О вреде хорошего воспитания

       Случилось это в далеком 80-м олимпийском году. Тогда рулил в нашей семье только отец, а я – юная пионэрка – работала бессменным штурманом. В августе вышеупомянутого года мы с папой решили совершить вояж по дорогам Средней Азии и Казахстана. Отправлялись в путешествие из города Ленинска Кзыл-Ординской области (город при некогда легендарном космодроме Байконур), Центральный Казахстан, где в ту пору жила наша семья. Маршрут был следующим: Ленинск – Кзыл-Орда – Чимкент – Джамбул – Фрунзе – Алма-Ата – Пржевальск – Рыбачье – Нарын – Ош – Андижан – Наманган – Ташкент – Самарканд – Ташкент – Чимкент – Кзыл-Орда – Ленинск. (Что, завидно?))). Причём в ту пору подобное путешествие было абсолютно безопасным – без какого-либо намёка на возможность межнациональных конфликтов, грабежей и убийств.
       Однако, леденящая душу история имела-таки место быть. Она произошла между городами Нарын и Ош (Киргизия). Кто ездил по горным дорогам Союза, кроме цивильного Черноморского побережья Кавказа, знает, что из-за их состояния это – постоянный стресс и риск. Получается такая горная рулетка. Так вот, ехали мы жарким августовским днем по обычной высокогорной дороге, где с трудом разъезжаются две легковушки (правда почти никто и не ездит), отсутствует всякое покрытие и, чаще всего, отсутствует даже намек на обочину. За нашим Жигуленком пристроилась Волга местных джигитов. Горные орлы не могли себе позволить тащиться на скорости 80 км в час. И, когда у дороги появилось что-то напоминающее обочину, начали подавать все возможные в природе сигналы, чтобы мы пропустили их «ласточку».
       Мой отец, как хорошо воспитанный человек, взял вправо, частично выехав на обочину, и тем самым совершил непоправимую ошибку. Через секунду мы ссыпались с этой обочиной на довольно крутой склон и, хоть колеса были полностью блокированы, быстро и неумолимо поехали вниз в седловину на очень живописные валуны. Во всяком случае, с верхотуры они казались именно такими.
       Несмотря на то, что протащило нас метров 35, я не успела мысленно попрощаться с родственниками и друзьями, так как спуск был скоростной. К слову, джигиты, пролетавшие мимо, нашей судьбой не заинтересовались. Не то, чтобы остановиться для оказания помощи пострадавшим, они даже не притормозили.
       Но с нами случилось чудо. Мы отделались легким испугом и, как выяснилось много позже, треснувшим маслозаборником. Я не знаю, какого аксакала Аллах надоумил выкопать яму в этом пустынном месте на склоне, сравнительно недалеко от дороги. Яма была небольшая, примерно полметра на полметра, но глубокая. Наш Жигуль каким-то фантастическим образом сел точно на кучу красной глины, которую насыпали рядом с ямой. Защита масляного картера прогнулась, но поддон остался цел. Мы остановились. Салон напоминал миску с винегретом. На щитке загорелась лампа контроля давления масла.
       Вообще-то нам тогда крупно повезло дважды. Треснувший маслозаборник все же работал, и нам удалось успешно выехать на злополучную дорогу. С трещиной мы проехали самые красивые и, одновременно, страшные горы. Разлетелся же он на две части только на пути между Ташкентом и Самаркандом, но это уже совсем другая история.


Рецензии