Комментарий к части II

Константинопольский университет, воссозданный к середине IX века усилиями вначале просвещённых иконоборцев Иоанна Грамматика и Льва математика, а затем пришедших к власти иконопочитателей, был, главным образом, призван готовить будущих государственных чиновников. Располагался во дворце Магнавра. В нём преподавался курс «семи свободных искусств», а помимо этого были изучаемы основы христианского богословия и теологии. Константин, кроме работы в библиотеке Патриарха Византийского, занимал в нём должность вначале преподавателя, а затем и профессора, сменив на этом месте своего учителя – Фотия, в связи с назначением того главой императорской канцелярии. Состав студентов университета был многонациональным, в нём обучались и арабы.

Асикрит (секретарь) Георгий – византийский дипломат, глава нескольких посольств к арабам. Примерно в 851-852 г.г. по его инициативе состоялись очередные переговоры, в которых принимал участие и Константин. Дело в том, что долговременный спор по переписке теолога Никиты Пафлагона с халифом Багдадским по поводу вопросов веры, в частности – христианского догмата о Троице – не принес никакого результата, посему и было решено встретиться с арабскими оппонентами лицом к лицу, а такой эрудированный учёный специалист, как Константин Философ подходил для этой миссии как нельзя лучше.

Халиф Мутаваккиль – известный по агиографическим документам преследователь христиан; именно по его распоряжению на воротах и дверях христианских домов появились изображения демонов. Достоверно неизвестно, проходил ли диспут о вере непосредственно при участии самого халифа, либо в нем участвовал эмир Мелитенский, либо только арабские учёные, однако, найденные таким образом компромиссы в вопросах веры неоднократно помогали разрешить и многие политические затруднения.

Цель визита Константина и Мефодия в Хазарию по сей день остаётся неясной. Возможно, примирившись, хотя бы на время, с халифом, константинопольское руководство решило попробовать применить тот же опыт – полемику – и в отношении хазар. С другой стороны, братья не имели никаких дипломатических полномочий. Предлог: спор о принятии хазарами иудаизма – вызывает сомнения, поскольку те исповедали его уже более века. Возможно, целью поездки было всё-таки улучшение положения христиан, проживавших на территории каганата. В районе Таманского полуострова в Крыму владения хазар соприкасались с владениями Византии.

Город Корсунь (Херсонес Таврический) неоднократно подвергался нападениям, в том числе и во время пребывания в нём Константина и Мефодия. Как указывают различные варианты «Жития», именно при посредстве Константина удалось в очередной раз снять осаду с города. Чудесное обретение мощей святого Климента – знаменательный этап в жизни и деятельности солунских братьев. В дальнейшем святые мощи будут сопровождать их во время всех поездок и странствий, вплоть до визита в Рим.

По поводу находки в Корсуни «русских» письмен, историки-слависты много спорят. Оставим приводимую здесь версию как вариант автора.

Коцел, сын Прибины – владыка княжества Блатенского (по названию озера Балатон) или Паннонского. Был ли он славянином или угром (венгром) – достоверно неизвестно. Призвав первоначально франкских епископов, он скоро изгнал их. Впоследствии неоднократно поддерживал братьев (Константина и Мефодия) в их миссионерской деятельности, был инициатором создания равноправного союза между Паннонией и Моравией, вызволял Мефодия из заключения и т.д. Согласно версии автора, Коцел представитель угорских племен, кочевавших в то время по территории Подунавья и северо-западного Причерноморья, а также Крыма. Эпизод с ночной встречей, когда угры подошли к костру «воя как волки», частично взят из «Жития Кирилла», однако, когда именно на самом деле произошло знакомство братьев с князем Коцелом, будем честны – достоверно неизвестно. Гусары, – лёгкая венгерская кавалерия, – по одной из версий, первоначально носили на головных уборах волчьи хвосты.

Меотское озеро – древнее название Азовского моря.

Обры – древнерусское название аваров на территориях чьего развалившегося каганата к тому времени образовалось несколько небольших государств, в том числе Моравия и Паннония.

Имена – согласно тексту пьесы – ветхозаветные имена Аарон и Давид, в противовес исконно славянским Рудко и Можара. По крайней мере, до середины 20 в. в отдельных славянских селениях Кубани и Северного Кавказа действительно существовала традиция давать детям имена героев и персонажей Ветхого Завета, что, возможно, является, отголоском хазарского влияния.

Вблизи Семендера, одной из столиц Хазарии, как и в других местах, по разрешению кагана, Константин и Мефодий действительно окрестили несколько сотен славян.

Легендарный штурм славянами Константинополя разные историки относят к разным временам. Резко различаются и точки зрения относительно того, кто именно штурмовал город: Аскольд, Олег, русы-дромиты и проч. Из версии в версию путешествуют следующие подробности:

 – осаждавшие выбрали время, когда большая часть сухопутной византийской армии находилась на восточных рубежах, а её боевые корабли были заняты в сражениях у острова Крит;

– они пришли на многих кораблях, причём, чтобы подобраться ближе к городу, каким-то образом сумели перетащить их через цепь, закрывавшую вход в залив Золотой Рог (вариант – протащили по суше);

– тем не менее, осада затянулась (возможно, переговорами о выкупе), что позволило византийцам подтянуть, прежде всего, свои морские силы;
– по вынесении на стены риз и пояса Богородицы случилось какое-то природное бедствие,: то ли землетрясение, то ли сильный шторм.

О применении византийцами ужасного «греческого огня» (говоря нашим современным языком – напалма) именно в этом сражении источники не упоминают, это домысел автора. Однако подобный случай вполне мог иметь место, ведь осаждённые были в явном меньшинстве, а «греческий огонь» был «последним доводом королей» у византийцев. О применении сосудов с ним, выбрасываемых через специальные устройства в виде пастей драконов, установленных на носах боевых кораблей, упоминает в своей книге «Тактика» сын императора Василия, император Лев VI.

Скорее всего, события развивались следующим образом. Вначале осаждавшим как будто сопутствовала удача. Основная часть византийских вооружённых сил во главе с императором, которого сопровождал Фотий, вела боевые действия в Малой Азии, а боевой византийский флот сражался с пиратами у острова Крит. В описываемое время вход в залив Золотой Рог перегораживала длинная цепь, однако славянским кораблям, воспользовавшимся необычайно высоким приливом (возможно, вследствие землетрясения где-нибудь в горах Малой Азии), удалось проникнуть в бухту и неожиданно напасть на порт и пригороды Константинополя. Однако вслед за этим вода вновь опустилась и корабли оказались в ловушке. Одолеть крепостные стены осаждавшим оказалось не под силу, осада затянулась. В это время в столицу, оповещённые световой сигнализацией, изобретённой Львом Математиком, спешно вернулись Михаил III и Фотий; к заливу были подтянуты боевые дромоны. К тому же, корабли осаждавших разметала огромная волна (следствие того же землетрясения). Подошедшие боевые корабли византийцев, используя «греческий огонь», с безопасного расстояния довершили уничтожение противника.

Появляющийся в конце этой части Василий Македонец – будущий убийца Михаила III и основатель новой, Македонской династии, при правлении которой Византия достигла особенного могущества. Происхождение его при дворе разные источники описывают по-разному; иные утверждают, что он появился во дворце при посредничестве своей якобы сестры (или жены?) Евдокии Ингерины, иные – спас на охоте императора, укротив императорского коня и т.д. Сходятся на том, что, обладая нешуточной физической силой, он приглянулся императору, участвуя в различных увеселениях – до того момента, пока увеселения эти не перешли в издевательства. Ещё ранее Василий, по приказу Михаила лишил жизни кесаря Варду, посему ничто уже не мешало ему самому сесть на трон. В качестве императора Василий, к удивлению многих, проявил себя как умный, взыскательный и весьма талантливый руководитель, приведя в порядок дела государства, в первую очередь судебную и финансовую системы, а также проведя реформу в армии. Обучением его детей занимался Фотий, первоначально отстранённый новым императором от власти, но затем, ввиду слабых способностей назначенного Патриархом Игнатия, вновь призванный к управлению Патриархатом.


Рецензии