Бумажная душа. Фельетон

Бумажная душа

Леночка Сапунова всегда была аккуратисткой. В первом классе ее прописи посылались на районную выставку. «Это ж надо, -- восхищалась комиссия, -- такая кроха, а строчки у нее ровнехонькие, буковки – кругленькие, как бусинки!» Каллиграфический почерк вывел Леночку в «хорошисты». «Добросовестная девочка, -- вздыхали учителя, -- ни одной помарочки не сделает», -- и вместо тройки с плюсом ставили Леночке четыре с минусом.

С туго заплетенными косичками и в отглаженном фартучке, Леночка в школе была санитаркой. Ходила в белоснежной повязке с красным крестом на рукаве и старательно проверяла чистоту ногтей своих одноклассников. Поэтому никто не удивился, когда после десятилетки она подала документы в медучилище, а потом поступила в мединститут, где так же прилежно посещала все лекции и тщательно записывала каждое слово преподавателя.

Собранность, пунктуальность, педантичность не раз выручали Елену в трудных ситуациях. Всегда гладко причесанная, с бесстрастным лицом и неторопливыми движениями, она казалось идеальным работником здравоохранения. «Такая уж точно не запаникует и не распустит нюни», думал, глядя на Елену, главврач поликлиники, принимая ее на работу.

Четверть века на должности участкового врача развили все деловые Леночкины качества. Впрочем, Леночкой ее никто уже не осмеливался назвать – теперь она доктор Елена Поликарповна Сапунова.

Карточки пациентов Сапуновой отличаются просто сверхъестественной аккуратностью. Елену Поликарповну ставят в пример остальным участковым. Она явилась то ли основателем, то ли ревностным последователем нового рационального метода работы – с разноцветными полосками, которыми надлежит указывать хронические болезни посетителей поликлиники. Так, зеленые бумажки на карточках обозначают язвенников, синие – сердечников, красные – почечников и т. д. Чтобы не запутаться, Елена Поликарповна держит на столе «шпаргалку».

«Главные орудия труда врача, -- любит повторять Сапунова, -- не стетоскоп и градусник, а ручка и бумага. Запомните, дорогие мои, что на одного лечащего врача у нас десять проверяющих, и если какая-нибудь запись будет неправильно сделана, справка неверно оформлена, печать не на том месте поставлена, то крайними непременно окажетесь вы. Вас уволят, и ваши больные окажутся без медицинской помощи!»

«Медицинская помощь» в понимании Елены Поликарповны – прежде всего, безупречная педантичность в оформлении бумаг и крайняя осторожность в обращении с пациентами.

Пожалуй, эти слова доктор вполне могла бы вышить на своем знамени, если бы у нее оно было, и если б она по жизни не боялась сколько-нибудь громких заявлений.

Начальство Елену Поликарповну любит – с такими кадрами никакие проверки не страшны! – а пациенты побаиваются. Сурово и непреклонно чтя букву закона, Сапунова соответственно относится и к живым людям. Выслушав, согласно инструкции, сердце и легкие, измерив температуру и давление, она изумительным своим почерком выписывает рецепт. Рекомендуемые ею лекарства – почти сплошь те, о которых мы каждый день слышим по телевизору в рекламных блоках.

Наш доктор терпеть не может жалоб. Они возмущают ее упорядоченную душу, вносят ненужную суету и, в сущности, мешают работать. Во-первых, излагаются они не вполне профессионально, и доктору приходится переводить их на общепринятый в медицине язык, а во-вторых – совершенно выбивают из трудового ритма. Только начнешь вписывать в карточку данные термометра или порядок применения аспирина-упса, как больной вдруг ни с того ни с чего начнет жаловаться на головокружение! Красиво написанная история болезни грозит развалиться! Елена Поликарповна едва заметно морщится, недоуменно взглядывает поверх очков и раздраженно спрашивает: «А почему это?» «Не знаю», -- растерянно отвечает ее обомлевший собеседник. «Ну, вот то-то и оно», -- облегченно вздыхает врач и на всякий случай выписывает дорогущий антибиотик – «вполне безопасное средство», о котором день и ночь талдычит реклама.

Где-то в глубине души Сапунова считает, что болезни липнут главным образом к людям безалаберным. Если б люди вовремя сдавали анализы, а она, Елена Поликарповна, вовремя вклеивала в карточки соответствующие бумажки, система здравоохранения была бы куда эффективней, чем нынче!

С беспорядочностью своих пациентов доктор борется всеми силами. Вот, например, коллектив из районной администрации диспансеризацию проходит, а тут вдруг старичок с высоким давлением без очереди зайти норовит. Скандал! Что о Елене Поликарповне подумают? Как такой непорядок на ее репутации отразится? Нет уж, закон есть закон: сперва обслужим, кого положено, а потом уж за «случайных» посетителей примемся! Или женщина с высокой температурой да еще с чужого участка на пороге появилась – да это просто нонсенс! Во всем должна быть система, а ежели каждый начнет своевольничать – нас ждет хаос и очередная революция… И вообще Елена Поликарповна не виновата, что люди так не вовремя заболевают.

Любовь к порядку, дисциплине и строгая методичность Елены Поликарповны вошли в коллективе почти в поговорку. Правда, мнения о ней среди врачей разные. «На таких, как Сапунова, -- говорит благоволящая к ней завотделением, -- держится наша медицина». «Такие, как Сапунова, -- горячится недавно принятый на работу молодой врач, -- разваливают наше здравоохранение!»

Елена Поликарповна лишь устало улыбается, слыша такое о себе мнение. Она-то знает, что развалу способствуют чувства и эмоции, а бумаги – они никогда не предадут и не обманут.


Рецензии
А всё начиналось с чистописания...
Понимаю Вас, у меня тоже есть подобная героиня, любящая говорить: "Порядок - прежде всего".

Вадим Забабашкин   28.09.2008 20:51     Заявить о нарушении
Спасибо! Встречался вчера с этой Вашей героиней, обладательницей чудесных белокурых локонов :0))

Балаганов   29.09.2008 04:44   Заявить о нарушении