже нашлись энту-зиасты В.И. Стоянов, А.П. Швидкий и другие, поддержанные командованием части.
Сейчас мода на такие самодеятельные музеи прошла. Хотя есть музеи, и они как-то жи-вут, но чаще всего по инерции. Мое глубокое убеждение - возглавлять такие учреждения куль-туры должны все же люди болеющие и неравнодушные. Даже некогда процветающий музей может зачахнуть, если в нем станут работать люди незаинтересованные, не желающие сделать что-то еще и еще.
Сужу по себе и по тому, что сделал, и что осталось после меня. Тот первый мой музей со своими помощниками, а это, прежде всего Т.М. Хомякова и А.Г. Иваненко, удалось сделать всего за год. А потом на протяжении почти тридцати лет музейная экспозиция и коллекция по-стоянно пополнялись и изменялись, и это ценили люди, приходившие в музей, слушавшие там лекции и экскурсии. В конце моей деятельности на посту руководителя музея истории «ТА-ВИА» (а это 1993 год) музейная экспозиция состояла из 19 разделов, которая располагалась на очень небольшой площади всего 132 квадратных метра. В музейной коллекции было уже более 1000 единиц экспонатов. В том числе точные копии моделей почти всех самолетов, построен-ных на заводе за период с 1916 года. Модели были выполнены по специальным чертежам-плазам опытнейшими специалистами спецмодельной мастерской ОКБ. В коллекции музея бы-ли ордена и медали, личные вещи, инструменты, документы, знаки и грамоты бывших работ-ников завода. За эти годы было собрано более 2000 оригинальных фотографий, более 1500 ин-тересных документов, относящихся к истории предприятия и т.д. Были личные вещи Героя Со-ветского Союза летчика-испытателя И.Д. Занина, Почетного гражданина Таганрога директора завода С.М. Головина, Дважды Героя Советского Союза Главного Маршала авиации П.С. Ку-тахова, старейших работников предприятия, работавших здесь с 1916 года М.Ф. Тарасова, З.А. Шаповаленко и т.д. Вместе с тем, постоянно вел не только сбор музейных экспонатов, но и воспоминаний работников разных лет. Многие воспоминания были записаны мною в виде ин-тервью, бесед. Все это послужило потом источником для разработки тематических экскурсий по музею, лекций по истории предприятия, а потом и для написания юбилейных брошюр, бук-летов, в конечном счете, документальной истории завода «Трижды рожденный», которая пуб-ликовалась в течение трех месяцев в нашей многотиражке «Заводская правда», а к 90-летию завода в 2006 году удалось издать полноценную книгу «Таганрогская авиация». Если в боль-шом солидном музее его сотрудники имеют специализацию по направлениям, в том числе кто-то ведет массово-экскурсионную работу, кто-то занимается фондами, кто-то работает над тема-тико-экспозиционными планами и т.д. То здесь все в одном лице, в одних руках в одной голо-ве.
В 1975 года родилась идея - создать на территории завода памятник погибшим в годы-войны авиастроителям Таганрога. Эту идею поддержали и администрация завода, и заводские комсомольцы. Была разработана специальная анкета, проведено множество бесед, встреч и пошли люди, и стали не только заполнять анкеты, но несли фотографии своих погибших род-ственников, «похоронки», письма с фронта, какие-то личные вещи и все это передавалось в за-водской музей. Но здесь возникла такая заковыка. Многие из этих людей (родственников по-гибших заводчан) не заводе не работали. А музей находится на территории завода, а завод - режимный объект. Вот тогда и возникла мысль создать специальный «Зал Памяти» во дворце культуры имени Димитрова, куда доступ имел бы каждый желающий. Было выделено хорошее помещение, которое нужно был переделать в музейное. Параллельно шло комплектование кол-лекции музейных предметов, разрабатывался тематико-экспозиционный план музея, шел ре-монт и создание стендов и оборудования для будущего музея. Памятник-мемориал погибшим авиастроителям был торжественно открыт 29 августа 1979 года. На мраморных плитах были высечены золотыми буквами имена 133 авиастроителя, не вернувшихся с войны. Были при-глашены родственники погибших, а потом это стало доброй традицией, растянувшейся на де-сятилетие. Дважды в год, в канун Дня Победы и в день освобождения Таганрога от фашистов. И каждый раз торжественно заносились новые разысканные и отнятые у безвестия имена. Их теперь почти 400. И всегда было многолюдно, торжественно и всегда приглашались родствен-ники погибших. «Зал Памяти» был открыт торжественно в канун 40-летия освобождения Та-ганрога в августе 1983 года. Здесь при создании музея моими добрыми помощниками стали за-водские комсомольцы, прежде всего Ирина Агичик, Таня Кислова и другие. Художественным оформлением «Зала Памяти» занимался наш художник-оформитель Сергей Дараган, ныне ди-ректор Таганрогской художественной школы. Здесь потом проходили многие массовые меро-приятия - вручали юным горожанам паспорта, комсомольские билеты, принимали в пионеры, комсомольцы. Работал клуб юных историков «Патриот».
Оглядываясь назад, могу с гордостью сказать, что в музеях, которые я создавал, а их три (еще музей истории Таганрогского авиационного колледжа имени В.М. Петлякова), побывали многие тысячи моих земляков, гостей завода и города, в их числе можно назвать имена многих замечательных людей страны. Вот только несколько, Герой Советского Союза заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации А.А.Мироненко, Герои Советского Союза генералы В.И. Минаков, Б.М. Ривкин, Г.А. Кузнецов. Музей вместе со своими курсантами-выпускниками Ейского авиационного училища летчиков несколько раз посещал командир учебного авиаполка тогда подполковник, а ныне Герой России Генерал армии заслуженный во-енный летчик В.С. Михайлов. Были здесь Герой Социалистического Труда Н.В. Лутай, дважды Герой Соц. Труда первый секретарь Ростовского обкома партии И.А. Бондаренко и др. Но главное - это тысячи рабочих, инженеров, служащих, школьников, студентов, воинов армии и флота и просто таганрожцев. И надеюсь, что каждый из них унес с собой память о замечатель-ных делах, людях, создававших воздушную славу нашей тогда великой страны.
Это были годы и десятилетия трудной, сложной, но очень интересной и увлекательной работы. Чем и горжусь. Заканчивать же, увы, придется на грустной ноте. Сегодня существует лишь один из трех музеев. Это музей авиаколледжа, и то после вмешательства малокомпетент-ных людей, он сильно изменился. А двух других просто нет. Как нет прежней великой страны, нет многих фабрик и заводов. Рухнула с развалом СССР экономика, рухнула и культура. Но стоит памятник погибшим авиастроителям, и люди приносят туда цветы и сегодня. Может быть, когда-то начнут возрождать историческую память, в том числе и музеи, и заводские то-же.


Рецензии
Память священна.

Алексей Николаевич Крылов   23.11.2011 18:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.