Хроники времен перестройки- год 2008-й

><<>><

1989-й год... один из тех многих... в годах нашей общей перестройки (которая, на мой личный взгляд, еще не окончена... хотя и пробуксовывает порой, в нас всех или в отдельно взятой чьей-то индивидуальности) – бывшие наши советские сограждане помнят, что это такое…
И в эти беспросветно сумбурные времена – душа по-прежнему рвется в театр… к свету.
Билеты не то что купить… достать невозможно, если только у перекупщиков или заранее отстояв в определенные дни… большущие очереди, да и то ограниченно из того уже, что останется… Особо капризничать в выборе не приходилось. Но, мне внезапно повезло, если так можно сказать – знакомая не смогла в означенный день пойти на спектакль и уступила мне свой билет, буквально накануне. Я даже мечтать не смела – знала, что именно на этот спектакль билетов уж точно не достану. Не было времени на стояние в очереди, как и свободных денег на переплату. В те дни напряженно работалось, а зарплату выплачивали с большими задержками.

Как всегда, собираясь в театр – так уж повелось с детства и юности, когда ходила с бабушкой и дедушкой в театр, как на праздник… одеваю строго-элегантный костюм. Завершаю макияж подкрашиванием ресниц, тогдашней новомодной водостойкой тушью (прелесть, которой осознаю уже после…) и достаю из заветной шкатулочки свое любимое колье – подаренное моей родственницей, которая кроме реставрации фарфора и коллекционных кукол, увлеклась в то же время и дизайном из натуральных самоцветов.

Еду не торопясь, рассчитав достаточно времени на дорогу, мысли согревает актерский состав и название театра. Не спеша, против людского течения – народ спешит после работы домой, выхожу из метро. На улице мерно падает тихий редкий снежок и вечер удивительно теплый, подсвечивается уличными фонарями.

Вхожу в подъезд театра и, захлестываемая ожидания действа, прохожу гардеробную и зрительный зал, до своего места. Зал постепенно, с привычно-монотонным гулом заполняется зрителями. Слева от меня интеллигентного вида пожилая дама, справа пожилой мужчина…

Медленно гаснет свет и одновременно так же неспешно поднимается занавес. И… с первой же актерской фразой… у меня внезапно вызревают слезы. Глаза переполняясь ими неотрывно впиваются в реалии пространства давно минувшего... и крупные тихие слезы проливаются, скатываясь одна за другой.

Великолепен актерский состав! Не буду перечислять имена, чтобы невольно не обидеть кого-то не упоминанием, восторженная память сохранила лишь наиболее известные сценически-экранные имена… Некоторых участников я, честно признаюсь, даже и не знала – не такой уж я театральный фанат… и в театре-то бывала время от времени и от случая к случаю, как и определенно усредненное большинство - самых обычных, обремененных семейными хлопотами-заботами, трудящихся москвичей.

Сердце бьется ритмичным созвучием - в такт происходящему на сцене. А душа тихо, без всхлипов, плачет не прекращающимися дорожками - слез сопереживания, сострадания персонажам, проживающим знакомо-незнакомую жизнь периода сталинских репрессий. Да, я еще не озвучила название театра и спектакля… Московский «Современник» - автобиографичный «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург в постановке 89-го перестроечного года…

В том зале рядом со мной незримой памятью присутствовали и мой дед – репрессированный на мучительно долгие… долгие… десять лет - СибЛагов - «без права переписки». Многие знающие, что это такое, понимают – что выжить в таком молохе удавалось лишь Господним чудом… «без права переписки» - это почти что расстрельный приговор. А с памятью о моем дедушке, я ощущала буквально кожей и присутствие его харбинских… да и некоторых советских… солагерников - товарищей по мытарствам «сталинских академий», как говаривалось значительно позже о том их периоде ( даже не жизни, а буквального – изможденно/выстраданного/голодного лагерного выживания - в драматическом сосуществовании). Вспоминались и печальные фрагменты былых рассказов от тех, давно реабилитированных и восстановленных в своих гражданских правах, честнейших граждан своей многострадальной отчизны.

И вот в таком оцепенении беззвучных слез, я сидела до самого антракта… и время от времени, моя пожилая соседка слева, возможная ровестница - тех самых сценических персонажей, кто страдал неспроведливо осужденными… там… в остро-сюжетных перипетиях давно минувших лет… наклоняясь ко мне тихо проговаривала всего лишь одну потрясенно-взволнованную фразу: «Вы плачете?!.»

В антракте мы разговорились. Она театралка, знающая всех актеров и не только данного театра… ходит исключительно по контрамаркам – есть такая возможность… спектакли смотрит по многу раз… и не однажды была на «Крутых маршрутах»… но, искренне удивлялась – отчего я такая молодая… и слезно плачу, тогда как она ни разу не всплакнула… ни в один из просмотров. Ну, что я могла ей ответить? Что я не так уж часто бывала в театрах… что я восхищена великолепной игрой знакомо-незнакомых актеров… что я искренне потрясена всего лишь небольшой историей, рассказанной очевидцем из того безмерно страшного времени…

И само собой сказалось первое, что пришло из сердца моей детской памяти: «Я внучка невинно репрессированного врача… российского маньчжурца – бывшего КВЖД-инца.»

Закончился антракт. Занавес поднялся… и моя соседствующая спутница - по визуальным дорогам общей памяти нашей тогдашней страны… снова и снова наклоняясь ко мне тихо проговаривала: «Вы плачете?! А я уже давно… давно - не плачу…»

Расставались мы с ней после спектакля искренне тепло… с доброй перестроечной надеждой:
«никто не забыт и ничто не забыто»… искренне веря, что возврата к тому старому… не может быть… ни в какой форме - не должно быть. Никогда! Что нужно иметь подлинное гражданское мужество и настоящую гражданскую честность - на единую реальность оценок принародного осуждения той человеконенавистнической системы… чего так и не случилось… в дальнейшем… видно у кого-то просто не хватило духу довести до логического конца начатое, приподняв не однажды и не раз… занавес правды нашей былой жизни.

А несколько дней назад, как время от времени снова, и снова, и снова – в последнее время… велись радио-дискуссии о предположительном возврате - Железного Феликса на Лубянку…

И оппоненты умиротворенно называли Сталина человеческим «менеджером»… а в то же время, по телевизору нам рассказывали... вот хотя бы взять для примера, о преданности Молотова своей жене… одновременно показывая "предмет" его служебно-партийной деятельности, расстрельные документы… подписываемые им тремя, страшными по своей сути буквами «ВМН» (высшая мера… как все понимают - это расстрел! Ведь всесоюзный репрессивный «молох» жаждал крови… новой крови тогдашних сограждан - и все больше… и больше… ужесточаясь в мерах этого осуществления). И меня буквально потрясли слова диктора, рассказавшего, что сей государственный муж… признавался значительно уже после... в том, что не мог поступить иначе – вот так обыденно и просто... обязан был именно так- всенародно, как должно бы пониматься... ради служения стране, отказаться от своей арестованной жены… Что он и быстренько и сделал, озвучив принародно то самое свое - отречение .(На ум сразу приходят банальнейшие слова - "в здравии и болезнях... в радостях... горе и бедах"... Но, это ведь... это, кажется, совсем уже из иной "чувственной области" - из семейных "христиански-венчальных" обязательств и взаимоотношений!) И, далее нам сообщается, как после смерти Сталина – первое, что попросил сей муж (действительно - высокая "чувственность" отношений!), это вернуть его жену... которую буквально привезли на руках ГБ-исты, т.к. женщина после пыток была слишком ослабленна и на первых порах не могла самостоятельно ходить... и вдумайтесь! Самое страшное... в уме не укладывается – первые её слова (так было сказано абсолютно спокойным "закадровым" повествователем из того недавнего документально ТV-ишного рассказа) были о здоровье - тирана! И далее тот же голос за кадром подчеркнул, что и много после... она никому не позволяла критически или плохо отзываться о покойном. Вот оно подлинное значение действия слов: «религия – опиум для народа» и «не создавай себе кумиров»… коммунистическое «язычество» – это тоже своего рода религия. Страшная сила – слепой убежденности… которую наш народ познал всерьез и на собственной шкуре… до «мозга» хрустящих костей…

А так ли уж верно, что «никто не забыт и ничто не забыто»?!

20.09.2008г.






*) примечание/дополнение:

фотоиллюстрация из Интернета
с театрального сайта "Современника":
http://www.sovremennik.ru/play/about.asp?id=2
"Крутой маршрут" Е.С. Гинзбург 1989г.
http://www.sovremennik.ru/play/about.asp?id=2&article=3


Рецензии
Я сам член семьи изменника родины, с семи лет пошел по детским домам. Отец был в 1937 году расстрелян, мать как член семьи изменника родины ЧСИР провела в Сиблаге 8 лет. В 1951 вновь арестована и осуждена на ссылку в Казахстан, там вышла замуж за такого же - просидевшего в камере смертников год. Я среди этих людей вырос. сам уже глубокий старик. и я не могу понять того времени.
- Почему на гильонтину с улыбкой шли участники французской революции?
- Почему (Эпизод из Крутых маршрутов) мать пишет дочери, что она вредила советской власти, дабы дочь не разуверилась чистоте революционных идеалов.?
- Почему моя мать и ее муж до конца своих дней продолжали ненавидеть капиталистов?
- Тысяча подобных "почему" в книге Ларисы Васильевой "Кремлевские жены".
- Почему в Германии молчало духовенство, молчала интеллигенция, молчала военная знать, когда этот бредовый ефрейтор совершал их руками страшнейшие преступления?
- Почему народ аплодировал в конце 80-х Гдляну и Иванову, подводивших под расстрел узбекских руководителей, зная уже всю подлость советской судебной системы?. Нет ответа. Извините, что высыпал на Вас эту гору вопросов. С уважением Артем.

Артем Кресин   27.04.2014 00:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Артем!
Простите, что поздно отвечаю - мы еще в апреле уехали на дачу, думалось на пару дней, а задержались более месяца. Связи-Инет не было, только сейчас и увидела Ваши отклики. Спасибо! Вы задаетесь вдумчивостью вопросов неравнодушного человека, но к сожалению, многие из них остаются без ответа. Именно сейчас мы в который раз убеждаемся в этом - народ либо равнодушно-молчалив, либо слишком эмоционально заумен (с подачи того и другого и творятся многие беззакония), а голоса разумного человеческого знания и видения - теряются в вакууме либо чужого умолчания, или в шумном словоблудии "квасных патриотов" разных мастей. Это хронология исторических событий бывает бесстрастной, а люди? Люди - очень даже пристрастны, лукавы и переменчивы, как и забывчивы - зачастую. А драматизм людских поступков - цикличен, да кто же о том думает в пылу современных политических страстей? И что нас всех еще ждет впереди... какими вопросами будут задаваться люди, именуемые себя народом? и каково еще будет общественное осмысление?



Людмила Солма   13.05.2014 01:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.