Какая попа у Игги Попа

       Настоящее имя Игги Попа - James Jewel Osterberg (р.1947, близ Энн Арбор, штат Мичиган) — американский певец, композитор, автор текстов.
       Выросший в семье учителя, Джеймс закончил престижную школу, затем поступил в университет штата Мичиган. Там он впервые познакомился с рок-н-роллом, фри-джазом и поэзией битников. В 1963 впервые попробовал себя в амплуа рок-музыканта, затем стал постоянным участником группы THE IGUANAS, откуда появился его псевдоним (Игги — сокращение от «игуана»). Затем он вместе с братьями, гитаристом Роном и барабанщиком Скоттом Эштоном (Ron/Scott Ashton), а также басистом Дэйвом Элександером (Dave Alexander) организовал группу THE STOOGES.
       Композиции группы строились на простых аккордах с сырыми и мощными гитарными риффами и откровенных до грубости текстах. Голос Попа открытой манерой пения отчасти напоминал Джима Моррисона (Jim Morrison), вокалиста THE DOORS. Возможно, поэтому фирма грамзаписи Elektra заключила с Попом и его группой контракт. Продюсером их первого альбома, вышедшего в 1969-м, стал бывший участник VELVET UNDERGROUND Джон Кэйл (John Cale). Продюсер и группа конфликтовали; Кэйл стремился внести в песни STOOGES авангардность и отстраненность, но своего он добился лишь в композиции «We Will Fall», девятиминутном гимне унынию, обреченности и безысходности. Коммерческий провал альбома не стал неожиданностью.
       Концерты STOOGES традиционно превращались в шоу разрушения и самоистязания — Поп выходил на сцену в полубессознательном состоянии, переругивался с залом, бил бутылки, падал на них спиной и, обливаясь кровью, продолжал концерт. Именно это впоследствии позволило музыкальным критикам назвать его «первым панком».
       Второй альбом, «Funhouse» (продюсер — Дон Каллуччи (Don Callucci), вышел через год. При его записи Поп использовал некоторые приемы фри-джаза, вспоминая любимого им Колтрэйна (John Coltrane), что прибавило музыке экзотичности (композиция «La Blues»), но не увеличило объемы продаж. Поп начал увлекаться наркотиками, что не могло не сказаться на его творчестве. Через некоторое время Elektra расторгла контракт.
       В начале 70-х годов в жизни Попа произошло два события, во многом определившие его дальнейшую жизнь и карьеру — он познакомился с гитаристом Джеймсом Уильямсоном (James Williamson) и Дэвидом Боуи (David Bowie). Уильямсон вошел в состав полураспавшейся группы, а Боуи, впечатленный безумной энергией Попа, не только помог ему получить новый контракт, но и взял сходный псевдоним — Зигги Стардаст (Ziggy Stardust). Боуи также выступил в роли продюсера третьего и последнего альбома STOOGES — «Raw Power» (1973). Он попытался смягчить звучание группы и отбраковал часть песен; впрочем, на коммерческой неудаче альбома это никак не сказалось. Предрекавшая скорое появление панк-рока, музыка STOOGES не могла быть популярной в эпоху психоделической музыки, лозунгов о мире, любви и цветах.
       Два года спустя Поп вместе с Уильямсоном записал альбом «Kill City», вышедший, впрочем, только в 1978-м (фирма Radar), а последними альбомами STOOGES стали два концертных альбома — «Metallic K.O.» (1976) и «2 X Metallic K.O.» (издан в 1986). Оба они — вследствие чудовищного качества записи (были записаны на бытовой кассетный магнитофон) — имеют только коллекционную ценность.
       В начале 1976 Поп, снова пристрастившийся к наркотикам, едва не покончил с собой. На помощь вновь пришел Боуи, предложивший ему записать сольный альбом. Для альбома «The Idiot» Боуи стал продюсером, пианистом, гитаристом и соавтором большинства песен, а также привлек к его записи музыкантов из своей группы — барабанщика Дэнниса Дэвиса (Dennis Davis) и басиста Джорджа Мюррея (George Murray). Альбом был проникнут влиянием группы THE DOORS, сочетавшимся с мягким, гипнотическим звучанием, характерным для творчества Боуи. Выход альбома совпал с началом панк-революции и новым интересом к старым записям STOOGES — их песни запели DAMNED и другие панки.
       Следующий альбом, «Lust For Life», записанный в Западном Берлине, был оптимистичнее предшественника, и также принес его автору некоторые дивиденды. Британские критики назвали его «лучшим альбомом в творчестве Попа».
       Во время концертного тура, когда были сделаны записи, вошедшие в «живой» альбом «TV Eye», Поп исполнял несколько старых номеров, что было восторженно встречено как старыми поклонниками, так и новой генерацией.
       На альбоме «New Values» вновь подключился Уильямсон. Следствием его выхода стало подписание контракта с фирмой Arista, посчитавшей Попа потенциально коммерческим артистом. Для записи следующего альбома была собрана супергруппа в следующем составе: бас-гитарист Гленн Мэтлок (Glenn Matlock, экс-SEX PISTOLS), гитарист Иван Крал (Ivan Kral, экс-PATTI SMITH GROUP), барабанщик Клаус Крюгер (Klaus Kruger, экс-TANGERINE DREAM), клавишник Баррю Эндрюс (Barry Andrews, экс-XTC), однако альбом «Soldier» потерпел неудачу и звучал почти банально. Следующий альбом, «Party», продавался ещё хуже, контракт с Arista был расторгнут.
       Поп вновь погрузился в мир наркотических галлюцинаций; альбом «Zombie Birdhouse», вышедший на маленькой независимой фирме бывшего гитариста BLONDIE Криса Стайна (Chris Stein) Animal Records, был наиболее отчаянным и некоммерческим.
       Третий виток начался в 1983 году, когда вернувшийся на сцену Боуи выпустил альбом-бестселлер «Lets Dance», одним из главных хитов которого была песня «China Girl», написанная вместе с Попом еще для альбома «The Idiot».
       Авторские отчисления и престиж подстегнули Попа (вместе с бывшим гитаристом SEX PISTOLS Стивом Джонсом (Steve Jones) они записали демокассету и показали ее Боуи, который немедленно предложил свои услуги в качестве продюсера будущего альбома). Альбом вышел лишь в 1986 году: у Джонса были проблемы с визой, и он не смог приехать в Америку, прислав Попу записанные гитарные партии.
       Именно эта работа, получившая название «Blah Blah Blah» наконец-то позволила Попу занять по праву причитавшееся ему место в поп-музыке. Альбом был продан тиражом в несколько раз большим, чем все предыдущие вместе взятые.
       Следующие альбомы — «Brick By Brick», «American Caesar» — подтвердили высокую репутацию музыканта, а начавшаяся волна музыки гранж (grunge) вознесла его на пьедестал прародителя и этого жанра. В 1990 он участвует в антиСПИДовом проекте Red Hot and Blue, записав вместе с экс-вокалисткой группы BLONDIE Дебби Харри (Debbie Harry) одну из старых песенок Кола Портера (Cole Porter).
       Альбом «Naugty Little Doggie», ознаменован возвратом к энергичному грязному звучанию и прямолинейным грубым текстам 70-х годов.
       С начала 90-х Игги начал активное сотрудничество с кинематографом. В 1993 он участвовал в записи саундтрека к фильму югослава Эмира Кустурицы «Arizona Dream» (музыку написал композитор Горан Брегович (Goran Bregovic), бывший участник знаменитой югославской группы BIJELO DUGME), спев песни «Get The Money», «TV Screen» и «In The Deathcar». В 1996 Поп продолжил карьеру киноактера, начатую фильмом «Cry-Baby», снявшись у культового режиссера Джима Джармуша (Jim Jarmush) в фильме «The Dead Man», а в 1997 написал музыку к режиссерскому дебюту своего давнего друга, актера Джонни Деппа (Johnny Depp), фильму «Brave».
       Последние сольные альбомы Попа – «Avenue B» 1999-го, «Beat Em Up» 2001-го и «Skull Ring» 2003-го года были приняты «на ура» и демонстрируют многогранность творчества Игги Попа, его безусловную неповторимость и способность раз за разом удивлять новыми отличными песнями.

       И вот этот великий артист снова в России! Причем это уже третий его визит. Первый раз он выступал на фестивале «Крылья», кажется в 2005 году. Тогда он показал программу из своих лучших вещей, относящихся к его сольному творчеству и конечно несколько золотых хитов тех времен, когда он был вокалистом группы The STOOGES.
       Неожиданно для многих, в 2006 году Игги Поп и его бывшие коллеги из вышеназванной легендарной команды, приняли решение возобновить сотрудничество и практически сразу приступили к записи очередного, но первого за 30 с лишним лет перерыва альбома «The Weirdness», который увидел свет в 2007 году, после чего реанимированная легенда мирового рока отправилась в мировой тур, в рамках которого посетила Россию, причем два раза. Но если весной этого года они заехали только в Москву, то в сентябре порадовали своим шоу еще и питерских фанатов. В Питере группа выступала в Ледовом дворце 22 сентября 2008 года, при почти полном аншлаге. На разогреве у них играли небезызвестные панки ПТВП во главе с поэтом Лехой Никоновым.
       В Москве, 24 сентября 2008 года, Игги и Ко уже второй раз собрали клуб Б1. На мой взгляд, для подобного концерта можно было арендовать площадку и большего масштаба. А то плотность людей в зале к началу сета виновников торжества достигла просто критической отметки. Было жарко, душно и накурено до предела.
       Я думаю, что дирекции столичных и не только столичных клубов необходимо обратить самое серьезное внимание на проблему курения в зале. Я понимаю, что у нас как бы демократия и как бы свободная страна, но всему же есть предел! Сейчас все больше людей бросают или уже бросили курить. И я думаю, даже нет, я твердо убежден в том, что им не доставляет никакого удовольствия вдыхать дымовые испражнения тех, кто еще курит. Кроме того, не очень приятно приходить после концерта домой, и обнаруживать свою одежду насквозь прокуренной. Я понимаю, что запретить людям курить, нельзя. Это свобода выбора каждого. Так надо учитывать и свободу выбора тех, кто не курит сам и не желает быть потенциальным курильщиком! Эту проблему можно решить элементарно. Просто определите в клубе место, где все желающие смогут спокойно курить, не доставляя неудобства всем остальным.
       Московское шоу г-на Игуаны Сотоварищи открыла столичная клубная команда, исполняющая англоязычные песни - The TYPES. Группа показала высокий класс музицирования и способности делать рок-шоу. Люди в зале, никогда не слышавшие об этой уже не молодой команде, с начала приняли их за иностранную группу. Слишком они не похожи на привычные русские рок-группы – стильно одеты, аккуратно причесаны, умеют не только петь, но и общаться с залом на приличном английском языке. У некоторых товарищей в зале страшное раздражение вызвал вокалист группы – невысокого роста и похож на головастика. Но при этом он отлично пел, активно двигался и вообще зажег конкретно! Я думаю, что при таких талантах прирожденного фронтмена, можно на его внешность не обращать особого внимания. Стиль группы можно определить, как тяжелый рок-н-ролл. Медляков у них нет, или они их просто не исполнили. И очень хорошо! Все песни энергичные, драйвовые, танцевальные. Мы все хоть немного разогрелись.
       После еще получаса ожидания, вместо заявленных 20.00, в 22.00 на сцену вышли они…The STOOGES. Живая легенда мирового рока, 33 года назад чуть не ставшая законодателем стиля «панк-рок». Но им не хватило для этого совсем немного времени. Просто в тот момент та музыка, которую они пытались играть, была немного преждевременна, и в результате непонимания со стороны меломанов, критиков и внутренних противоречий, группа распалась. А законодателями панк-рока в результате стали англичане SEX PISTOLS, которые просто оказались в нужном месте и в нужное время. Но они, в общем-то, не тянули одеяло на себя, исполняя на концертах помимо прочего композицию «No Fun», которая была и есть одним из главных хитов The STOOGES.
       Мужички показали все, на что они способны. А способны они на многое! Как-то язык не поворачивается назвать этих солидных 60-летних мужчин дедушками. Не выглядят они старичками, не выглядят. Особенно Игги Поп, который все такой же подтянутый, жилистый и покрытый маленькими проработанными мышцами, как и двадцать лет назад. Он показал все фирменные элементы своего неповторимого шоу – безумные пляски, с ломанием микрофонных стоек и разбиванием этих самых микрофонов. Залез Игги (правда, не без труда) и на колонки, где изобразил имитацию полового акта с одной из колонок. Не обошлось и без стейдж-дайвинга, когда 60-летний г-н Поп смело нырнул в толпу. Он такое вытворяет почти на каждом шоу, так что его музыканты довольно спокойно наблюдают за безумствами своего неординарного лидера, продолжая играть, как ни в чем не бывало. На одной из песен Игги пригласил всех желающих к себе на сцену. Но, если на зарубежных концертах к нему на сцену залезает целая толпа счастливых фанатов, то в России охрана строгая, так что в числе счастливчиков постоять рядом с Игги, потрогать его и просто от души попрыгать и поорать, было не более дюжины человек, среди которых были замечены музыканты группы ТИПЫ, которые играли у Игги на разогреве.
       В зале среди публики мнения по поводу качества концерта разделились. Одна часть публики (и я в ее числе) были рады от осознания факта причастности к шоу мирового уровня, не обращая внимания на разные мелочи, к примеру на откровенно плохой звук примерно с середины шоу Игги и Ко.
       Другая часть публики огорчалась, что не слышит хитов сольного периода творчества Игги Попа. Ребята, ну сами посудите, почему собственно они должны были играть эти песни? Это ведь был не сольный концерт Игги Попа в сопровождении группы поддержки, а концерт группы The STOOGES, у которой и своих хитов хватает. Альбом 2007 года, между прочим, четвертый в их дискографии. Кстати, и из него-то было исполнено всего две композиции. Основной же упор группой был сделан на старые песни, среди которых самыми ожидаемыми и исполненными всем залом хором были – «No Fun», «Search & Destroy», «Raw Power» и конечно же великолепная «I Wanna Be Your Dog».
       Немного жаль, что шоу продолжалось всего около полутора часов. С учетом более чем 2-хчасового ожидания, могли бы и больше сыграть. Ну, да ладно. В любом случае лицезреть подобных Игги и его группе артистов, это историческое событие в жизни любого уважающего себя меломана. И ничто не может помешать этому сеансу общения с Живой Легендой.
       А всем неудовлетворенным шоу людям, хочу порекомендовать посмотреть DVD с концертом Игги Попа – «Avenue B» 1999 года. Там он исполнил все хиты своего сольного периода творчества, а также ряд классических хитов The STOOGES. Ну и просто это один из лучших концертов запечатленных на видео в истории мировой музыки. А также рекомендую в обязательном порядке послушать новый альбом The STOOGES – «The Weirdness». Ради того, чтобы записать такой альбом, стоило собраться вместе 30 лет спустя! И дай Бог всем нам в свои 60 лет выглядеть также молодцевато, подтянуто и так же колбаситься, как Игги Поп и его музыканты!


Рецензии
Википедия?

Евгений Садков   03.04.2010 11:40     Заявить о нарушении
Нет. А общие автобиографические сведения повторяются почти везде

Александр Хлупин   07.04.2010 20:56   Заявить о нарушении