Исследование фамилии Канашев
Интересны также вариации фамилий.Это Канашев, Канашов, Канышев, Конышев.В основном, все носители этой фамилии исключительно русские.Изредка эта фамилия встречается в Казахстане.Есть также фамилии Канаш. Они встречаются у белорусов и поляков. Но сколько я не искала в словарях,точного перевода не нашла. Наверное, фамилия настолько древняя, что уже и потеряно истинное ее значение. Правда, у камчадалов на Камчатке есть слово КАНАЧИ,что означает жилище.И на картах довольно часто встречаются топонимы, содержащие слово КАНАШ. Например, одна из рек называется КАНАШ-Ёль. Ёль, как мне подсказали, это "ручей" в переводе с языка Коми. Можно перевести,как жилище у ручья название этой реки.О многочисленных названиях сел и деревень с названием КАНАШ, я уже указывала выше.
Вообщем, все говорит о древности происхождения моей фамилии.
Интересной мне показалась информация из лингвистического энциклопедического словаря. Открыв страницу с указателем языков мира, я там обнаружила несколько языков со слогом "кан", на которых говорят или говорили когда-то в разных уголкам земного шара. Это такие языки: кана, канакуру,канам, канаури,кандерма, канджутский,кандоши,канела,канембу, каничана, каннада, канури,канхобаль, канчи, конкан и КАНАШИ.У меня возникло предположение, что слог "кан" на всех этих древних языках означает что-то вроде "язык", "народ", "люди".
И я стала искать этому подтверждение.И вскоре, неожиданно для себя, его нашла.Но об этом позже, а сейчас о языке канаши, который, ествественно, в первую очередь привлек мое внимание.
Итак, язык канаши принадлежит группе гималайских языков тибето-бирманской ветви в семье китайско-тибетских языков и относится к западно-гималайской группе. На языках западно-гималайской группы, куда входят языки канаши, канаури и другие, говорят 60 тыс. чел в Индии, западнее границы с Непалом.(по данным на 1987 г).Языкам западно-гималайской группы "возможно родственен мертвый язык жангжунг, на котором были написаны книги древней тибетской религии бон."(Л.1)(Лингвистический энциклопедический словарь под ред В.Н. Ярцева, Москва, "Советская энциклопедия", 1990, стр103)
Интересно, что на языке канаури число 100, буквально переводится, как "пятью двадцать"(Л.1)
Интересной показалась мне информация от автора Александра Скороходова о переводе руны КАНО
http://www.proza.ru/2009/09/10/26
в которой Александр Скороходов, ссылаясь на труды Юрия Ларичева в области рунологии http://rustimes.com/blog/post_1206624892.html,
показывает,что руна КАНО переводится, как Царь, царствующий, мудрец. А вместе с руной А, получим Царствующий арий, или мудрец из созвездия Орион, откуда по некоторым версиям(указывает Александр Скороходов) прибыли на Землю Арии.
Таким образом, по этой версии получается, что мои самые дальние предки прибыли на Землю в составе первых экспедиций из созведия Орион и остались здесь на Земле.Долгое время они находились в царствующем сословии или в касте мудрецов-управителей.Этому не противоречит и перевод слова "КАНАШИ" с древне-тибетского. Затем потомки их рассеялись по всей Земле.И от них остались фамилия рода и её вариации, названия многих языков, народов и названия на географических картах.
В литературе фамилию Канашев я впервые нашла у Пушкина А.С. в его заметках к истории "Описание земли Камчатки".
Как известно, в конце своей жизни Пушкин особенно заинтересовался историей
России. В частности, собирал материал о Емельяне Пугачеве, распрашивал старых людей, записывал их рассказы, делал пометки в своих дневниках И как знать, если б не его преждевременная смерть, то мы бы увидели его исторические романы, а не только небольшие повести, связанные с этой темой.
Так в "МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАМЕТОК О КНИГЕ С. П. КРАШЕНИННИКОВА «ОПИСАНИЕ ЗЕМЛИ
КАМЧАТКИ» Пушкин(вернее, Крашенниников) указывает:
" 49. В 1712 <году> июня 8<-го> Щепеткой, оставя в Верхнем Остр.<оге> заказчиком Козырева, а в Нижнем Фед.<ора> Ярыгина, отправился по Олютсрскому морю до Олют.<орской> реки. Не дошед за 2 дня до Глотова жилья, по причине мелкости и быстроты рек, оградился он, по недостатку в лесе, земляными юртами. Олюторы ежедневно на него нападали. Он послал в Анадырск, требуя подвод и помощи; а сам с 84 человеками оставался в своем остроге до 9 янв.<аря> 1713 года. 60 человек и несколько оленных подвод наконец к нему прибыли, и ясачный сбор довезен до Якутска в январе 1714-го <года>; оного сбора казна не получала с самого 1707 <года>. Он состоял в 332 сорока соболей, 3,282 лисиц кр.<асных>, 7 бурых, 41 сиводушчетых, да 259 морск.<их> бобров.
§ 50.
Вскоре после отъезда Щепеткова заказчик Верхн.<его> острога Кыргызов (Козырев?) приплыл на батах в Нижний остр.<ог>, овладел оным, мучил Фед. Ярыгина свинцовыми кистенями, да клячем вертел ему голову, а других людей на дыбу подымал (также и тамошнего попа). Ярыгина принудил постричься в монахи, сдал острог казаку Богдану Канашеву, а сам, подговоря 18 чел.<овек> нижношантальцев, возвратился в Верх.<ний> остр.<ог>."
Крашенинников С. П. Описание Земли Камчатки. В 2 томах.
Книга Крашенинкова вышла в 1756 году. В ней он представил этнографические исследования, описал быт жителей, фауну и флору,изучал вулканы и гейзеры, спускался в пещеры и срисовывал наскальные надписи, а также расспрашивал старых жителей о первопроходцах Сибири и Камчатки.
Фамилия Канашев,указанная в этой книге,указывает на то,что на Камчатке в 1712 году жил казак Богдан Канашев, нес государеву службу и участвовал в бунте казаков, которые тогда происходили нередко.В основном, из-за несправедливости и задержки денежного содержания.
Меня заинтересовало в первую очередь три вопроса:
1) Как мог казак Богдан Канашев оказаться в то время на Камчатке.(Т.к. основной ареал распространения фамилии Канашев - это русский Север: Архангельская область и Новгородская область, затем идет Урал).
2) Имеет ли он отношение к моей родословной? и
3) Что там тогда произошло и почему, каковы причины дерзких разборок среди казаков в то время?
Чтобы ответить себе на данные вопросы, пришлось погрузиться в историю(вернее изучать её заново через призму своей родословной),читать (пока выборочно) книги Крашенинникова С.П. "Описание Земли Камчатской", знакомиться с биографиями известных первопроходцев Сибири и Камчатки, а также с биографиями казаков-мореходов, смотреть другие материалы по истории освоения Сибири и Камчатки, различные документы, представленные на
просторах интернета.
"Эта книга считается самой первой в истории России научной академической монографией.
Одновременно это и самый первый русский комплексный научный труд: ведь в нем с паразительной полнотой отражены ценнейшие сведения, относящиеся к самым различным наукам - к ботанике, зоологии, ихтиологии, лингвистике и истории". В книге представлены иллюстрации с рисунков и гравюр, многочисленные карты, рапорты и донесения.
Так представлена книга в интернете на одном из сайтов.Стоимость её указывается в пределах от 800 до 350тыс руб .Конечно,я не в состоянии купить такую дорогую книгу,потому приходится читать с экрана и отправляться в долгое путешествие по сайтам интернета.
Познакомиться с интереснейшей биографией Степана Петровича Крашенинникова, с этим достойнейшим русским человеком,родившимся в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка и своим упорным трудом и знаниями достигшим научных высот и звания профессора (академика) натуральной истории и ботаники Академии наук, а затем ставшим ректором Петербургского Академического университета, можно здесь
А для меня и для многих россиян Крашенинников, изучая историю Сибири и Камчатки, оставил фамилии первопроходцев.
Вот что говорил Ломоносов о Крашенинникове,с которым учился в одном университете (единственном в то время в России), и с которым был дружен:
"Из отправленных в экспедицию сию один удался - Крашенинников, а прочие от худого присмотра все испортились", - с горечью писал позже Ломоносов.
Они просто его бросили в пути,послали одного на Камчатку, а сами остались в Якутске, в теплых избах, ожидая результатов труда студента Крашенинникова. Об этом читайте в указанной ссылке.
По моему мнению, биографии таких людей, как Степан Петрович Крашенинников и Семен Дежнев надо изучать еще в школе.Причем подробно.Потому что подвиг их, честность,верность долгу, мужество и трудолюбие бесконечно восхищает.
Вот что пишет Пушкин, собравший воедино историю уральского казачества, в своем произведении
"История Пугачева":
"Завоевание Сибири постепенно совершалось. Уже все от Лены до Анадыря реки, впадающие в
Ледовитое море, были открыты казаками, и дикие племена, живущие на их берегах или кочующие по
тундрам северным, были уже покорены смелыми сподвижниками Ермака. Вызвались смельчаки, сквозь
неимоверные препятствия и опасности устремлявшиеся посреди враждебных диких племен, приводили
их под высокую царскую руку, налагали на них ясак и бесстрашно селились между ними в своих жалких
острожках"
А вот вступительная статья к книге
С.П. Крашенинникова "Описание земли Камчатки"
"На сей-то реке (имеется в виду река Урал-бывшая Яик-прим.авт.), в пятнадцатом столетии, явились
Донские казаки, разъезжавшие по Хвалынскому морю (Каспийское море). Они зимовали на ее берегах, в
то время еще покрытых лесом и безопасных по своему уединению; весною снова пускались в море,
разбойничали до глубокой осени, и к зиме возвращались на Яик. Подаваясь все вверх с одного места на
другое, наконец они избрали себе постоянным пребыванием урочище Коловратное в шестидесяти
верстах от нынешнего Уральска".
А теперь окунемся в очень отдаленный период нашей истории, аж в 513 год до нашей эры.Вот что написано в «ИСТОРИИ» ГЕРОДОТА (V в. до н.э.):
"Через 18 лет после смерти Кира Дарий I, новый владыка Персии решил наказать руссов (скифов — по глупому обобщению греков) за смерть Кира и в 513 году до н.э. перешёл через Босфор и Дунай в Северное Причерноморье. Царица Сиромаха-Тамирис была жива, но, находясь к востоку от мест вторжения персов, уже не играла основной роли в непосредственном разгроме Дария. Однако участвовала в Совете старейшин и молва приписывает именно ей идею заманивания персов вглубь степи с последующим поджиганием трав и «партизанской» войной... хотя главным князем над руссами был тогда царь КАНЫШ (Каныш Великий)". Кстати,от слова-имени Дарий происходят русские слова «дурной», «дурий», «дурак» и
Владимир Ильич Штепа (30 сентября 1937г., Новосибирск, СССР — 14 июня 2007г., Нюбру,
Швеция) — русский физик, в 1967 году окончил физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Его научные работы, переведенны на несколько языков С 1974 г. и до конца жизни проживал в
Швеции в городе Нюбро. В 1985 году был приглашен в Нью-Йорк работать заместителем главного
редактора журнала «Free World», где проработал до 1988 г. С 1987 г. являлся владельцем-издателем
журнала «Fakts/Факты». Написал несколько исторических трудов по истории древних Руссов. В.И Штепа пишет:
"Поскольку войска собранные Дарием многократно превышали объедененные силы союза русских
(скифских) родов (племен), то русы не стали вступать в решающую битву с войском противника и
прибегли к тактике «выжженной земли». Они стали отступать, угоняя с собой скот, уничтожая
траву и засыпая источники. При этом конница постоянно нападала на отдельные отряды пехоты
Дария, истребляя их. Персы продолжали следовать за отступающим противником, пока не дошли
до пустыни. Пустыня эта совершенно необитаема, расположена она севернее страны будинов и
тянется в длину на семь дней пути. Севернее этой пустыни жили фиссагеты. Дойдя до пустыни,
Дарий с войском остановился на реке Оаре и приказал построить восемь больших укреплений на
равном расстоянии — около 60 стадий друг от друга. Пока Дарий занимался этим сооружением,
преследуемые им скифы обошли его с севера и возвратились в Скифию. При внезапном исчезновении
противника Дарий оставил наполовину завершенные постройки и повернул на запад. Отступая
далее, скифы заманили персов в земли тех племен, которые отказались от военного союза в борьбе
с войсками Дария, сначала в страну меланхленов, затем андрофагов, затем невров, затем агафирсов.
Преследование скифов вглубь их территории истощило армию Дария. Тогда персидский царь бросив
больных и раненых воинов, часть обоза и оставив свой стан с зажженными кострами, чтобы
скрыть от скифов внезапное отступление, ночью скрытно двинулся в обратный путь. Отступление
проходило по той же дороге, что и вторжение и это отчасти спасло оставшуюся часть войска".
"513 г. до н.э.Разгром русами (князь Каныш) вторгшихся персидских войск (царь Дарий I )"
сообщает на своем сайте "Русский Хронограф"
http://www.adfontes.veles.lv/visitore/hrono/hrono.htm Русский хронограф
Вот еще из древнейших летописей Северного Кавказа
Хронология древнейших летописных событий Северного Кавказа
"Много по свету царь Сварог ездил и других людей мирно жить учил, и как железо варить, землю раять, скот разводить, масло бить и сыр делать себе на потребу. И с тех пор, как стали они жить и трудиться купно, то увидели, что меньше стало у них горестей.
И правил царь Сварог в Египету тридцать лет, а когда вернулся, то Верша-царь уже свой век доживал. И когда пришёл Сварог к людям своим, то через две седьмицы и преставился. Вскоре и Януш Великий помер, и многие воины старые.
А когда руссами стал Каныш-царь править, сказал им: мучаемся мы голодом и холодом, и скотина наша, и звери кругом мучаются оттого, что земля ледяная. Пойдёмте новую землю искать!
И пошли русы с Канышем-царём в землю Синдскую (поход в Индию, когда туда наши предки принесли Веды, черным народам Индии которые те и сохранили), и там развели вдоволь скота, и могли уже есть молоко, сыр и масло, и хлеба имели вдосталь, а к нему капусту свежую и мочёную.
А после Каныша был Могучар-царь, при котором осели Русы на семи реках, где они жили богато и счастливо".
А когда русами стал Каныш-царь править, сказал им: мучаемся мы голодом и холодом, и скотина наша, и звери кругом мучаются оттого, что земля ледяная. Пойдёмте новую землю искать!
И пошли русы с Канышем-царём в землю Синдскую (поход в Индию, когда туда наши предки принесли Веды, чёрным народам Индии которые те и сохранили), и там развели вдоволь скота, и могли уже есть молоко, сыр и масло, и хлеба имели вдосталь, а к нему капусту свежую и мочёную.
А после Каныша был Могучар-царь, при котором осели Русы на семи реках, где они жили богато и счастливо.
http://sv-rasseniya.narod.ru/stat/nasledie/2.html
Все эти интересные факты из истории,приводят меня мысленно к тому,что моя фамилия, самая древняя и что ни на есть самая русская.И через нее можно познать историю страны.Недаром на карте так много названий, образованных от нашей, моей фамилии.
Свидетельство о публикации №208091900224
Версия имеет право на существование, поскольку многие фамилии в XIX веке образованы от некрестительных имён предков,ставших родовыми прозвищами.
С уважением,
Александр Чашев 06.05.2011 00:13 Заявить о нарушении
Людмила Канашева 06.05.2011 01:16 Заявить о нарушении
Те, кто проводил эту перепись, не мудрствовали лукаво при подборе фамилий крестьянам. В основном они давались по отчеству отца или деда. Поэтому, из списка 100 наиболее распространенных русских фамилий, первые места занимают - Иванов, Васильев, Петров и т.д.
По непонятным пока причинам, составители переписи в большинстве случаев не узнавали у крестьян настоящих деревенских прозвищ, а поступали так, как было проще. Раз твой отец Иван, ты будешь Ивановым!
Жителям Севера и Сибири повезло больше: переписчики спрашивали их «уличную фамилию» и записывали ее как официальную. Правда, при этом, они могли предложить исправить или сами исправляли не совсем правильные, по их мнению, фамилии.
В качестве примера подобных метаморфоз приведу историю собственной фамилии. Основатель рода имел нецерковное имя Чешко. В переводе с древнерусского означает «щека». В московском Кремле были Чешковы ворота. В Вологодской области есть деревня Чешковщина. Именно оттуда пятьсот лет назад мои предки перебрались на север нынешней Архангельской области. Часть из них в писцовых книгах записана, как «дети Чешковы». Другие – «дети Чешовы». Среди них, кстати, предки советского писателя А.А. Фадеева, жившие на Пинеге и перебравшиеся впоследствии (в 1630 году) на Урал. А наш предок Иван согласно переписи 1623 года уже проживал восточнее Пинеги (на реке Мезени) и носил прозвищное имя Чешев. Эту «прозвищную» фамилию предки носили до переписи 1897 года. После этой переписи появилась фамилия Чашев. Сравним – Чешко и Чашев. Две большие разницы! Кстати, наши многочисленные родственники, ушедшие в XVII-XIX веках в Сибирь и на Дальний Восток, остались Чешевыми и Чешовыми. Среди них много казаков. Один из них (Михаил Чешев) руководил в 1924 году Зазейским (Дальний Восток) антисоветским восстанием.
Вот такие метаморфозы с фамилиями-прозвищами!
К чему клоню: гадать в этом деле - напрасное занятие. Узнать откуда произошла фамилия можно лишь с помощью архивных данных.Если они есть. В областных архивах хранятся документы с 1782 года. Более древние находятся в Центральном гос.архиве.
Успехов Вам в этом сложном и увлекательном поиске!
Александр Чашев 06.05.2011 20:02 Заявить о нарушении
Людмила Канашева 07.05.2011 14:40 Заявить о нарушении
С уважением,
Александр Чашев 08.05.2011 00:47 Заявить о нарушении
Людмила Канашева 09.05.2011 22:20 Заявить о нарушении