Подлинная история Касперовской иконы Божией Матери

ч.3 Официальное признание иконы чудотворной.

       Святитель Иннокентий

       Теперь, пришло время рассказать о главном герое нашей повести, без которого Касперовская икона Божией Матери переданная, как мы знаем с предыдущих частей, в 1840г. сельскую церковь, так бы осталась там в безвестности.

       Вообще, состояние православной церкви в вновь образованных Херсонской и Таврических губерниях не отличалось порядком и устроенностью.

       В связи, с чем по решению Священного Синода и распоряжению царя Николая I 24 февраля 1848 на должность архиепископа Херсонского и Таврического был назначен Архиепископ Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов; 15 декабря 1800, Елец Орловской губернии). Он уже побывал Знаменитый проповедник. Вот его краткий послужной список:

• С 2 сентября 1825 — инспектор Санкт-Петербургской духовной академии.
• С 6 января 1826 — экстраординарный профессор богословия Санкт-Петербургской духовной академии.
• С 16 марта 1826 — архимандрит.
• Доктор богословия (1829).
• С 27 августа 1830 — ректор и профессор богословия Киевской духовной академии.
• С 3 октября 1836 — епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии, управляющий Киево-Михайловским монастырём. При этом остался в должности ректора Киевской духовной академии.
• С 1 марта 1840 — епископ Вологодский и Устюжский.
• С 31 декабря 1840 — епископ Харьковский и Ахтырский.
• С 15 апреля 1845 — архиепископ.

       Редкий архиписком того времени, мог сравнится с Инокентием в заслугах перед церковью и Отечеством! И поэтому перед ним была поставлена сложная задача фактически восстановить православие во вновь завоеванных «приобретенных» землях!

       Прежде чем перейти к деяниям Иннокентия, мы остановится за его учёной и педагогической деятельности. Вот основные достижения:
1. Иннокентий первым ввёл в учебных заведениях РПЦ новый метод изложения богословия — исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам.

       В продолжение 16 лет профессорства он преподавал, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия. Обладая блестящим даром изложения, он оживил интерес к учёным занятиям среди учащихся.
2. В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. (
(Так вот с какого времени и по чьей воле православные священники, перестав учить латынь как основу понимания и толкования богословия, окончательно оторвались от мировой богословской культуры – автор)

3. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов.
( а это и есть начало русификации украинского образования – автор)
4. Был руководителем группы профессоров Киевской духовной академии, занимавшейся составлением «Догматического сборника», в котором была дана характеристика православного вероучения со времени возникновения церкви — этот труд использовался в качестве учебного пособия для студентов.

       Ура-патриотическая деятельность архиепископа Иннокентия не всем пришлась по душе в РПЦ. И в конечном итоге Иннокентия, взяли, говоря современным языком под «колпак» секретные службы, а в то время это была Жандармерия и было «секретное дознание» о его образе мыслей. От сана и занимаемой должности не отрешили, но и дальше рост карьеры был перекрыт навсегда!

       Для тех читателей, что заинтересовались трудами архиепископа Иннокентия, рекомендую найти в исторических библиотеках его книгу «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» В 1991 г. она была переиздана в РФ).
       Поверьте, автору Ден Браун с его «Кодом Да Винчи» отдыхает. Жалкий и ничтожный дилетант в сравнении с архиепископом Иннокентием, который истинно владел искусством человеческого слова. Светлый ум, обширная память, творческое воображение, всесторонняя учёность, увлекательное красноречие. Это то, что можно добавить к портрету Иннокентия.
       Но как же архиепископ Иннокентий проявил себя в качестве церковного администратора в Херсонской и Таврической (ныне АР Крым - автор) губерниях?

       В качестве правящего архиерея владыка Иннокентий сразу начал с улучшением работы духовной Одесской консистории и духовных училищ, обновлением архиерейского дома и соборного храма.

       Восстановил Тотемский, Ахтырский, Святогорский и Георгиевский-Балаклавский монастыри, открыл в Крыму несколько монашеских скитов, учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода, руководил строительством и реконструкцией храмов.

       Был инициатором описания монастырских библиотек и передачи, хранившихся в них рукописей в научные центры — духовные академии, а также описания и реставрации памятников истории и культуры Крыма и Кавказа и других регионов, где он был правящим архиереем.

       Основал в Одессе «болгарское настоятельство», которое до освобождения Болгарии из-под власти Османской империи, давало приют и образование сотням болгарских юношей.

       Вступив в должность и приняв дела, архиепископ Иннокентий столкнулся с проводящимся с 1846-м года Херсонским духовным правлением расследований фактов исцелений и чудес, происшедших, якобы, от иконы из села Касперовки.

       С одной стороны Иннокентий был скептически настроенным к проявлению таких «чудес», ибо в то время не было недостатка в шарлатанах, которые из корыстных целей оглашали о явлении мнимых «святынь», а с другой стороны он надеялся, что через этот «чудотворный» образ действительно является промысел Божий в отношении молодых южнорусских земель.

       После окончания работы комиссия под руководством Иннокентия приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы.

       К этому времени о чудотворном лике знает уже весь причерноморский край, приезжают из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест. Множество чудес и исцелений происходило от чудотворного образа в прошлом и в настоящее время.

       В 1851 году дошло до того, что жители г. Херсона испросили у Иннокентия позволение совершать ежегодно, в праздник Вознесения Господня, крестный ход с чудотворною иконою.

       Местные власти Архиепископ Иннокентий и губернатор, запросили разрешения Священного Синода, и после изучение в Ст.Петербурге собранных Иннокентием материалов, по благословению Священного Синода и разрешению Его Императорского Величества Николая I, было разрешено с иконой совершать крестные хода в главные города Херсонской епархии – Херсон, Николаев, Одессу.

       12 Января 1852 года согласно Высочайшего разрешения, Его Императорского величества, Государя Императора Николая І в Херсоне учрежден крестный ход.

       И с 1852г, ежегодно с праздника Вознесения до 29 июня, Касперовская икона Божией Матери пребывает в г. Херсоне. Причина-« Этот образ явился видимым знаком небесного благословения для новообретённых русских земель!»

       Для того чтобы приблизить читателя к пониманию, каким торжественным было это событие для жизни тогдашнего Херсона, приведем краткое его описание взятое из воспоминаний современников.

       «В 1852 году, 8 мая в день праздника св. Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке.
       По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют.

       Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 Июня».

       Собранные же Иннокентием материалы о истории появления Касперской иконы Божией Матери, его докладная записка с обоснование необходимости признать икону чудотворной, и другие документы по истории иконы досих пор хранятся без изучения в архивах Священного Синода.

       Почему РПЦ не хочет огласить эти материалы, даже для сугубо внутреннего употребления, неизвестно. Возможно, пользоваться пресловутым штампом «так гласит церковное предание» проще. Мол, если что не так с кого спросить…Особенно когда при непредвзятом расследовании окажется, что образ не явился видимым знаком небесного благословения для новообретённых русских земель?
       Икона в Крымской войне 1853-1856г.г.
       Но не все в мире были согласны с фактом приобретения Российской империей «новообретенных русских земель». И хитрая то формулировочка, «вновь обретенные». Значит и раньше наша земелька была, да потерялась. А теперь, мол нашлась родная, с Божией помощью!

       Вот и возмутилось «все прогрессивное человечество» и пошли супостаты на Россию матушку войной!

       Это автор к тому, что недолго царил мир в херсонских и таврийских степях.
       В 1853г. не смотря не все моления и просьбы к Богу о мире и благоденствии, началась Крымская война.

       Эта тема издавна является остро болезненной для российской историографии, поэтому, не смотря на написанные с момента окончания войны, тонны научных трудов, правду о войне, о причинах ее начала, ходе боевых действий и причине поражения Российской империи найти трудно.

       А уж чтобы понять «роль и значение, которое якобы оказало заступничество Касперовской иконы Божией Матери на ход и итоги войны» и подавно понять без краткого рассказа о Крымской войне нельзя.
       В ходе рассказа о войне, в нужных местах будут сделаны отступления касающиеся предмета нашего исследования.
       И еще одна любопытная деталь, Крымская война (1853-1855 годы) – это война России с коалицией Турции, Франции и Англии, была предсказана еще Серафимом Саровским, который , неоднократно, говорил, что “со временем на Россию восстанут три державы и сильно изнурят её; но за православие Господь её помилует”).

       Закончив с предисловием и мистикой переходим к изложению проверенных исторических фактов. И для любознательного читателя будет интересно провести параллель между нынешней политикой РФ на Кавказе, а вскоре и в Крыму из-за размещения Черноморского флота и события периода 1853-1856г. Совпадения, которые незаметить невозможно.

       ( конец ч.3)


Рецензии