Не спалось

"...решив изобрести повесть о другом мире, существовавшем только у него в голове, он оккупировал в этом мире хозяйское место и мог следить, чтобы происшествия не превысили его сил терпеть. С другой стороны, в качестве читателя романа, чей он автор, он получал возможность участвовать в драмах героев..."

У.Эко


Тягучая августовская ночь. Какой-то забулдыга, однообразно матерясь, преодолевает водные препятствия на дороге. Разумеется, тормозит около моего забора.
Не страшно. Скучно. Остатки его мыслей сконцентрированы на том, чтобы нащупать в сознании путь домой. Швырнув что-то в калитку, он еще какое-то мгновение раскачивается на дороге, пока единственный из уцелевших условных рефлексов не вытаскивает его обратно на дорогу. Домой.

Где мой дом? Много лет я пребывала в уверенности, что здесь... но сегодня, сейчас мне как никогда хочется щелкнуть замком с той стороны и, выбравшись на грязную дорогу, бежать, бежать... куда-то...
Если бы у луны хватило сил разорвать плотность облаков, ее свет дал бы мне немного покоя...

Знаю, будет гроза. Ливень, вспышка, несколько мгновений напряженной тишины, и - мой лесок тонет в грохоте, и стонет, и гнется неутомимым ветром... снова поломает молоденький клен...
Как я прежде боялась грозы! Теперь - лишь однообразия. И лжи.

Если б была машина... Поздно, продали красавицу.
Сколько дней я мечтала, прокручивала в воспаленном сознании, как в такую вот ночь вырвусь на темную извилистую дорогу! И вперед, к заброшенной церкви, к заветному повороту... Почувствовать, понять, наконец, как ехала ОНА, набирая скорость, лихорадочно считая километры до точки отрыва, до момента обнуления - вспотевшие руки на руле, а в следующий миг машину выбрасывает на обочину, и, перевернувшись, она какое-то время парит в воздухе... и потом... она должна упасть в болото, непременно в болото, чтобы не нашли тело.  Только не прозевать, когда в свете фар блеснет знак, выкрутить руль, дернуть передачу.. и вывалиться в холодную грязь, прежде чем машина нырнет в пустоту...
Все просчитано, лишь не упустить секунду, когда мелькнет знак.

...вывернуть руль и дернуть передачу или наоборот? я давно не за рулем, а мне нужно знать. Не спросить! Узнать самой, как ОНА должна была пройти тот роковой поворот, черт возьми! Она прилично водила...
Стоп. Она провалила дело. Психанула, позволила ненужным мыслям увести себя от цели, и.. где же знак? уже был? или нет? БЫЛ? или НЕТ? а времени на раздумья не осталось...

О_чем_я_думаю? Она была ОДНА. А у меня двое детей!
как хорошо... как хорошо, что машину продали...

Она стала любимым фантомом.
Сейчас объясню.
Первое воспоминание детства - оживший цветок на листе бумаги. Уже не растение, еще не человек. Невинная сказка, мой мир. Мир грез.
В общем-то обычная история обычного ребенка.
Но процесс пошел глубже. Мне понравилось. И придуманная страна росла, сказочные человечки все больше походили на людей, взрослели вместе со мной, из детсадовца плавно переплывая в подростковую стихию, а затем, торопливео, уже опережая меня - во взрослую, таинственную, манящую жизнь...
Придуманная страна - как удобно! Не нужно углубляться в нюансы; за основу - реальный город, обшарпанная пятиэтажка, в которой, собственно, все и началось, и, прежде всего - я сама... а дальше - все, все, на что способная фантазия. Условно говоря, хоть булки на березах, хоть государственный переворот. Полная свобода. Политика, однако, скорее отталкивала, а вот люди... судьбы!
Ни с чем не сравнимое удовольствие создавать фантомы. Лепить из обрывков увиденного, подслушанного, придуманного! Взрастить, кинуть на необъятные просторы несуществующей страны, чтобы... беззастенчиво коверкать их жизни!
Большинство из них были экстраординарными личностями. Но, Боже, как же труден был их путь к светлому будущему! И, чем старше я становилась, чем чаще убеждалась, насколько далека реальность от моих детских грез, тем тернистее становился путь несчастных фантомов...
Соглядатаем я шла рядом, в своем параллельном мире. Иногда... часто! увлекаясь настолько, что реальность отступала. Я застревала в каком-то там измерении, начинала бормотать, да в лицах! Разумеется, театр этот выходил мне боком. Разумеется, я злилась. Они... страдали больше.
Но, даже выпадая из действительности, я оставалась самой собой. Не позволяла сердцу дрогнуть, была неблагодарным зрителем. Исполнителем неведомого замысла.

На ней я споткнулась. Я впервые проживала иную, ее жизнь: и рыдала до икоты, и хохотала до боли в боку... Когда она заболела, я все время кашляла, доводя до криза родственников, которые никак не могли убедить меня пройти обследование. Все время с ней. За нее. Кажется тогда меня первый раз уволили с работы - вместо отчетов я строчила на рабочем компьютере очередную главу.
И именно тогда я рассталась с человеком, которым так была увлечена, ибо душа моя не могла любить двоих.

А дальше - пустота. Пройдя ее жизнь от начала и до счастливого - история эта была придумана тогда, когда я все еще пребывала в уверенности, что все может кончиться хорошо - стало быть, счастливейшего конца, я потерялась. Стало скучно. Я была на грани депрессии. Новые фантомы не рождались, старые же давно копошились в отлаженных жизнях, и не вызывали ни малейшего интереса.
Я запаниковала. В попытке найти потерянную нить, попыталась прийти к вере: нашла крестную, ходила в церковь, штудировала литературу...
И бросила на полпути.

Потому что однажды увидела ее.
Я работала на стенде, на очередной медицинской выставке, и выскочила в парк, упросив у начальницы семь минут - на одну сигарету.
Присела на бардюр. Накрапывал дождик; я вертела в руках зажигалку, блуждая взглядом по верхушкам мокрых деревьев, пытаясь уцепиться за вспышку сюжета.
Мимо шла компания - подростки, несколько парней и девчонка. Ничего примечательного. Я закурила, уронила голову на руки, прикрыла глаза... и услышала голос... Ее голос.
Я резко вскочила - предо мной стоял парень, а рядом - она, она! Ее улыбка, ее жесты... и эти глаза...
К горлу подкатил комок, я закашлялась. Парень что-то спрашивал, очевидно, зажигалку, но руки не шевелились. Секунду постояв в недоумении, они вернулись к компании и направились к центральному входу.
Не отдавая отчета своми действиям, я пошла за ними.
Никто не обращал на меня внимания - они о чем-то увлеченно беседовали, а я - я с зажатой в руке потухшей сигаретой шла за ними до самого метро.
Уже торопливо спускаясь по лестнице в вестибюль, отпихивая встречных прохожих, я, не выдержав, потянула ее за рукав: "Алиса?".. Девочка вскинула брови - именно так, как ОНА! Откинула ТЕМ САМЫМ ЖЕСТОМ непослушную челку и молча уставилась на меня. Я повторила вопрос - хриплым, дрожащим голосом - "Вы.. Алиса?" "Да,а мы... разве.. знакомы?"
Теперь замолчала я. Кусала губы, жадно исследовала каждую черточку ее лица, и молчала.

А что я могла сказать? Я тебя придумала??
Сколько времени мы стояли, глядя в упор друг на друга? Один из парней обнял ее, что-то прошептал на ухо.... секунда - и компания растворилась в толпе.

Я вернулась на стенд уже перед закрытием павильона. Начальница долго высказывалась, даже кричала. Я хлопала ресницами и улыбалась как идиотка.

Утром я собрала и аккуратно уложила в пакет всю религиозную литературу, отыскала тетрадь с набросками романа, и отправилась на работу. Счастливая.
Хмурые улицы, грохочущее метро, снова хмурые улицы... а я улыбалась. Я не шла, почти бежала, подгоняемая наскакивающими фразам и диалогами, легко и гладко складывающимися в повествование.
Я улыбалась, и люди, встретившись со мной взглядом, улыбались в ответ.

Жизнь пошла своим чередом: менялись места работы и возлюбленные, менялись мои пристрастия в литературе и кухнях, в цвете волос и стилях одежды.
Одно оставалось неизменным - моя маленькая удобная страна с населяющими ее фантомами.

Последние рождались так быстро, что я путала их имена; каким-то историям посчастливилось стать рассказами. А я уже не была сторонним наблюдателем: находясь во власти новой истории, я перевоплощалась в подопытного фантома, будь то женщина, мужчина, ребенок! Становилась их желаниями и сомнениями... Продолжала мучать, конечно! И мечтала.
Мечтала прожить хотя бы одну, любую! жизнь по-настоящему...

В какой момент я поняла, что Провидение начало со мной игру?
Череда странных совпадений не оставляла сомнений - мечта моя начала сбываться.
Увы, я не отправилась в Гарвард совершенствоваться в изучении экономики, не выучила 4 языка, не выставляла собственных картин. Не стала лучшей танцовщией города и даже не попала в олимпийскую сборную по конкуру. Мне была уготована гораздо более скромная и, откровенно говоря, болезненная сторона судеб моих дорогих фантомчиков...

Мечта продолжает сбываться.
Я не могу привыкнуть, не успеваю отслеживать намеки Провидения, не успеваю подготовиться... Я только учусь. Учусь жить - не на грани фантазий, а в реальном, весьма и весьма жестоком мире.
 
Я когда-нибудь помудрею. Смирюсь, наконец, со своим возрастом, и - даже - с тем, что я обыкновенный графоман... и тогда, наверное, Провидение простит мне упущенные возможности, и подарит настоящее перевоплощение.


Рецензии
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.