Красные звёзды. шагает гулаг

Солнце горячее вновь закипело,
С вами, чекисты, Слово и Дело.
Мы – санитары страны молодой.
Карающий меч под красной звездой.

Припев: Вперёд! В кулак!
       В авангарде новой пятилетки
       Шагает ГУЛАГ,
       Стране Советской даёшь дезинфекцию.

       Трижды безжалостность, трижды бдительность,
Внешнее спокойствие – только видимость.
Враг затаился в народных массах,
Внутренний враг – убеждённо классовый.

Припев

       Видишь, как скалит клыки интервенция,
Слышишь – воняет интеллигенция?
С вами, чекисты, Слово и Дело.
Гниду давите упрямо и смело.

Припев

       Видишь, шагают освободители –
Кровь с молоком, тьмы победители.
Вихри враждебные сгинут во тьме.
Русский порядок на Русской земле!

В начале 1990-х годов традиционный российский вопрос «Что делать?» был как никогда актуальным. Советский Союз распался, возникла проблема – как жить дальше. И вот уже президент Ельцин говорит о необходимости «национальной идеи», приглашает историков, просит их её написать. Идея провалилась, потому что национальную идею невозможно просто придумать – она должна найти поддержку в обществе. А постсоветское общество трещало по швам, возникало множество групп и течений, и каждое предлагало свой вариант будущего. Кто-то хотел сделать страну православной монархией, кому-то были ближе идеи Запада, кто-то смотрел на Китай, кто-то восхищался Пиночетом и Франко, кто-то – Столыпиным. Минская группа «Красные звёзды» в своём творчестве выражала идеи, которые тогда казались дикими, а нынче набирают – медленно, но верно - популярность. Суть её можно выразить так: надо учиться у Сталина. Собственно, с эпохой Иосифа Виссарионовича и связана эта песня.
О самой группе известно не очень много – как-то не удалось ей привлечь внимание масс. Немного информации: создалась в 1993-м году, до 1994-го называлась «Хотели Утки Йоду» (аббревиатура - любимое нами слово из трёх букв). На творчество «Красных звёзд» оказал огромное влияние Егор Летов – сходство песен ГО и «Звёзд» заметит даже непосвящённый. Коллектив принимал активное участие в политической жизни, разогревал «Гражданскую Оборону» во время «Русского прорыва в Минске» (разумеется, без драки с белорусскими националистами не обошлось), его участники общались с Лимоновым и Дугиным. Воздействие национал-большевистских идей на творчество группы видно даже по названиям альбомов – «Смершевы песенки», «Русский порядок». На последнем, вышедшем в 1997-м году, и была песня «Шагает ГУЛАГ».
В 1990-е годы действовало негласное правило: восхищаешься Сталиным – ты ненормальный, лечиться пора. Атмосфера тому весьма способствовала – поколение шестидесятых жило XX съездом, а молодёжь – телевизором, в котором нередки были репортажи о «кровавом тиране Иосифе». В школьные программы давно включены «Реквием» Ахматовой и «Мы живём, под собою не помня страны»… Мандельштама, Солженицын давно объявлен совестью нации. Даже левая оппозиция не хотела лишний раз вызывать огонь на себя и выступать в поддержку Сталина: большая часть её (КПРФ, Аграрная партия) хотели быть признанными в качестве конструктивной оппозиции, а этот статус исключал восхищение генералиссимусом. Сталинистами традиционно считались маргиналы: анпиловские пенсионеры, например, или же отмороженные нацболы.
О последних надо сказать особо. Национал-большевистская партия, созданная в начале 1990-х экстравагантным писателем Э.Лимоновым, даже на пёстром фоне оппозиционных партий держалась особняком. Нацболы на страницах газеты «Лимонка» восхищались Троцким, Мао Цзедуном, бароном Унгерном, Юлиусом Эволой, Борисом Савинковым и, не всегда, конечно, но порой было – Гитлером и Муссолини. Для нацболов не существовало каких бы то ни было табу, они эпатировали общественность, кидались в политиков помидорами и яйцами, призывали к террору, устраивали необычные и потому яркие акции. Считаете их идиотами?? Возможно, однако, многим нравится именно такое – лучше уж с яйцом против Системы, чем протирать задницей кресло в офисе. В числе сочувствующих НБП оказались и «Красные Звёзды».
ГУЛАГ – как много в этом слове… Коммунисты его практически не использовали – по многим причинам. Во-первых, к этой аббревиатуре слишком часто обращались их противники, то и дела ставя между ГУЛАГом и Советским Союзом знак равенства. «Что нам могут сказать те, кто не знают, как расшифровывается слово ГУЛАГ», - частенько говорили диссиденты. Да и известная книга Солженицына вспоминается, про неё многие знают (читали, впрочем, на порядок меньше – книга на любителя). Короче говоря, ГУЛАГ – это уже не история, это мифология. Эдакое воплощённое зло, которому нет оправдания, которое должно быть уничтожено, вырвано с корнем. Как-то так получилось, что менять знак с минуса на плюс никому не хотелось. Кроме «Красных Звёзд», конечно. Это, безусловно, вызов нашему считающемуся гуманистическим обществу.
Вступление бодрое, пафосное, практически маршевое, пронизанное тем, что называют тоталитарной эстетикой. Слушаешь и думаешь – таким мог бы быть рок, если бы он появился в СССР 30-х годов по личному указу Сталина. Удалось понять дух той эпохи, эпохи величайших испытаний и свершений, которая одним кажется национальной трагедией, а другим – периодом наивысшего подъема в истории страны. «Солнце зловещее вновь закипело»…Проводить параллель между природными катаклизмами и историческими реалиями – это вполне соответствует советской революционной традиции. Вспомним знаменитое «Пусть сильнее грянет буря». Конечно, после победы Октября возникла мысль – это всего лишь первая ласточка грядущего прорыва, на очереди покорение природы, изменение того, что есть ради того, что будет.
«С вами, чекисты, Слово и Дело!» Кто они – чекисты в представлении обывателя?? Демократ постарался и тут – создался достаточно негативный образ, который вызывает дрожь у любого уважающего себя интеллигента, а также тех, кто себя считает таковыми (а их много, даже не представляете себе, сколько). О «зверствах ЧК» пишут газеты, чекистов проклинает телевидение – палачи, сатрапы, убийцы. Трудно понять, насколько эти гневные тирады соответствуют истине. На самом деле это не важно, важно другое – существует иное представление о чекистах, рыцарях без страха и упрёка. Портрет Дзержинского ещё не все убрали, памятник снесли только один – это показательно. «Слово и дело»… В 1990-х годах от политиков разных уровней трудно было ожидать и того и другого, естественно, хотелось альтернативы. То, что половина населения нашей страны в 2000-м году выберет бывшего директора ФСБ, который не прочь замочить террористов в сортире и сделать обрезание, совсем не случайно.
Между тем герой песни, сначала несколько дистанцируясь от «чекистов» (видимо, понимая, что ему до них – как до Луны), тут же говорит: «Мы – санитары страны молодой». Тонкая перегородка рушится, человек ощущает свою тесную связь с теми, кто служит стране. Несомненно, идея Служения – основная идея песни. И, конечно, идея Очищения, ведь «мы –санитары». Как волки – санитары леса, убивая старых и больных животных, сохраняют равновесие в природе, принося тем самым немалую пользу, так и герои песни, уничтожая заведомо падшие элементы, те, которые всё равно уйдут с исторической сцены, но при этом стране ничего, кроме вреда, не принесут. «Раздавите гадину» - почему бы и нет? Конечно, с гуманистической идеей этот пассаж имеет мало общего, но история вообще гуманизмом не отличается.
«Карающий меч под красной звездой». Образ, несомненно, характерный именно для советской пропаганды того времени. Хотя и «меч – не наша эмблема», но положение страны – осаждённой крепости (возможно, не такой уж и осаждённой) обязывало о нём помнить. Важно другое – меч-то служит благому делу, защищает страну от посягательств всяческих. Карать, увы, приходится всегда. Как раз Сталин говорил, что по мере построения социализма сопротивление ему не только не ослабевает, но и приобретает самые уродливые формы. Следовательно, меч должен рубить беспощадно, иначе смерть стране, а хорошо ли это будет? Конечно, можно сказать: «Все эти разговоры кощунственны, ведь убивали людей» (можно подумать, было время, когда их не убивали). Но в 1990-е годы, когда процветало полнейшее беззаконие, многим думалось, что неплохо было бы кое-кого рубануть.
Припев – лозунг. «Вперёд! В кулак!» (силы собрать, разумеется). Не бояться ничего, сплотиться вокруг единственно верной Цели – тоталитарная эстетика порой бывает так хороша. Советское искусство сильно полюбило слово «вперёд», в нём виделось отображение мечты о светлом будущем (без иронии), к которому хотелось приблизиться как можно быстрее. Вот и подбадривали властители дум народ энергичным «Вперёд!». Иногда даже слишком часто. Не случайно в культовом романе советской интеллигенции «Золотой телёнок» Остап Бендер, составляя «Торжественный комплект для сочинения юбилейных речей» (по существу, неплохая пародия на этот жанр советской литературы) включил сюда и это слово. В творчестве «Красных звёзд», впрочем, нет и намёка на пародию – патетичность, страстность исполнения убивают все сомнения в искренности.
«В авангарде новой пятилетки шагает ГУЛАГ». Так не скажет либерал, так не скажет сталинист. Для первого кощунственно говорить о лагерях так пафосно, привязывая их к восторженному энтузиазму 30-х годов. Второй всё-таки разъединяет пятилетки и ГУЛАГ, о связи не может быть и речи. А в мире «Красных звёзд» любая профессия почётна, чекиста – в том числе. Более того, ГУЛАГ – в авангарде (ещё одно любимое советской пропагандой слово), что подчёркивает его важность для страны. Почему так происходит – понятно из завершающих строк припева: «Стране советской даёшь дезинфекцию». Уж коли ежели «мы – санитары», то само собой разумеется, что надо отрезать больное место, что-то ампутировать, обработать раны (гражданской войны, например). Сложная работа, нервная, но без неё никак – смерть всему организму, всей стране.
Каким же должен быть тот, кому выпала честь служить молодой стране? Ответ однозначен – «трижды безжалостность, трижды бдительность». «Трижды» (ровно как и «семикратно») применительно к стихам и прозе может означать – «как можно сильнее», «многократно», вплоть до бесконечности. Безжалостность – разумеется, к врагам. Никакой пощады, удар силён и отточен, раз, два – и нет вредителя. Само собой, нельзя было забывать и о бдительности. Знаменитые плакаты с общим призывом «Не болтай!» появились именно в 30-е годы. Враг, подобно дьяволу церковных проповедей, казался повсюду. Доверять кому-то тайны и секреты казалось редкостной глупостью. Человек бдительный, умеющий изобличить врага народа даже под маской вчерашнего любимца партии и правительства – вот он, положительный герой пропаганды тех лет. И, разумеется, песни «Красных Звёзд». Что неудивительно, ведь бдительность для чекиста – неявного героя сего творения – одна из самых необходимых черт характера.
Ведь «внешнее спокойствие – только видимость». На самом деле так оно и было: промежуток между 1917-м и 1941-м – это жизнь одного поколения, мирная пауза коротка, да и та спокойной не была – чего стоят одни только сражения на Хасане и Халхин-Голе. Осаждённая крепость? Быть может, верно не на сто, но процентов на шестьдесят точно. Конечно, все советские люди знали, что английский премьер Чемберлен замышляет что-то недоброе (после Мюнхенского соглашения стало понятно, что не так-то уж были глупы костерившие его пропагандисты-агитаторы). Об этом писали газеты, ставились пьесы, снимались фильмы, и кое-что ведь дошло до наших дней, заложив тем самым фундамент представлений об эпохе 1930-х годов. Ведь «Шагает ГУЛАГ» - это своеобразная стилизация, попытка в песне воссоздать время.
Угроза не только за пределами страны, но и внутри её. «Враг затаился в народных массах, внутренний враг – убеждённый, классовый». Строки полны ненависти к тем, кто против страны пошёл, они словно взяты из передовиц советских газет того времени, когда всем казалось, что несмотря на победу революции, враги её не дремлют и ждут своего часа, чтобы нанести коварный удар. Как тут не вспомнить знаменитый тезис Сталина, в какой-то мере оправдывающий репрессии, о том, что по мере созидания социализма сопротивление враждебных ему сил не только не затихает, но приобретает самые ожесточенные и уродливые формы. Единство рушится, происходит размежевание по самым насущным вопросам, и не всегда в рамках конструктивной оппозиции. Так что приходится и силу употребить, не обращая внимания на слёзы и стенания «гуманистов».
Третий куплет не менее прочих пронизан ненавистью к «ним» - тем, кто всеми силами противится самому факту существования страны. 1990-е годы показали всю ложь представления о том, что все нас любят и только проклятое коммунистическое правительство мешает нам быть частью семьи цивилизованных народов. Снова актуальными стали строчки типа «Видишь, как скалит клыки интервенция». Можно конечно сказать: «Какая интервенция? Кто на нас войной тогда шёл?». Ну, те политики, которые в годы Гражданской войны выступали за интервенцию, в 1930-е годы оставались на плаву, к их мнению прислушивались, особых сантиментов к Советскому Союзу у них не появилось. Так что у советского правительства были все основания для того, чтобы бояться за судьбу страны, судьбу народа, поглядывая за тем, что творится за границей.
Гуманист и после припева не может прийти в себя от ужаса, а второй куплет преподносит новые сюрпризы: «Слышишь, воняет интеллигенция». В принципе, вонь невозможно услышать, её только почуять по силам нам, людям. На этот тезис легко возразить: смердеть могут и речи, недаром говорят о «словесном поносе». А что же наша интеллигенция? Пик её вони пришёлся, конечно, на 1990-е годы, когда, она, казалось бы, поставила рекорд в подлости и негодяйстве, сперва приписывая Советской власти все смертные грехи, а потом оправдывая любое преступление новой России. Вполне возможно, что после того, как феномен «советской интеллигенции» так быстро поменял свою окраску, проигрывая ради мифических ценностей «свободы» и «демократии» практически во всём, у здравомыслящих людей и появились такие мысли как – смотри выше.
Рефрен «С вами, чекисты, Слово и Дело» в третьем куплете становится крепко-крепко связанным с другим, не менее пафосным лозунгом: «Гниду давите упрямо и смело». Параллель с знаменитым кличем «Раздавите гадину!», не раз упоминавшемся по ходу данного эссе, очевидна. Жестокость – справедлива ли она? Данный вопрос не относится к сфере государственной политики, политика – грязное дело (к возмущениям моралистов уже давно привыкли). Побеждает тот, кто первым нанесёт удар. Обращение солиста «Красных Звёзд» - своеобразный призыв в прошлое: мол, если бы вы, чекисты были такими, как мы про вас поём, глядишь, не было бы кошмаров «первоначального накопления капитала» 1991 – 1999 годов. Песня становится первым камнем в здании новой культуры, не связанной с коммерцией. В этой культуре нет места пошлости и продажности, идея Чести и Долга стоит на первом месте, преданность стране – высшая ценность. «Шагает ГУЛАГ» - это выброшенная на помойку пластинка сталинских маршей.
«Видишь, шагают освободители». Освобождать – но кого? Нас, именно нас. Прямая параллель между недавним прошлым и настоящим. Так и представляешь себе: автор песни словно вызывает из 1930-х годов души чекистов, чтобы те воскресли и навели порядок на русской земле, тем самым освободив её. Свобода здесь не противопоставлена порядку, а прямо связана с ним, ибо не может быть человек полностью свободным в полном хаоса государстве. Так вот, Красное Божество (воспользуемся образом близкого к «Красным звёздам» по тематике творчества Александра Проханова) сменило гнев на милость и разрешило «чекистам» вершить правосудие. Они – «кровь с молоком, тьмы победители». Здесь, как в творчестве поздней «Гражданской обороны», силы грядущей революции – это силы Света, а их враги – сила Тьмы, воплощённое зло.
Привет любимой революционерами «Варшавянке»: «Вихри враждебные сгинут во мгле», на этот раз окончательно и бесповоротно. «Шагает ГУЛАГ» - это, безусловно, коллаж. Но в отличие от, скажем, Летова, который в своих стихотворных коллажах смешивает все без исключения слова, Ю.Ареховский (собственно, автор песни) собрал сие творение из революционных песен, лозунгов того времени – времени бури и натиска, когда казалось, что ещё немного продержаться, одолеть очередного врага – и всё, победа неизбежна. И если в «Варшавянке» поётся «Вихри враждебные веют над нами» (собственно потому «В бой роковой мы вступили с врагами»), то «Шагает ГУЛАГ» - это песня о том, что противник, пускай и сильный, будет сломлен. Ещё бы – ведь на него найдётся управа, «карающий меч под красной звездой».
«Русский порядок на русской земле». В 1930-е годы «русский вопрос» был, скажем так, неактуален, хотя нынешние монархисты и националисты порой говорят, что именно тогда православный Сталин и его русское окружение (за исключением сиониста Кагановича) покончили с жидовским кагалом Троцкого. Зато в 1990-е…Сейчас, конечно, трудно найти политика, который бы не сказал о «русском вопросе», но и тогда их было в избытке, особенно среди оппозиции. «Русский порядок», кстати говоря, это помимо всего прочего ещё и название газеты, выпускаемой Русским национальным единством (РНЕ), не скрывавшим симпатий к Гитлеру и ненависти к представителям одной известной нации. Такой вот реверанс в сторону «красно-коричневого» братства. Какой смысл вкладывается автором в понятие «русский порядок» (кстати, так назывался альбом, куда вошла песня «Шагает ГУЛАГ») понять нетрудно.
При известном и понятном страхе перед правыми радикалами, перед лозунгом «Россия для русских» в целом картина, созданная в песне выглядит по-своему привлекательной (если Вы, конечно, не либерал и не считаете Сталина тираном и убийцей). Песенка, отметим это, в какой-то мере определила своё время. Эпоха Сталина, ещё отталкивающая многих в 1996-м году, сейчас вызывает огромный интерес и симпатию. Иосиф Виссарионович не покидает, по данным опросов, первую десятку самых великих людей страны за всю её историю, уступая только Петру I и Ленину. Стремление людей к Порядку, к организованности общества, и по сей день является определяющим в их политических пристрастиях. А это, между прочим, и есть главная идея «Шагает ГУЛАГ». Немного найдётся, конечно, людей, прямо заявляющих, «так и надо делать, как там поётся». Но, глядя на современную элиту, порой хочется, поверьте сказать: «Гниду давите упрямо и смело».


Рецензии