Комментарий к части III

Царь Борис (хан Богорис) Болгарский, так же и сын его Симеон, вопреки «Житиям», вовсе не были ярыми сторонниками Византии и, наоборот, всячески стремились не только дать Болгарии независимость, но и отторгнуть от империи ряд её земель, и более того – регулярно склонялись в сторону Рима. Не позднее лета 866 года, Борис, не добившись от Византии согласия на создание независимого Патриархата, порывает с империей и обращается к Папе и Людвигу Немецкому (в пьесе – Людовику Германскому) с просьбой о присылке духовенства для служения по западному обряду. Широкое распространение глаголицы у южных и западных славян в IX-XI в.в. совпадает по времени с протеканием в этих районах процесса широчайшего гностического брожения (павликиане, эвхиты, богомилы и проч.) Во времена гонений глаголица, по сути, становится орудием письменности еретиков-староверов и преследуется вместе с ними.
В крещении Борис принял имя Михаил, что не отражено автором, поскольку внесло бы путаницу в понимание текста (ещё один Михаил).

Климент, впоследствии – знаменитый Климент Охридский, пользовался особым покровительством болгарских властей. Как повествуют источники, он «усовершенствовал» азбуку Константина и Мефодия. Цитата о его якобы обращении к Римскому Папе – вымысел автора, но не исключено, что подобное обращение в силу развернувшихся в те годы религиозно- политических распрей действительно могло иметь место.

Грамоты, обличающие язычников и иноверцев и призывающие к жестокой и беспощадной борьбе с ними, якобы написанные Константином Философом, действительно, появлялись. У историков нет единого мнения об их подлинной принадлежности именно Константину. Отсюда, сцена совещания у императора по поводу присылки в Моравию «учёных мужей» со славянской грамотой предстаёт в совершенно ином, гораздо более тревожном свете, чем это описано в «Житии Кирилла».

Ряд свидетельств позволяет утверждать, что первое появление в Европе бумаги «бамбицины»), создаваемой по китайской технологии, можно отнести к более раннему, чем когда-то считалось времени, а именно к VIII-IX в.в. Приписываемое автором изготовление бумаги на предприятии семейства Висконти (согласно принятой исторической парадигме появившегося на политической арене лишь почти 400 лет спустя) следует считать вымыслом. Вопреки автору, в IX в. итальянских фамилий как таковых в Италии ещё не существовало; их заменяли прозвища.

Князь Ростислав – владыка Великой Моравии, одного из государств, возникших на руинах Аварского каганата. К середине века на территории Моравии была уже создана церковная организация, подчинявшаяся западному епископату.
Святополк – племянник Ростислава, вначале удельный князь, затем правитель Великой Моравии. Если Ростислав склонялся в пользу Византии, то Святополк – более в пользу немецкого духовенства. Войска Людвига Немецкого, вскоре после отъезда Константина и Мефодия в Рим вторгнувшиеся на территорию Моравии, несколько лет с переменным успехом сдерживались войсками Ростислава и Святополка. После измены последнего, Ростислав по приговору суда был ослеплён и окончил свои дни в заключении в одном из немецких монастырей.

Об организованных покушениях на жизнь солунских братьев, предотвращённых во многом благодаря мужеству и воинским способностям Мефодия, рассказывают некоторые варианты «Житий».

Упоминаемый случай послания в восточные земли ученика Андрея – вымысел автора. В точности, каким образом кириллица проникла на Русь, мы не знаем. Известно лишь, что случаи находки глаголических надписей этого времени единичны, в то время как надписей, сделанных кириллицей – подавляющее большинство, в их числе можно назвать и новгородские берестяные грамоты.

Гаудерих, епископ Веллетри – автор так называемой «Итальянской легенды», повествующей о деяниях солунских братьев. Интерес Гаудериха к деятельности Константина и Мефодия можно объяснить тем, что область Веллетри считалась родиной святого Климента, мощи которого везли с собой братья. Не исключено, что именно благодаря влиянию Гаудериха на престол взошёл Папа Адриан II, который более лояльно относился к деятельности восточной церкви, и который, как и большинство последующих пап, занимал объективно нейтральную позицию, поддерживая то Мефодия, то противодействующую партию, возглавляемую епископом Вихингом. Итог венецианской полемики тревожил канцелярию Ватикана. Папскую курию, действительно, волновал вопрос чрезмерного укрепления влияния немецких епископов, и посему она вынуждена была занимать некую среднюю позицию в вопросе влияния церквей на славянское население средней Европы.

«Ромский народ» – цыгане. По некоторым историческим данным, именно в это время восточная ветвь цыганского племени проходила через Моравию и будущую Венгрию в Европу. Цыган в Европе некоторое время называли «богемцами», поскольку сама область Моравия называлась на западе Богемией.

Происхождение карт (Арканов) Таро, действительно, имеющих общее изобразительное решение со знаками кириллицы, неясно. Автор здесь излагает свою версию, согласно которой так называемые Старшие Арканы первоначально предназначались для обучения грамоте (азбука в картинках), в то время как Младшие – счёту. Так это или не так – рассудит время.

Точная дата прибытия братьев в Рим, где их приняли с большим почётом и где, в феврале 869 года, окончил свою жизнь Константин-Кирилл, неизвестна. По смерти брата, Мефодий продолжил их общее дело. Бывалый воин, он терпеливо перенесёт и обвинения в ереси, и тюремное заключение, и немилость владык, и лживость носителей духовной власти, и, собственно, провал моравской миссии…

 Грамота, составленная солунскими братьями, переживёт века и обретёт свою истинную вотчину в нарождающемся на северо-востоке государстве Руси...


Рецензии
Уважаемый Феликс! Прочитал Вашу пьесу, которую хочется именовать романом-эпопеей. Впечатляет!
О далёких, сложных для понимания временах Вы пишите легко и непринуждённо, без лишних заумностей. Именно поэтому текст читается без затруднений, а само действо словно разворачивается на глазах читателя.
Масштаб событий, время их протекания, количество действующих лиц и самое главное – глубина содержания, тесны для рамок, обозначенного Вами жанра - пьесы. Многосерийный фильм на большом экране смог бы отразить буйство красок Византии, пейзажи местностей, посещённых Константином, лица и одежды других героев и участников. Я не знаток кинематографа, и возможно, поэтому не могу припомнить ни одного художественного фильма о Византии, её связи с Русью, влиянии на Русь, в том числе и в области культуры, письменности. Ваша пьеса – готовый сценарий для такого фильма-эпопеи. А состоялось ли её театральное воплощение?
Спасибо Вам за доставленное удовольствие созерцания и сопереживания!
«Да будут люди словами делиться предобрыми, от сердца и совести исходящими», - слова из финала Вашей пьесы можно брать в качестве эпиграфа к творениям о душе и духе человека, и, конечно же, девиза жизни каждого хорошего человека.

С огромным уважением,

Александр Чашев   07.04.2011 22:31     Заявить о нарушении
Дорогой Александр! Огромное спасибо!
Мне хотелось посвятить это произведение просто человеку-подвижнику, которые существовали во все времена. По роду занятий, я - исследователь знаково-символических систем, так я пришёл к нашей родной азбуке. Мои изыскания по истории этого вопроса дали немного. Как будто кто-то специально стёр очень многое... Тогда пришлось домысливать, обращаться к иным источникам... Знаете... то, что пишут в Житиях - это надо читать между строк. Нет, не величественно-осанными были они! Они были живые, тонко и ответственно чувствующие то дело, на которое их сподобил Господь. Вот, об этих, живых, бескорыстных и по-своему оптимистичных, истинно верующих - и хотелось написать.
В театры предлагал... говорят, слишком много сложного текста. "Сейчас такое не сыграют", увы.
Фильмов о них нет или почти нет, пьес тоже, или эти пьесы уж слишком "одобрены Патриархией". Моя (эта) книга была издана год назад в "Ладоге-100", но всё пылится на складе. Язычники не берут, у них предубеждение против христианства. Христианам кажется, что в ней слишком много языческого... впрочем, это о Константине писал ещё Милорад Павич.
О Кирилле и Мефодии именно как о подвижниках и, вообще-то, предвозвестниках нашей культуры что-то особо не помнят... Ну, да ладно, всему своё время!
Ещё раз огромное Вам спасибо за Ваше искреннее внимание и добрый отзыв!
С искренним уважением, Ваш
Феликс.

Феликс Эльдемуров   08.04.2011 22:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.