Праздник Возвращённого Дня

(филосовская зарисовка)

       Виктор проходил мимо соседнего подъезда. На лавочке, под последними лучами ослабевшего от осени солнца, сидел его давний знакомый Антон. Проходящий небрежно поздоровался, и уже было продолжил движение дальше, но его привлекло необычное выражение лица приятеля. Это было даже не выражение, а некий взгляд, устремлённый сквозь него, сквозь эту осень, вообще, сквозь пространство и время. Что-то заворажило Виктора в этом взгляде, в этой застывшей мечтательной позе сидевшего.
       - Слушай, бездельник, - остановившись, начал, разговор Виктор, - ты чего тут расселся поутру. Скучаешь, смотришь на Мир просветлённым взором. Сообразил с утра?
       - С чего ты взял, - мирно и нехотя ответил Антон. – Так сижу, праздник у меня сегодня.
       - Праздник! Это, какое же нынче событие? День народов Африки или взятия Бастилии? Что-то я не в курсе, просвети, не дай помереть «дурой»!
       - Это мой личный праздник, он других не касается.
       - Мне нравится! Твой личный праздник – это день твоего рождения, и всё! Остальные: годовщины свадьбы, именины тещи, покупка машины - это дело не совсем твоё, а вернее вовсе не твоё, не личное. Оно кого-то да касается. Да, и день рождения – это, по сути, праздник твоих друзей и близких, а ты так, как повод. Так что ты зря, не присваивай чужое, поделись, может, и я отпраздную эту дату с тобой.
       - Нет, здесь немного другое. Трудно объяснить, слишком личное…
       - Ты слова не подыскивай, говори как есть, не юли. Пойму, ну, попытаюсь.
       - Только не смейся, ладно?
       - Я! Да ты что! Я серьёзен сегодня, как никогда. Я настолько серьёзен, что решил не тратить время на просмотр хоккейного матча под пивко, а готов слушать тебя, вернее историю личного праздника.
       - Дело давно минувших дней. – Как бы не замечая сарказма, начал Антон. – Как мы живём? Ты в курсе?
       - Ну, живём если не хорошо, то всё лучше и лучше. Во всяком случае, так говорят. Ты это к чему?
       - Да, к тому. Как там у классика: «Надо прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»! Вот как хотелось бы жить!
       - Ну, хотелось бы, Павка, ты наш Корчагин! Ты к чему это всё?
       - Да к тому, что не получается жить правильно, без потерь, чтобы стыдно за каждый день не было. Нет, нет, да судьба подкинет некое испытание, которое тебя то вознесёт, а то опустит ниже уровня сточных вод и ты хлебаешь это дерьмо, пытаясь выбраться «в люди», в нормальное человеческое обличие. И даже когда это удаётся ещё долго идёт запах, некий шлейф этих неправильных поступков. Такие деяния, за которые стыдно, нет-нет, да и происходят у каждого по жизни.
       - Ну, и что! Случилось, прошло, забылось. Чего напрягаться! Тема, даже неприятная для тебя, в конце концов, исчерпывается, закрывается и не имеет дальше перспектив! Не стоит о ней думать, чего же плакать-то?
       - Да такие дни случаются. Мы пытаемся вычеркнуть их из жизни. Поэтому они, эти «неприятные» или бесполезные денёчки теряются в складках большой судьбы.
       - Теряются! И правильно! Нет их, и не было! Вся проблема!
       - Были, Виктор, были. И не просто были, но оставили свой след в душах многих людей. И если бы их можно было действительно вычеркнуть из жизни, то после смерти многих людей оставались бы лишь две даты: рождения и кончины. Вроде был человек, жил, что-то делал, а вся его жизнь вычеркнута. Так нельзя, так не должно быть. Свой след, даже мерзкий или бесполезный должен быть, хотя бы ради опыта и назидания.
       - Ладно, убедил. Но вернёмся к «нашим баранам». Ты-то чего сегодня празднуешь с видом святого ангела во взгляде? Смерть, то есть вычёркивание из своего сознания этих потерянных дней?
       - Нет, Виктор. Я праздную возвращение к жизни этого утерянного, казалось, безвозвратно времени.
       - Как, как ты это делаешь, объясни, Антон? Ведь в сутках – 24 часа, в месяце – 30 или 31 дней и так далее. Куда ты вталкиваешь появившиеся вдруг сутки. Это барону Мюнхгаузену удавалось дополнить календарь, и то он обосновывал сие. А тут…
       - Ты попал в точку. Потерянные дни не исчезают насовсем. Они хранятся в ячейках нашей памяти где-то на периферии, что бы не мешали жить. Но приходит и их время, время осмысления прожитого и исправления ошибок, покаяния, если хочешь. Ты сам усилием душевных сил или кто-то посторонний выталкивает эти потери в центр событий, даёт им новое понимание и наполнение. Можно, конечно, опять засунуть их подальше, окончательно «припудрив» нафталином неприятия и забвения. А можно пустить эти дни в дело, взять в оборот, пополнить ими копилку своих добрых дел на этой Земле. Тогда они пойдут, не как потерянные, а как приобретённые, как подспорье в этой непростой жизни. Это станет дополнительным фундаментом, способным выдержать любые житейские шторма.
       - И…
       - У меня ведь тоже были такие события, о которых не хотелось вспоминать. А сегодня я многое осмыслил, простил, понял. Ко мне кое-что вернулось! И теперь, этот осенний день радует меня не меньше, чем тот, когда родилась дочь или когда сбылась мечта жизни. Я осознал, что эти «неприятные» дни мне были нужны всегда, без них жизнь текла неполноценно, однобоко. поэтому я уже не пытаюсь от них откреститься, забыть любой ценой. Они позволили мне стать мудрее, лучше, терпимее. Разве это не праздник? Я стал богаче…
       - Где?
       - Что где?
       - Где, то богатство? Дай потрогать, ощутить. Я приготовлю большой мешок.
       - Оно тут, Виктор. – Антон показал в область сердца. – Поверь, это уже не обесценится, не истратится.
День сегодня хороший, правда!
       - Да, обычный денёк!
       - Нет, видно, что сегодня праздник, праздник Возвращённого Дня…

2008


Рецензии
Здравствуйте, Александр! Всё верно: жизненный опыт можно получить, лишь набив себе шишки... на чужих ошибках мало кто набирается ума-разума. К тому же, не познав горя, как бы мы могли познать радость? С уважением и пожеланием успехов, Лариса

Лариса Вахрушева   16.11.2008 02:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса. Согласен с вами, что наш опыт - это необходимое условие нашего существования в настоящих условиях. Спасибо за отзыв!

Шарапов Александр   16.11.2008 08:34   Заявить о нарушении