Рассказанное Хровваном, конунгом Сванланда

Те, кто ещё помнят Бривильд, могут долго рассказывать о стане её, тонком и гибком, как ивовые ветви; о водопаде струящихся по лебяжье-белым плечам локонов, с которыми могли сравниться разве что косы Сив; о голосе, что звучал мелодично и сладостно, будто лесной источник. Но все эти описания меркнут по сравнению с воспоминаниями об очах её – обманчиво-чистых и бездонных, подобных холодным озёрам, чьи воды зовут, чтобы поглотить навсегда…

То был вечер её свадьбы с Дагни, конунгом Ньёрра. Сама прекрасная дева поднесла мне, почётному гостю, чашу с вином. Тогда я впервые встретился с ней взглядом – и сердце моё отныне принадлежало этому неземному созданию. Я старался не подавать и виду, насколько очарован будущей женой ньёррского правителя, но не смог скрыть своих чувств от Уланда, самого верного соратника. Тот лишь посмотрел на меня – и покачал головой.
Вскоре ко мне подошла девушка, прислуживающая Бривильд, и шёпотом передала, что госпожа ждёт меня у конюшен. Я исчез сразу же, как только Дагни отвлёкся на беседу с важными заморскими гостями.

Как сияли холодные озёра её зрачков в свете молодой луны! Как пахло летними травами от живого золота волос! Как неожиданно тепла оказалась молочная кожа, когда дева, вдруг прижавшись ко мне, стала шептать, что не любит мужа, и просила взять её с собой… Мой рассудок, пусть ещё тяжёлый от хмеля, продолжал сопротивляться её речам – но стоило Бривильд подарить мне поцелуй, как я, не раздумывая, подхватил её на руки, вскочил на гнедого скакуна, и мы помчались к полноводной Аволе, где стояла ладья.

Вскоре нас нагнали Улунд и ещё несколько моих людей – остальные полегли в неравной битве, когда ньёррский конунг понял, что ни жены его, ни гостя из Сванланда давно нет в замке. За нами следом неслись воины Дагни. Я передал Бривильд Улунду и вышел встречать его с мечом наперевес. Тот приказал своей рати расступиться и дать сразиться двум владыкам один на один. Я знал, что Дагни бьётся свирепей берсерка, и что меч его ковали лучшие кузнецы, а заговаривали лучшие эрили Севера – но в самый последний момент Бривильд взглянула на меня своими очами-озёрами, и исход боя был предрешён.

Я увёз её за горы – и устроил самую пышную свадьбу, какую только знали Северные Долины. К ногам этой девы мне не жаль было бросить весь Мидгард… Казалось, в тот день в столицу Сванланда не приехали разве что сами асы – здесь были цари и шуты, полководцы и танцовщицы, жрецы и маги.
Слух гостей услащало воистину дивное пение скальда Тоэр ап Гула, приглашённого мной из далёких зелёных земель. То ли его сказочный голос, то ли вино, налитое мне Бривильд, так зачаровали меня, что разум мой находился будто в тумане. Будто сквозь дымку виделись столы, ломящиеся от яств… бесчисленный веселящийся люд… прекрасная дева, подносящая чашу молодому скальду…

Очнулся я от того, что меня тормошил Улунд. «Верно, подлила тебе какого-то зелья твоя ведьма, - говорил он, - да и убежала вместе с певцом.» Чары и от напитка, и от колдовского взора моей неверной вмиг исчезли – теперь их место занял слепой гнев.

Мы очень быстро настигли беглецов. Тоэр ап Гулл, которому нечем было сражаться – и даже имейся у него оружие, что он один против десяти воинов? – спрыгнул на землю, опустился передо мной на колено, склонил голову и молвил:
- Я нарушил законы гостеприимства. Я осквернил волшебный дар мёда поэзии, посланный мне Одином. Убей меня, могучий Хровван, потому что не достоин я ни таланта своего, ни самой жизни…

Только дотронулся я рукояти клинка в ножнах, как в мгновение ока, спрыгнув с коня, подскочила ко мне Бривильд. Она была похожа на разъярённого зверя – но меч мой не дал ей сказать и слова. Снег тела её окрасился алым, озёра навеки покрылись льдом, а я сказал ошалевшему певцу:
- Встань, скальд. Не затем Игг открыл тебе чудо вдохновения, чтобы сложить голову за капризных красавиц. Ни одна женщина не стоит того, чтобы Долины лишились стольких славных мужей. Из-за неё мне пришлось убить Дагни, конунга Ньёрра. Думаю, и он получил Бривильд в таком же бою, потому что за миг до смерти губы его искривились в страной улыбке, и он сказал мне: «Украденная любовь не приносит счастья.» Живи - и поведай эту историю в назидание другим.

И я со своими воинами повернул к замку – пить за лёгкую дорогу моей любимой в царство Хель.
А через год весь Север напевал песни о прекрасной деве, что погубила многих славных героев и в конце-концов сгинула сама; о несравненной Бривильд, чьи глаза были подобны холодным горным озёрам…

апрель… сентябрь, 2008.


Рецензии