Николай Басов. Гранит камень строгий. Часть 13

Я ушел в забой.

В забое, на огромных глыбах гранита отваленных от скалы взрывом, сидели сгорбленные фигуры людей и махали киянками.

Я подошел к одному из работающих и спросил:

- Бригада Рыжова где?
- Просто так интересуешься или работать думаешь? – поинтересовался он.
- Из газеты я, - не моргнув глазом, соврал я. – Может очерк напишу.

- Из газеты! – Удивился он и задержался с ударом. – Тогда непременно к Рыжову сходи. Он любит с вашим братом потолковать, да и сам частенько в газету строчит. Вон он, у той скалы, со своей бригадой сидит, - указал рабочий и хохотнул. – Опять у них перекур. Вынужденный.

- Почему вынужденный?
- Потому что жмоты, вот и курят часто, - пояснил он и зачастил ударами.

Рабочий выдолбил последнюю лунку в размеченном блоке и придвинул ящик с инструментом. Достал из него горсть металлических пластинок с загнутыми краями и стал вставлять их в каждую лунку по две штуки, а между них всовывал тупой квадратный клинышек-кунерку. Когда все лунки были заполнены – прошелся по клинышкам киянкой. Закрепил. Потом взял кувалду и постепенно усиливая удары чередовал их через одну-две кунерки.

В какой-то момент раздался глухой хлопок. По гранитному блоку, от клинышка к клинышку, скользнула едва заметная ровная трещинка. Рабочий с придыхом положил еще несколько плотных ударов и прямоугольник гранита, шурща щебенкой, медленно отвалился от блока.

- Вот так, парень, - весело подмигнул каменокол и приступил к новой разметке.

- Сколько же можно продолбить лунок одним шпунтом? – спросил я.

- Это у кого как получается, - охотно отозвался рабочий. – У меня шпунт держит, в среднем, пятнадцать лунок. Говорят это рекорд. – Он снисходительно улыбнулся, выдержал паузу и добавил. – А все потому что я хитрый, - и лукаво посмотрел на меня. Но видя, что я ничего не понял, пояснил: - Другие как? Долбят лунки одним шпунтом от начала до конца, пока не затупится. Он выдерживает пять-семь лунок от силы. А у меня в работе сразу три шпунта. Один почти тупой – этим я начинаю лунку. Сбиваю неровности, делаю наметку углубления. Затем, когда края лунки обозначены, беру более острый шпунт и довожу лунку до заданной глубины, а третьим, самым острым – подчищаю стенки, уточняю овал. Небойсь заметил?

- Да нет, - пожал я плечами. – Как-то не вник.

Рабочий уже вновь виртуозно ворочал шпунтом в разные стороны и, не промахиваясь, догонял боек шпунта плотным ударом киянки.

Я собирался уходить.

- Пойду я, пожалуй.

- Ну, доброго пути, - пожелал каменокол, не сбавляя темпа работа.

Рыжовцы – пять человек сидели у гранитной скалы на щебенке и тихо поругивались.

Я подошел и спросил прямо в лоб:
- Чего сидим?

Они уставились на меня будто я с луны свалился.

- Твое-то дело какое? – Недовольно ответил один из них. Самый старший по виду мужчина лет тридцати. – Ты, что, инспектор?

Я не стал скрывать.

- Нет, я не инспектор, а, очевидно, будущий ваш кузнец. Вот хочу узнать, почему бригада не работает? Может забастовочка – тогда мотивы?

Я так их ошарашил, что они с минуту моргали глазами.

- Кто Рыжов? – Спросил я осторожно, чтоб начать разговор.

Ребята переглянулись.

Который спрашивал, не инспектор ли я искоса посмотрел на меня и усомнился:

- Нет, ты серьезно, что ли, или разыгрываешь? Слышал о новом кузнеце, но… - и споткнулся на полуслове.

- Мал больно, - помог я ему. – Не сомневайся, правду говорю. Роман Степанович посоветовал навестить вас.

- Раз так, другое дело, - оживились каменоколы. – Кузнецы нас не жалуют. Ты первый интересуешься нашей работой.
Ребята обступили меня. Завязался разговор.

- Ведь, что, получается, - горячились они наперебой. – Не успеет разносчик инструмент принести, как его тут же приходится отправлять обратно в кузницу. С виду шпунт как шпунт, но держит всего два-три удара, а там или носок летит напрочь, или мнется и становится тупым, как твой… - говоривший запнулся и виновато кашлянул в кулак. – Извини.

Разговор длился долго. Напоследок я посоветовал:

- Отрядите одного человека, и пусть он утречком проверяет каждый шпунт на удар. Сломался носок – в сторону, смялся – туда же и вся недолга.

- Воистину, все гениальное просто, - просиял Рыжов. – Ты, парень, дал нам толковую мысль. Пусть попробует теперь Кудряш снабдить нас бракованным инструментом. Сам буду проверять. Спасибо тебе.

- Да, чего там, - растерялся я. – Дело общее.



(Продолжение следует)


Рецензии
Здравствуйте, Елизавета!
С интересом прочла опубликованные части рассказа. Спасибо! А где же продолжение?

Елена Владимировна Семёнова   08.01.2011 01:08     Заявить о нарушении
Продолжение в изданной книге :)))
Постараюсь побыстрее разместить на страничке.
СпасиБо за отзыв. Благости Божией!

Елизавета Басова   09.01.2011 14:38   Заявить о нарушении
Я вообще-то литейщик,но профессию камнетёсов уважаю.

Алексей Ковриков 6   26.11.2015 17:23   Заявить о нарушении