Sine persona

       

 Добрый день. Моё имя - Sine Persona, но мои друзья зовут меня просто Син. Они не знают моего полного имени. 'Sine' в переводе с латыни означает 'без'; у меня совсем нет лица*. Я слеп как канцелярская мышь, потому что щёлки глаз слишком узкие и пропускают лишь крошечные клочки пространства; вместо носа у меня две черные дырки, вместо рта – красная полоска, мои щёки плоские и прямые, без ямок, я лыс, и вообще, я похож на недоделанную куклу, которую забыли разрисовать, или на человека, заменившего голову воздушным шаром.
 Но я от этого не страдаю; напротив. Я научился использовать свою внешность разумно, и если в детстве соседские ребятишки в ужасе разбегались, увидев меня, то впоследствии я даже обрёл несколько полезных знакомств. Это будучи мальчишкой я ещё не умел управляться с чудовищной маской, подаренной мне природой, и сам шарахался от собственного отражения в зеркале. Однако, привыкнув, я раскрыл немалые выгоды своего облика.
 Вы спрашиваете, какие? Вы забегаете вперёд. Сначала я должен объяснить, как мне удалось их раскрыть.
 Я был младшим из троих детей, самым уродливым и самым ненавистным. Когда вместо сморщенного младенческого личика мать увидела бледный и плоский кусок кожи, её первым желанием было утопить меня в ванной. Взяв меня на руки, отец посчитал, что я мёртв, и хотел бросить, но я зашёлся диким криком. Отец удивленно оглядел белый кусок мяса и спросил: «А чем он кричит?». На этом проблемы не кончались: вслед за отсутствием лица родители обнаружили полное отсутствие пальцев на моих ногах. Ну и правильно. Зачем на ногах пальцы?
 Пока старшие брат и сестра рассматривали новорождённого уродца, бабушка убеждала мать в необходимости меня крестить, поскольку, по её мнению, я явился на свет не иначе как из адских кузниц. После отказа святого отца это сделать за мной окончательно закрепилось прозвище «исчадие ада». Бабушка месяц вопила что-то о «грехах отцов» и о том, что я непременно пожалею об отказе святой церкви меня принять. Потом она успокоилась. Кстати, за всю свою жизнь я так об этом и не пожалел…
 Однажды я разбил стеклянную чашку, столкнув её со стола локтем. Естественно, я сделала это не специально, однако мотивы поступков мало волновали мою мать. Яростная гримаса исказила крупные черты её лица, она схватила меня за шиворот, потащила за собой и заперла в чулане. Я не плакал: я не умел. Я сел на пол, нашёл на ощупь спички и зажёг свечу. В углу валялся большой кусок зеркала. Я взял его и поставил перед собой. Все мои мысли были занятии матерью; мозг прокручивал в сознании её красную физиономию, искаженную гневом, перематывал назад мимические движения губ и опять прокручивал, словно изучая. Я смотрел немое кино. Внезапно в зеркале что-то зашевелилось. Это был я сам, точнее, кожа моего лица. Я сильно удивился, потому что неумел двигать мышцами этой маски; я не мог ни улыбаться, ни морщиться, ни хмуриться. А тут кожа задвигалась сама какими-то волнами, набухла на месте щёк, из неё выделился и вырос крупный нос, губы распухли, глаза расширились, на лбу появились морщины, и я увидел…увидел злобную физиономию моей матери…Форма продержалась пару минут, затем кожа снова задрожала, расправилась и превратилась в плоскую материю.
 После долгих тренировок я уяснил: моё лицо может принимать форму лица любого знакомого мне человека, если я полностью сохраню его образ в мозгу до единой чёрточки, так сказать, «настроюсь на его волну». Сначала я мог удерживать чужую гримасу со всем её мимическим набором всего несколько минут, затем, набравшись опыта, я сумел увеличить результат до многих часов. Для этого я просто должен был временами воскрешать в память образ человека. Единственной сложностью являлся мой лысый череп, на котором не росло ни единого волоса. Приходилось надевать головной убор. Это не было большой проблемой.
 Я покинул отчий дом в возрасте пятнадцати лет. Моя способность открывала широкие горизонты. Первое, что я совершил – это убийство. Мне нужны были документы и деньги – я устал сидеть в этой дыре. Я пригляделся к некоему учителю, Сину Килдмену**, убил его, переодел тело в своё платье, отрубил его голову и забрал её с собой.
 Я уехал в Америку. Устроился, завёл связи. Я прекрасно жил, не имея даже собственного лица. Пальцы ног по сравнению с этим – полная чушь. Я сомневался, когда не знал, надеялся, когда не верил – в общем, поступал как все нормальные люди. Прекрасно жил, пока не появилась она. Я понимал, что ничего хорошего из этого не выйдет, но чувство оказалось сильнее меня. «Самый лучший способ избавиться от искушения – это поддаться ему», - изрёк один английский классик***. Я решился. Я пригласил её к себе. Она тоже меня любила, пылко, нежно и слегка наивно, она клялась в вечной любви, говорила: «Ничто не сможет разлучить нас», и прочее. Я смеялся. Это был горький смех Сина Килдмена. Вечером нужно отвезти её домой и оставить сентиментальные мысли навсегда. Ночью, засыпая, я не контролирую себя и снова становлюсь уродцем. Утром у зеркала я приобретаю вид Килдмена, посмотрев на его заспиртованную голову в банке. Если она узнает о всех ужасах моей жизни, мы не сможем оставаться даже друзьями. Как же она красива!
- Я не поеду домой, Син. Я так хочу. Я хочу остаться с тобой. Навеки. Я хочу стать твоей, и даже не собираюсь слушать.
 Она надула губы и отвернулась к окну. Мной завладело отчаяние.
 - Ты ведь можешь об этом пожалеть…
 - Я останусь здесь.
 - Хорошо, тогда поклянись мне, что ты никому не скажешь, если увидишь нечто странное и непонятное. И если ты будешь меня ненавидеть, бояться или презирать, ты всё равно никому не скажешь.
 - Милый, какие глупости!
 ……..Она всё узнала. Всё. И знаете, что она изрекла?!
 - Милый, ты мне так даже больше нравишься. С тобой наверняка очень интересно играть в карты: никогда не узнаешь, что у тебя на уме.
 Я, шокированный, спросил:
- А как же пальцы на ногах?
 И знаете, что она ответила???
- Ну и правильно. Зачем на ногах пальцы? Совершенно бесполезная штука! Милый, когда у нас свадьба?
 Она поцеловала меня в тонкую линию губ и добавила:
- Так удобно! Нос не мешает!
 И я засмеялся. Засмеялся силами своего лица первый раз в жизни…
 А она, кстати, так и не пожалела о том, что узрела мой истинный облик…

ПРИМЕЧАНИЯ:

*а Persona, соответственно, лицо.
**Килдмен: образовано от английского “killed+man” = “убитый+человек” ;
***точнее не изрёк, а написал от лица Лорда Генри в своём «Портрете Дориана Грея». Это был Оскар Уайльд.


Рецензии