В троллейбусе-ода обществ. транспорту в час-пик

Он уже сделал все приготовления к выходу, почистил свой шуз, рукой пригладил хэйр. Сунув в рот жевательную резинку, накинул косуху, дернул сумку, усадил лямку на плечо и выключил свет. Каждый раз, сделав сальто на пальце, звенела связка ключей, приятная своей увесистостью. Он запер дверь и пошел на остановку. Потертые как джинсы белые полосы пешеходного переход не внушали доверия. К нему на большой скорости мчалась «Девятка», а Он шел своим шагом, в полной уверенности, что водитель сбавит скорость или повернет на другую полосу, но, приближаясь, машина только добавляла обороты. Далее – скрип тормозов, опущенное вниз темное стекло и сквозь окно – небритый быдловатый фэйс, вставляя в свой спич через каждое слово ноту «ля», стремится доказать Вите, что он лучше знает правила дорожного движения. Витя в ответ сделал равнодушное лицо и показал водителю средний палец.
Остановка была переполнена, но среди ожидающих не было ни знакомых лиц, ни сколь бы то ни было интересных попутчиков, и он лишь усмехнулся, мысленно поблагодарив себя за то, что не забыл сунуть в сумку книгу. С Невы дул ледяной ветер, и люди кутались в тонкие одежды. Был еще только сентябрь, а погода уже ничем не напоминала о недавнем лете. Троллейбусы, делавшие здесь кольцо, погасив свет, вмерзли в асфальт, скучились мертвой серой массой метрах в пятидесяти от остановки. Они всегда ходили только по расписанию, чтобы выполнить план. Проезжавшие мимо маршрутки увозили с остановки платежеспособных пассажиров, оставляя кондукторам и водителям общественного транспорта шерсти клок с худой овцы льготников. Витя мерз, опаздывал и ненавидел эти троллейбусы за то, что они не идут, ненавидел себя за то, что взял с собой денег впритык, так, что только на билеты и хватит, а на маршрутку уже нет.
Наконец из темной массы выделился силуэт одной машины, загорелись фары, на лобовом стекле высветился номер «5», и толпа, словно по команде, хлынула к поребрику. Старые широкие бабки с туго набитыми грязными холщовыми рюкзаками эпохи освоения целины с невиданной для своих лет прытью ломанулись к дверям. Подвыпившие труженики средних лет тоже не отставали от них, расталкивая локтями и широкими плечами всех, кто старался им помешать занять удобное место. Визги, крики, ругань, чей-то туберкулезный кашель озвучивали эту картину. Двери закрылись с трудом. Единственный плюс такой тесноты, это то, что не надо было держаться за поручень. Витя взглянул на часы – без пятнадцати два – откуда в такое время столько народа, когда все должны работать? Кондуктор с трудом протискивалась в направлении задней площадки, но все же находила в себе силы ругаться с кем-то по пути. Неподалеку от того места, где стоял Витя, сидела девушка и читала книгу. Вокруг нее, в надежде на то, что им уступят место, столпились обделенные государством и обиженные временем. Те, кто привык обвинять в своих бедах кого угодно, только не себя. Видя, что девушка даже не обращает на них внимания, они начали ее коллективно «клевать». Кто-то не вытерпел и несмазанным голосом проскрипел: «Девушка, уступите место, не видите, тут люди пожилые стоят, а вы сидите! Как ни стыдно!». Девушка оказалась не из робкого десятка и, отстаивая свое место, была заранее готова ко встрече с рабской психологией современного гражданина «великой державы». Возмущение окружающих нарастало, послышалась ругань, какие-то бабки стали тыкать ее, но девушка по-прежнему сидела. Витя с гордостью смотрел на нее и представлял, что бы он отвечал на ее месте.
Шоу привлекло внимание всего троллейбуса, даже мужики, сосавшие пиво на задней площадке, оторвались от своих бутылок и стали с интересом наблюдать за происходящим. Хлеба и зрелищ плебсу! К счастью, нашлись те, кто заступился за девушку и утихомирил негодующих. Вообще люди, видя чье-то преимущество по отношению к тебе, нежелание уступать и перенимать навязываемую точку зрения, часто скатываются на хамство и грубость, которые, вскоре, если из тебя не «выходит дурь», превращаются в агрессию. Витя не раз сталкивался с этим, но уверенный строгий вид, каменное выражение лица, жесткий взгляд из под густых бровей, широкие плечи и белые костяшки, далеко выдававшиеся из камня кулака, заставляли других очень хорошо задуматься, прежде, чем посылать в его адрес негативные и агрессивные волны. Теперь ему, кажется, было все равно, что происходит вокруг, но легкое брюзгливое подергивание ноздрей и плотно сжатые тонкие губы свидетельствовали о потере гармонии с окружающим его пространством и присутствии в модели поведения защитной рефлекторной маски. Свежий воздух быстро стал несвежим, удельная доля кислорода к углекислому газу и прочим отравляющим веществам составила катастрофически низкий уровень. Наглухо закрытые форточки не поддавались всяческим попыткам их открыть, по троллейбусу быстро распространялся запах перегара, дешевых духов, немытого тела и продуктов пищеварения. С каждой секундой омерзение распространялось по телу, несло в мозг желание сойти на следующей остановке. В ответ второй голос внутри твердил: «Что за брезгливость, что за снобизм в тебе?! Будь выше всего этого!» Троллейбус сделал очередную остановку. Стоявшие в томительном ожидании люди, клином устремились в глубь салона, сминая и спрессовывая тех, кто там уже находился. Через открытые двери проникло небольшое количество свежего воздуха, но и он был весь выдышан очень быстро. Становилось дурно, начинало подташнивать, в глазах появлялись темные пятна. Троллейбус сделал поворот на Невский проспект и встал в пробку. До метро машина тащилась еще минут десять, но на канале Грибоедова многие сошли и продолжили свое путешествие в других консервных банках. Несколько опустевший салон и свежий воздух восстановили равновесие внутри Вити. Он «ожил», стал озираться по сторонам, пытаясь в прорезях, между телами, куртками, сумками увидеть чистоту окна и то, что скрывалось за ним. Купола соборов, дорогие иномарки, узкие петлицы улиц, топорщащиеся в разные стороны от парадного лощеного мундира Невского и прихорошившуюся толпу, точь-в-точь повторяющую закон фасадов Петербурга: чем дальше от центра, тем обшарпаннее стены и скромнее реклама. Вот дама лет тридцати, вылезает из блестящего Мерседеса и пытается делать это элегантно, но в ее движениях сквозят фальшивые нотки. Из противоположной двери вылезает мальчик лет двадцати трех, узкоплечий, в больших черных очках и курточке с мехом. Манеры его женственны. Рядом с машиной с папиросой в зубах увлеченно ковыряется веником в мостовой «специалист из средней Азии» в оранжевом жилете. Чуть поодаль виднеются огни дорогого ресторана, и машины напротив припаркованы в два ряда. Через пару кварталов Макдональдс, где можно воспользоваться бесплатным туалетом. На улице перед этой забегаловкой стоят дешевые металлические столики, за которыми, жадно поглощая фастфуд, сидит такой же пипл, с которыми Витя ехал в троллейбусе. Для того, чтобы проглотить гамбургер, молоденькая девушка открывает рот так широко, как никогда не смогла бы на приеме у стоматолога. За соседним столом сидят два подростка, в руках у каждого по сигарете и коктейлю. Это дети того пипла, с которыми он ехал в троллейбусе.
Витя закрыл глаза, потому что заметил, как вновь стал пропитываться негативом. Надо было срочно растворить это мироощущение в отвлеченных мыслях, к тому же, как нельзя кстати, подоспело время выходить. Он уже встал у дверей и лишь ждал, когда троллейбус проедет последний перекресток, как кто-то тронул его за плечо. Витя обернулся, и увидел перед собой папика с потрепанным жизнью лицом, одетого в кожаную куртку и синие джинсы. Человек без особых церемоний сразу перешел к делу, взмахнув какой-то корочкой и произнеся «ваши документы». Времени попросить снова показать его документы и объяснить по какому поводу идет проверка у Вити не было - ему надо было вскоре выходить. Он достал из кармана свою карточку и показал его папику. Тот повертел ее в руках, но не торопился отдавать проездной документ его владельцу. «А на ученический или студенческий, позвольте взглянуть», - с ложной деликатностью обратился он к нашему герою. Витя знал, что студенческий у него еще не продлен, но, сделав уверенный вид, протянул мужчине корочку. «У вас просрочено», - послышался ответ. Троллейбус тем временем подъехал к остановке и открыл двери. «Выйдем на улицу», - настойчиво сказал контролер, и подтолкнул его к выходу. Витя не сопротивлялся, поскольку собирался здесь выйти, а вот перспектива общения с этим типом его не прельщала, но что уж поделать, надо было вернуть документ.
Троллейбус отъезжал, на остановке остались Витя и два контролера. «У вас документ просрочен», - дерзким тоном повторил тот, что попросил его выйти. Второй, чуть полноватый, коренастый, в серой матерчатой куртке, с широким покрытым сыпью лицом, свидетельствовавшим о полном моральном и умственном вырождении, стоял рядом и нагло пялился на него. Витя сразу понял, чего от него хотят и как надо действовать. Два фраера пытаются развести его, только сцена задрапирована в красивые декорации, а спектакль называется «контролеры и безбилетник». Витя ухмыльнулся, он все знает. Он долго увещевал этой парочке относительно того, что он еще не успел продлить документ, а денег нет, и штраф платить нечем. Контролеры, разозленные тем, что не удастся урвать куска, еще агрессивнее стали напирать, но Витя уже начал ловить кайф от общения с этими субъектами. Сделав понимающе-сочувствующий вид, говорил, что плохо ездить без билетов и не продлевать документы. Контролеры, кажется, догадались, что он держит их за дураков и предложили зайти в пункт милиции до «выяснения обстоятельств», на что Витя ответил, что знает свои права и никуда не пойдет. «Тогда плати штраф», - хором ему ответили эти двое. Помямлили еще что-то, а когда наконец поняли, что от него ничего не добиться, решили напоследок отомстить дерзкому «безбилетнику». «Мы вам заблокируем карту, разблокировать вы ее сможете в … центре, который находится на … Там же и штраф уплатите, триста рублей», - сказал один из папиков и протянул Вите документы. Толстый, который очень хорохорился, и все время подзадоривал «да я б его, да таких как он надо и т.д.», напоследок хотел сказать нашему герою что-то зверское, но спокойствие и суровый взгляд Вити остановили его. Он что-то пробормотал себе под нос и пошел догонять длинного.
Двое субъектов стекали вместе с толпой вниз по улице, а он, выпуская синий дым, смотрел на небо и карнизы. «Красиво», - думал Витя. Когда тонкая палочка почти истлела в его руках, он направился в ближайшую театральную кассу, где спросил два билета на концерт … Заветные квиточки еще были в продаже, душа и кровь пустились в языческий пляс, появлявшийся всякий раз, когда он шел на концерт. Отдав кассиру несколько сотен, он довольный двинулся в клуб, думая, каков должен быть вечер после такого дрянного утра. У входа стояли дымящиеся урны, в одну из которых и отправился проездной билет. Он открыл дверь и нырнул в глубину прокуренного и полутемного помещения, пытаясь найти ту, с которой договаривался здесь встретиться. Громкая речь смешивалась со стуком стаканов, воздух сотрясал мощный фузз, так что он не сразу услышал, как внутри него кто-то потихоньку, но с каждый разом все громче и громче стал зажигать чужие слова:

...А в моем окне люди да машины
И кто из них кто пес их разберет
Поженилась в них кровь живая с нефтью
Да все судьба их дура носит в сердце лед...


Рецензии
Здравствуйте, Алексей.
Я под впечатлением. Я сама часто езжу этим маршрутом, и я поражена, насколько по-разному мы с вами воспринимаем одну и ту же реальность. Немного тяжеловато для меня, но так живописно, обстоятельно и не штампованно. Одним словом, я под впечатлением…
Я поняла, что вы рокер. Я почему-то сразу вспомнила о бывшем Молоке и кочегарке Виктора Цоя, я подумала, что Вы там, наверняка, бывали. И еще я подумала, что Вы пишете музыку. Вы пишете музыку?
И еще я хотела Вас попросить, если это, конечно, не противоречит Вашим задумкам, разбивать текст на абзацы. Просто очень трудно читать такой сплошной текст.

Соня Ергенова   13.03.2009 16:20     Заявить о нарушении
Соня, рад что вам понравилоь! Насчет рокера: я бы не стал причислять себя к каким-то категориям, творческие люди всегда стоят выше этого, но то, что из музыки я предпочитаю в основном рок-н-ролл - это абсолютно верно вы подметили) Да, я хорошо знаком со всеми этими культовыми местами, кочегарка клевая, я сам не так давно пытался устроиться в котельную (ну или вахтером куда-нибудь), но к сожалению с такой работой мне пока не фортило)) Музыку я не пишу, но играю.
А разве я их и так не разбиваю? В общем я подумаю над вашим замечанием, в любом случае мне очень интересно, что думают о мое творчестве пишущие люди.

Алексей Жуков   15.03.2009 20:06   Заявить о нарушении
p.s. Если вы асто ездите этим маршуртом то странно, что вы не сталкивались со всем тем, что было мною выплеснуто в этом рассказе. Т.е. это был крик души, мощный прилив негативных эмоций и раздражения после очередной такой поездочки. А так в принципе я ко всем вещам типа давки и прочего отношусь с пониманием. Общественный транспорт как никак))

Алексей Жуков   15.03.2009 20:18   Заявить о нарушении
Нет, я определенно сталкиваюсь со всем описанным вами в рассказе. И порой на меня это также угнетающе воздействует. Но на то мы с вами и разные люди, что по-разному все воспринимаем. Например, что касается меня, то мне неприятно, когда молодые люди не уступают места пожилым, какими бы раздраженными те не были. Как бы мне не пытались объяснить сторону тех, кто не уступает, до меня не доходит. И в такие моменты я испытываю острое чувство несправедливости.
И еще я подумала, что раз уж мы с вами ездим одним маршрутом, мы, возможно, пересекались в каком-нибудь троллейбусе. Потом я подумала, что ладно в маленьком троллейбусе (или в кочегарке), но чтобы еще и в бесконечном интернете, столкнуться! Меня всегда завораживают подобные совпадения.

Соня Ергенова   18.03.2009 18:04   Заявить о нарушении
не согласен. просто, когда ты знаешь чего ты в интернете ищещь, то он не кажется бесконечным. Здесь вот можно познакомиться с творческими людьми, обмениваться идеями, впитывать творческую атмосферу. Раз мы здесь столкнулись, значит у нас близкие цели)
насчет того, что молодые люди не уступают место пожилым: несправедливость конечно же есть, но в рассказе речь идет только о людях, потерявших всякое человеческое лицо. Я не оправдываю тех, кто не уступает место, но слишком часто замечаю, что остальным неведомы понятия "культура", "уважение" и пр. Это печально.

Алексей Жуков   19.03.2009 08:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.