Таинственными тропами Арсеньева, Серия Читаю Книги

 Таинственными тропами Арсеньева
Серия – «Читаю Книги».

Владимир Клавдиевич Арсеньев, Собрание сочинений в 6 томах, «Рубеж», Владивосток, 2007 г.

Т.1.

       * * *

       В те времена, когда Далёкий Край был покрыт вековой тайгой,
когда горные реки были кристально чисты, когда жизнью Леса управляли лишь Духи да Тигры, когда по скрытым тропам передвигались Охотники, «промышленники» и хунхузы… в свою первую экспедицию отправился Русский Офицер Владимир Клавдиевич Арсеньев…
       С тех пор места эти сильно изменились…
Но до сих пор беспечные туристы могут услышать грозный рык «Амбы», и чей-то запрос: «Какой люди ходи?»…
       И хочется, хотя бы мысленно, пройти по тем тропам, посидеть у костра с Дерсу, взобраться на вершину сопки и оглядеться…


       * * *

       В своё время я был большим любителем фэнтэзи. А какое фэнтези без похода?
А какой поход без карты?
       В книге, которую я держу в руках, всё это есть.
       Как приятно выкроить Время, взять в руки Хорошую Книгу и… отправиться в Путешествие вместе с её героями…
       Единственно – всё подлинное. Конкретное и частично знакомое…
Но от этого – не менее таинственное и увлекательное.
Умение видеть таинственное через реальное – вот в чём сила автора.
 
       Путешествие на диване… Увы – для многих это – часто единственный доступный способ.
       Ну что ж, отправляюсь.
И – попытаюсь рассказать читателю о своих «путевых» впечатлениях…..

       Да, кстати, - это ещё и путешествие во Времени. В несуществующие уже, по большей части места…

       * * *

       В принципе, есть истории, которые трудно пересказывать…
Владимир Арсеньев наметил маршрут, собрал отряд, такого-то числа вышел (выехал) из…
Всё это известно и пересказано не раз.
       В произведениях Арсеньева важны детали. Его повествования надо читать неспешно, несуетно. Детали и мысли. Постепенно погружаешься в несуществующий уже Мир Приморской Тайги. Мир волшебный и таинственный…
«На краю Империи». Вернее – «На краю двух Империй»…

       Тогда о чём вообще я собираюсь написать?
А как всегда – о своём прочтении произведения. Привести несколько цитат. Порассуждать…
       Может – скажу что-то новое. Каждый читает по-своему, не так ли?

       * * *
       Начну с печального.
В конце марта 1908 года, под Хабаровском, в районе станции Корфовской, был убит и ограблен Дерсу Узала, легендарный друг и проводник, участник экспедиций В.К. Арсеньева. Таёжник и следопыт пал жертвой бандитов, обыкновенных и скучных тварей.
Погиб и унёс собой целый Мир. Так бывает…

       «Какие-то два человека, причислявшие себя к лику европейцев, совершили гнусное убийство с целью грабежа. Они убили бедного дикаря, у которого была чистая душа и который во всю свою жизнь никому не сделал зла…».

       Что ж, так зачастую и случается. Гнус, он ведь не только в тайге! Когда придумают Универсальный Репеллент?

       «Цивилизация родит преступников. Созидай своё благополучие за счёт другого – вот лозунг двадцатого века».
       
- Эх, повезло Владимиру Клавдиевичу не дожить до 21-го!

       «Обман начинается с торговли, потом, в последовательном порядке, идут ростовщичество, рабство, кражи, грабежи, убийства и, наконец, война и революция со всеми их ужасами. Разве это цивилизация?!».

       Да, от грабежей – до революции, «на конец»!
Долго размышлял над этой цитатой…
Действительно – что такое революция? – Большой грабёж со взломом страны. Массовые убийства. В людях высвобождается всё дурное. Они отпадают от Бога, и начинается цепь преступлений «помельче». И мутный поток уже не остановить.
       Рушится и грабится созданное веками. Выбиваются лучшие представители нации…
Когда кровь впитывается в землю – процесс затухает. Злая энергия несколько выдыхается.
«Герои» революции, палачи и убийцы, занимают заслуженные места в первых рядах.
Но и там продолжается грызня…
Революция переходит в вялотекущую фазу…
Трагическая дата становится радостным праздником. А что празднуют-то!?

       Нация не смогла договориться, и «случилось страшное»…
Революция – это огромный шаг вниз. Своего рода оползень даже. И вершина теперь уже может не быть достигнутой. Никогда…?
       Сколько наций проделало путь от обмана до революции, и где они теперь…

       Цивилизация должна развиваться каким-то иным путём…

       Да, хорошо тайга прочищает мозги.

       Ну что ж – снимем шапки, помянем Дерсу и перейдём в другие времена. Когда неутомимый гольд шагал ещё в авангарде маленького отряда…
«Какой люди ходи?»…


       * * *
       
       
       Да, всё живое для Дерсу – «люди».
А уж о людях «настоящих» думал он постоянно.
Переночевала экспедиция в охотничьем балагане. Собираются дальше. А Дерсу просит щепотку соли, горсть риса, колет дрова… Зачем?
Стр.64.
«- Какой-какой другой люди ходи, - отвечал Дерсу, - балаган найди, сухие дрова найди, спички найди, кушай найди – пропади нету».
«Я вспомнил, что стрелки, уходя с биваков, всегда жгли корьё на кострах. Делали они это… ради забавы, и я никогда их не останавливал. Этот дикарь был гораздо человеколюбивее, чем я. Что же такое культура. Не путаем ли мы тут два понятия: материальная культура и культура духовная?.. Забота о путнике!.. отчего же у людей, живущих в городах, это хорошее чувство, это внимание к чужим интересам заглохло, а оно, несомненно, было ранее».
       (Балаганы местные строили из корья.)

       Я тоже немало помедитировал на тему «2-х прогрессов» - духовного (человеческого) и технического.
Может, за мнимое своё могущество расплачиваемся мы Духом?
Почему мы бездушны?
Может потому, что продолжает разрушать природу планеты?
Дерсу же жил в своеобразной гармонии с тайгой, был, как бы, её частью.

       Возможен ли иной путь развития цивилизации?
Не цивилизации даже, а устройства человеческого бытия?
Не потому ли портится человек, что подспудно осознаёт, что он паразит и хищник на этой благодатной планете? Не отсюда ли цинизм и ненависть к себе подобным?
       Для мыслящих плоско – я не думаю о возврате в леса, пещеры и джунгли...
Но должен же быть иной, более гармоничный способ существования человека на Земле.

       Что касается развития культуры и нравственности, то Арсеньев приводит одну любопытную мысль:
Г. Бокль, в своей «Истории цивилизации» - «…полагаясь на прогресс умственный, отрицал прогресс нравственный. «Все великие нравственные системы,- писал он, - представляли в сущности одно и тоже. В ряду правил, определяющих наш образ действий, самые просвещённые европейцы не знают ни одного такого, которое не было бы также известно древним».
(Стр.17)

       С точки зрения человека верующего – всё логично: не так часто приходят те, кто вручает людям «скрижали». А нравственности выше, чем ТАМ – её просто нет. Да и сила воздействия постепенно только ослабевает. Откуда взяться новым правилам? Разве только от лукавого.

       Некоторые деятели нашей «культури», из «модных», сейчас трендят о неких трендах.
Типа – ценностей вечных давно нет. Сейчас бал правят тенденции.
И тема эта у них даже становится предметом дискуссий…
       Зы: Представил стадо обезьян. Им свистнули справа – все дружно бросились…
«Тенденция, однако!».
       Однако, это уже не из области философии, а из области нравов обалдевшей в буквальном смысле тусоффки. Не интересно…

       Серьёзные люди не оспаривают того, что существует базовый набор ценностей, заповедей, без которых существование человечества невозможно. По крайней мере – длительное время.
 
       С точки зрения добросовестного историка, хотя бы и атеиста, устоявшийся набор правил человеческой жизни, сформулированный, к примеру, в Заповедях, является выработанной веками системой. Необходимой и достаточной. Расширяя число заповедей, мы просто создаём то, что можно свести к одной из уже существующих, сужая,– что-то выпускаем…

       Кстати, размышляя о заповедях более конкретно, я всегда упирался в одну простую мысль: «Как было бы хорошо и просто жить, если бы все люди соблюдали эти простые правила». И антитеза – как бы возвысился тот, кто первый бы их нарушил. «Вот лохи, подумал бы он, - двери не запирают, женщин не охраняют… - неужели тут всё МОЁ»!?
…и ничего за это не будет…
«Не убий» ведь!

       А что Дерсу?
Книг он не читал, проповедников не слушал…
Мозги его никто не «промывал».
Вера его была «примитивной» и конкретной. Он верил, например, в духов; даже не верил, а воспринимал их как составную часть реальности, наравне с тиграми и Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым…
       Разговаривал со своей, давно ушедшей в «лучший мир» семьёй.
Впрочем – в лучший ли? Он беседовал, а потом отправлял туда разные подарки…
А нравственность его была, я бы сказал, врождённой. Всё же, люди и Земля – это, нечто единое, и «информация» - она везде, её нужно только услышать…

       Да, повторяя мысль одного вождя, которую он, впрочем, почерпнул у двух немцев,
можно сказать, что Дерсу верил в богов и духов от бессилия перед природой. Типа – «бытие определяет сознание».
       Но, кроме Дерсу, по тайге шатались тогда люди разные. Некоторые – довольно долго.
Но не все, далеко не все разделяли «примитивную» Дерсову религию (веру).

       Да, кстати, можно проиллюстрировать другой тезис – сознание управляет бытиём.
Экспедиция вошла в деревушку староверов Загорную. (Стр.122-123)
«Она состояла из восьми дворов и имела чистенький, опрятный вид. Избы были срублены прочно. Видно было, что староверы строили их не торопясь и работали, как говорится, не за страх, а за совесть… Наш хозяин был мужчина среднего роста, лет 45-ти. Карие глаза его глядели умно…
       …В простенке между окнами висели стенные часы, а рядом с ними – полка с большими старинными книгами в кожаных переплётах. В другом углу стояла ручная машинка Зингера, около дверей на гвозде висела малокалиберная винтовка Маузера и бинокль Цейсса. Во всём доме полы были чисто вымыты, потолки хорошо выструганы, стены как следует проконопачены. Такой чистоты никогда не бывает у русских крестьян-нестароверов даже и в праздничные дни».

       Вот так. Вера староверов была крепче и жизнь – лучше. И, заметьте – в забытой Бо…
- да нет же, как раз не забытой Богом деревушке на краю земли, просто добраться до которой – подвиг.
       А жизнь и быт – на передовом, по тем временам уровне. Разве ватерклозета не было…

       Следующие переселенцы оттесняли староверов всё дальше в глубь тайги…
А потом – пришла революция… Где сейчас эти трудолюбивые люди…
Где те чистенькие деревеньки…
Где хотя бы просто не грязные, не населённые всяким вырождающимся сбродом, не дающим спокойно жить людям нормальным…
Нет моральной основы, нет Веры – не будет и жизни…

       Всё может испохабить враг. Вот и о нём. Один из спутников Арсеньева открыл старую книгу и стал читать:
«И спросил его отрок: скажи Св. Отец, как же мы узнаем время приближения антихриста.
И отвечал ему старик: На приближение антихриста есть приметы: станут люди бросать свою прежнюю жизнь и одеваться по иностранному, станут брить бороду и усы, и извлекут они медный змий, самоваром зовущийся, и в питие будут употреблять траву от китаян. Воины оденут на головы фуражки и станут сражаться не мечом и копьём, а огнём на далёкие расстояния. Воины не будут уже называться «воинами», как раньше, а «солдатами» - слово, начинающееся на одну букву со словом «сатана».
       И спросил тогда отрок: Как же спастись? Только тот спасётся, отвечал старик, кто уйдёт в горы подальше от соблазна, кто будет жить по-старому»…

 «Мы переглянулись. С одной стороны – порицание новшеств и желание жить по-старому, а с другой стороны – часы фабрики Бурэ, винтовка Маузера… Как всё это не согласовывалось друг с другом!..».

       Да и в наше, «просвещённое» время многие верхогляды почему-то считают верующих людьми отсталыми…
       Вообще,- удивительно. В дореволюционной «тюрьме народов» «царский» офицер спокойно беседует с представителем «религиозного меньшинства». Путешествует в компании «инородца» и не имеет никакого желания как-то «подлечить» их.

(…)

       Да, хотел больше написать о таинственном и удивительном…
Но внимание выхватывает другие моменты…

Стр.145 – 146.

       Вот «промышленник»:
«Промышленник идёт в тайгу не для охоты, а вообще, «на промысел». Кроме ружья, он имеет при себе сапёрную лопатку и сумочку с кислотами. Он ищет золото, но при случае не прочь поохотиться за «косачами» (китайцами) и за «лебедями» (корейцами), не прочь угнать чужую лодку, убить корову и продать её мясо за оленину. Встреча с таким промышленником гораздо опаснее, чем встреча со зверем. Надо всегда быть готовым к обороне. Малейшая оплошность – и неопытный охотник погиб. Старые охотники с первого взгляда разбирают, с кем имеют дело, с порядочным человеком или с разбойником».

       Первая ассоциация с «промышленником» - городской бомж. Тоже лазит везде, ищет добычу полегче. Терять нечего. Нагл. Ничего не боится. Совести нет – способен на всё.
Продукт нашей высокотехнологичной цивилизации…
       Потом вспомнил про одного «риэлтора», оставляющего людей на улицах…
Затем – про «рекламщика», который ездит на джипе по городу и ищет, куда бы ещё воткнуть «лопату» - рекламный щит. Деревья и прочая «эстетика» в расчёт не берутся…
Затем вспомнил полубандитов - полубизнесменов, сражающихся за контроль над…
Всех этих «рейдеров», трейдеров и прочих падальщиков…

       Господи! КРУГОМ ПРОМЫШЛЕННИКИ!!!
Спаси нас!

       Вот только современные люди перестали отличать промышленников от нормальных людей. Отчасти потому, что сами такие. Душевно испорченные обманщиков не различают.

       И «промышленников» этих – всё больше…

       Что только не выделывают они ради одного – бабла!
И мир становится всё хуже и хуже. Их стараниями, и нашим потворством…


 Что там дальше?
Стр. 177
- Село Пермское, долина Вай-Фудина, Ольгинский район. Звучит?

       «Экономическое благосостояние пермских крестьян не заставляет желать ничего лучшего. Село это можно было назвать образцовым во всех отношениях. На свои средства они построили у себя в деревне школу. У ребятишек было много книг по природоведению и географии. Все крестьяне достаточно начитаны и развиты; некоторые из них интересуются техникой, применяя её у себя в хозяйстве. При нас один новосёл позволил себе выругаться площадной бранью. Надо было видеть, какую проборку задали ему старожилы».

       Скажете – не таёжное…
Скажете – не чудо!
- Извините, найти теперь такое село – вот чудо! А много ли школ строят селяне на свои деньги? Мне больше известны случаи воровства, даже – прямого растаскивания…
И где та, здоровая тяга к знаниям?
       Церковь и школа – две «святые» вещи, не считавшиеся тогда обременительными для здоровых и работящих людей.
       Мы вырождаемся. Страшнейшим образом…

       Немного «таинственного»
Стр.183:
Китаец – искатель золота. У него в котомке – железная лопата без черенка, деревянный лоток и облегчённый заступ с короткой рукояткой.
       Что ж тут таинственного?
- А вот что: - золото он искал так: Найти реку, напротив впадения которой в море есть остров, найти приток, впадающий в реку перпендикулярно к скале, потом найти ключик…

       Насколько действенна сия методика, Арсеньев не говорил. Но раз китаец жил этим…
Хотя – «какая связь?!».

       А вот и «экзотика»!
Стр.189-190.
Тигр! Felis tigris longipilus Fitz.
Ну, «Железный Фелис».
       Впрочем, о тигре написано немало. Какая уж тут экзотика. Сегодня это не «хозяин тайги». Очередной объект экспериментов, на этот раз его «защитников».
       Решили снабдить каждого тигра радиоошейником. Довольно таки громоздким.
Я уж не говорю о том, что сигнал научатся пеленговать браконьеры. О том, что сама процедура отлова не улучшает самочувствия редкого хищника…
- Просто представьте себе здорового домашнего кота с бантиком на шее!
Не успокоится ведь, пока не сдерёт! А тут – лесной зверюга!
СПАСАЙТЕ ХИЩНИКА!!!

       Интересно отметить только, что «…тигр не боится огня и смело подходит к биваку, если на нём тихо».
       Берите в тайгу магнитофончик.

       Я ещё Вам не наскучил?
Давайте хоть пороемся в котомке Дерсу, для разнообразия.
Стр.235-236.
       «По мере того, как он вынимал свои вещи из котомки, я всё больше и больше изумлялся. Чего тут только не было: порожний мешок из-под муки, две стареньких рубашки, свиток тонких ремней, пучок верёвок, старые унты, гильзы от ружья, пороховница, свинец, коробочка с капсюлями, полотнище палатки, козья шкура, кусок кирпичного чая вместе с листовым табаком, банка из-под консервов, шило, маленький топор, жестяная коробочка, спички, кремень, огниво, трут, смольё для растопок, береста, ещё какая-то баночка, кружка, маленький котелок, инородческий кривой ножик, жильные нитки, две иголки, пустая катушка, какая-то сухая трава, кабанья желчь, зубы и когти медведя, копытца кабарги и кости рыси, нанизанные на верёвочку две медные пуговицы и множество разного другого хлама».

- Хотите выжить в тайге? Вот вам «минимальный набор для выживания».
Носите с собой! Правда, - где взять ныне инородческий кривой ножик и старые унты?
Антиквариат…
Цивилизация…
И главное, – нося всё это при себе, точнее – НА, «современный человек», - неподготовленный житель города - протянет ноги в первый же день похода…
Успокойтесь – тайги давно нет.
А «таскать за собой» джип – легко и приятно. Оставляя за ним горы мусора.
Дерсу же в тайге давно нет.

« Среди этих вещей я узнал такие, которые раньше бросал по дороге. Очевидно, всё это он подобрал и нёс с собою».
- Точнее – на себе.

       Эх, появились бы экстремалы, какой-нить «клуб Дерсу». Ходили бы по лесам и собирали мусор цивилизации. И несли бы его на себе.… Нет! – Лучше отлавливали бы мусорящих «туристофф» и заставляли нести их самих.

       При всём при этом, - «Дерсу удивительно приспособился к жизни в тайге».
Как? – Не буду облегчать задачи тем, кто пишет фэнтези.

       Интересно, появится ли в Приморье автор, который напишет фантастику, основываясь на местном колорите и фольклоре?
       Было бы очень увлекательно.
И ролевики стали бы играть в Дерсу.
И маршруты «по следам Арсеньева».
И битвы джурдженей…
Древний Бохай…
Встреча с Духом Горы.
Каменные драконы оживают…
Переход через чёртову осыпь…
Сражения с хунхузами…

Стоп. Богатое поле. Почти не вспаханное.
Но, может, жизнь наладится. Сказочный мир оживёт…

Удивительная, всё-таки книга…


Кстати, о хунхузах:
Стр.300.
«- Моя слыхал, русские хунхузы тоже есть. Правда это али нет? – Спросил он, конфузясь.
- Правда, отвечал я. – Только русские хунхузы ходят по одному, по два, и никогда не собираются такими большими шайками, как китайские. Русское правительство не допускает этого».

       Зы: а «Российское», образца 90-х, - вполне допускало. Вот Вам и «прогресс»…

       «Я думал, что моё объяснение удовлетворило гольда, однако я заметил, что мысли его были направлены в другую сторону.
- Как это? – рассуждал он вслух. – Царь есть, много всяких капитанов есть и хунхузы есть.
У китайцев тоже так: царь есть и хунхузы есть. Как наша живи? Царя нету, капитанов нету и хунхузов нету.
       Сначала мне показалось странным сопоставление – царь и хунхузы, но, вникнув в смысл его слов, я увидел, что Дерсу был прав. Раз происходит сортировка людей по сословиям, то должны быть богатые и бедные, праздные и трудящиеся. Раз их сортируют на честных и бесчестных, то преступный элемент отделяется, ассоциируется и образует нечто вроде особой касты…».

       Да уж, философия на краю… двух империй…

Сейчас всё гораздо хуже. Общество не отталкивает от себя преступный элемент.
Сорвал «бабла» - ты «удачник»!
       Собственно преступниками теперь считаются преступники бедные…
К чему это ведёт – вполне ясно. Не надо быть следопытом…

 Как бы хорошо жилось без…
И возможно ли это?

(…)

Вот так, незаметно, я и прочитал увесистый том. То погружался в «таёжный роман», то выныривал в «нашей», гораздо более жуткой, правда, менее загадочной, если не брать за корень слово «загадить», реальности…

       Ну, хоть одну «легенду». Или про сокровища…
- Пожалуйста!

Стр. 584.

«- Погоди, капитан, - сказал Дерсу. – Моя ещё говорить кончай нету.
       После этого он продолжал рассказывать про свою жизнь. Он говорил о том, что, будучи молодым, от одного старика китайца научился искать Женьшень и изучил его приметы. Он никогда не продавал корней, а в живом виде переносил их в верховье реки Лефу и там сажал в землю. Последний раз на плантации женьшеня он был лет 15 тому назад. Корни все росли хорошо…
- Это всё – тебе!».

       Вот так – подарок! Кто в наши дни способен на такое?
Интересно, существует ли ныне заветная плантация? Не попала ли под кривой нож бульдозера лысо – «промышленника», не вытоптана ли крутыми охотниками, не стала ли жертвой лесного пала, либо «промышленников» простых, имя которым уже легион…

       А может – она уцелела, скрытая заповедным словом?
Поищем?
Только вот зачем…
Легенды дороже богатства…

       Да, но каждому же нужен «кусочек своего счастья»!?
«Кусок жизни»…
Почему бы не вынести его из тайги?

       Арсеньев вынес же:
Стр.511.
(Прочтите, пожалуйста, не суетясь.)
«Дойдя до реки Кулумбе, я сел на камень и стал слушать тихие, ночные, едва уловимые, как шёпот, звуки, которыми всегда наполняется тайга в часы сумерек. Безбрежный океан, сонная земля и глубокое тёмное небо с миллионами неведомых светил одинаково казались величественными.
       В такие минуты человек облагораживается и как бы входит в общение с Богом. Этого нельзя передать словами – это надо перечувствовать. Это доступно только тому, кто созерцание природы ставит выше всяческих городских удовольствий.
       Я чувствовал себя легко и понимал, что счастье заключается не в накоплении богатств, а в здоровье, свободе и в тесном общении с природой».


(……………………)

       Больше, как говорится, добавить нечего.
- Ковригин Д.Э.
22 сен. 08 г.

















       
       
       


Рецензии
18апреля. Пасмурно и прохладный ветерок. На склоне Лянгуевом среди сухой листвы и дубняков зеленый подрост кедра. На перевале Пашигоу пахнет водорослями. Радостное чувство встречи. По ключу из земли зеленые копья. Цветет фиолетово-красный цветочек. В дубняках желтые фиалки по склонам. Три, потом пять оленей. Я вновь в Пашигоу в избушке все той же… Здесь редко бывают люди… Здесь бабочки яркие, шмели взлетают…
30мая. Цветет по долине земляника, кукушку слышно. Плечистая ворона. Бабочка белая с рыжими верхними крыльями. Лохматые пуховки прострела. Папоротник почти распустился, Дуб, цветет касатик лесной, фиалка, ландыш. За Поперечным махаон, черемуха отцвела, курослеп, ирис бутоны. На кордоне незабудки, комары, желтые цветки барбариса, гусеница б., кузнечики в темных пижамах.
1июня. Бухта Заря и Кит. Здесь холоднее. Фазаны, лисица. Ильмы, дуб, липа. Дом помещика Поносова. Муравьи черные и тля. Перевал на Валентино: маньчжурская береза, диморфант, клен мелколистный, ясень, акатник. Рыжий мохнатый шмель, кузнечик бесхвостый. Ольха Максимовича.
5июня. Чирки в раж входят, пион мелкий цветет. Жаворонки планируют над полянами, где курослеп и семенит одуванчик. Две косули рыжих. Лягушки сверху зеленые с черными пятнами, снизу красные.
12июня. В Ольге тополя начали пылить. Поистине, Ольга – ворота в тайгу.
13июня. Овод, коричневая бабочки. Клены за скалой, боярка, белая береза, лук. Квандагоу. В ущелье перевала дубы высокие, пихта, лиственница. С-З.-З 30 градусов ель. У распадка справа тополя, ели, чозении.
14июня. Туман, мелкая мошка, дятел, как камертон выбивает.
19июня. Выводок рябчиков. На перевале отцветает лесной красный пион. Ель, пихта, ольха, подмаренник, папоротник, мох. 12-15. Перевал. Заказник.
20июня. Красоднев цветет. Останки изюбря. Ясень, орех, акатник скоро будет цвести, цветет герань и чистотел б. Заяц. Цветет: пион, саранки, лилии мартагоны, сирень. с. Булыго-Фадеево. Аптека: ДЕТА. Магазин: сухари, жир, спирт.
Контора: карта Улахэ. 21июня. Новомихайловка, зеленые поля овса, клевер убирают.


Каринберг Всеволод Карлович   29.11.2008 08:00     Заявить о нарушении
По моему, я это уже у Вас читал...
Бедное, маленькое Приморье...
*
за рецензию - спасибо, хотя - не совсем понял
зачем Вы процитировали эту свою работу
вернее - выдержки из дневника...
*
СУВ - _ДК-

Дмитрий Ковригин   29.11.2008 10:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.