Шигирский идол. Святыни России
Языческий идол был изготовлен из цельного бревна лиственницы. Из фрагментов, которые нашли ученые, началась реконструкция артефакта. Одну из первых выполнил уральский археолог Владимир Толмачев еще в 1914 году. В начале идол был ростом в 5,3 метра. В годы войны с фашизмом нижнюю половину "туловища" утратили. Ныне высота фрагментов фигуры составляет только три с половиной метра.
Радиоуглеродным методом в 1997 году в Геологическом институте РАН и в Институте истории материальной культуры РАН идол был датирован эпохой мезолита: 8680 лет (плюс-минус 140 лет) тому назад.
Уже на палеолитических памятниках Костенок и Сунгири, Каповой пещеры и в других местах России ученые выявляют следы начальных систем знаков, ведущих к будущей письменности. Шигирский идол – как и ряд памятников мезолита и раннего неолита (разнообразные знаки на костяных изделиях, на первых керамических предметах и т.п.) – сохранил связные системы знаков, похожие на орнаменты (см. : иллюстрацию).
http://slavs.org.ua/shigirskiy_idol (Прорисовки фрагментов шигирского идола).
Среди изображений на идоле выделены семь отдельных персонажей. Верхнее двустороннее изображение с объемной головой и шесть фигур, расположенных на плоскостях тулова. Персонажи не поддаются однозначной трактовке. Допускают, что это божество Луны с лунным календарем. Цифра семь древними признавалась одной из самых таинственных. К примеру, шумеры придавали ей громадное значение. Вероятны финно-угорские и тюркские трактовки рисунков идола. Он мог быть символом ностратического содружества языков, которое в мезолите еще объединяла почти все народы будущей России.
Словено-русская трактовка знаков идола профессором Валерием Алексеевичем Чудиновым (http://tomi.net.ru/forum/viewtopic.php?t=435639 и др.) допускает разные версии.
По его мнению идол – вероятно - женского рода. Это богиня болезней и смерти Мара. Лиственница считалась божественным деревом. Пращуры россиян из уст в уста передавали, что многие боги живут в волокнах этого дерева и являются хранителями человеческих душ.
Философ аргументируют догадки следующим образом. На лике истукана изображена большая буква «Р» (и первой мыслью оказывается чтение надписи как “род”). Подобный знак виден и в нескольких других местах. По мнению В.А.Чудинова, изображение Рода достаточно традиционно – обязательны усы, борода. Но в данном случае следов растительности на лице, которое, кстати, выглядит скорбным, не обнаружено. Потому- и выдвинуто предположение, что это женская фигура. Из известных славянских богов это могла быть только богиня болезней и смерти Мара.
Аргументацию про усы и бороду принять для мезолита трудновато, так как и в начале средних веков далеко не все северные народы аккуратно (не под горшок) стриглись и брились. Да и вероятные неславянские трактовки идола тоже стоит учесть.
На компьютерном мониторе Чудинова помимо буквы “Р” отчетливо проступили слова
Слово “Мара” он прочел сразу в нескольких местах. На левой щеке идола обнаружил слова “бог загробного народа”. Такая ни разу не встречалась на известных ликах Мары. Слова характеризуют сравнительно мало известную функцию богини Мары - охраны “загробного народа”. По мнению Чудинова, идол стоял на болоте, был виден издалека. А болото, неизбежно, считалось царством мертвых.
Чудинов “Слева под глазом» прочел слово “рая”. Так Мара – богиня смерти – оказывалась и богиней рая, чему не противоречат доминирующие современные религии. По Чудинову, слово “бог” читается справа как изображение глаза. На одном из фрагментом исследователь прочитал слова: “У Маре таятся несметная воинов рати”. Что касается содержания данного отрывка, то он подается как некая реклама загробного мира: там никто не может обидеть, поскольку в раю находятся несметные рати павших воинов.
Так без малого 9 тысяч лет назад россияне на уральской земле обладали довольно высоким уровнем культуры, владели эффективными инструментами и технологиями обработки – к примеру – дерева. И имели интересную знаковую культуру.
Доктор исторических наук, старший научный сотрудник московского Института археологии РАН Михаил Геннадиевич Жилин, подчеркивает, что археологической коллекции, подобной Шигирской из Екатеринбурга, в стране нет. А такого идола, календарный возраст которого — до девяти тысяч лет, нет нигде и в мире. Да, при трактовке вероятных надписей на идоле могут использоваться знаковые рунические системы индоевропейцев (включая германцев и славян), древних тюрков и финно-угров. И если система знаков на идоле будет признана письменностью, у России есть шанс быть одним из корней ранней письменности на планете.
Сравнительно недалеко от места находки идола на Урале найдены таблички с письменами из Горбуновского торфяника, расположенного близ населённого пункта Горбуново, около Нижнего Тагила той же Свердловской области.
По работе Косарев М. Ф., Кифишин А.Г. «Глиняные таблички Горбуновского торфяника» (http://www.varvar.ru/arhiv/texts/kosarev_kifishin1.html) эти таблички входят в цикл ритуальных текстов – близких шумерской письменности (очень архаичным ее вариантам).
Табличка (ТМ-2230/200) из Горбуновского торфяника представляет собой плоско-выпуклую форму: светлосерая глина с примесью песка или шамота, очень плотная, не очень хорошего обжига. Ее плоскость до обжига видимо примята с помощью деревянной доски. Еще 16 сентября 1996 г. обозначенные на табличке знаки удалось прочитать. На лицевой стороне ее значилось, в шумерской транскрипции: ud utu balag LAM.KUR.ru tuku
На оборотной : dumu-zi nin-a-zu ki-<in>-dar a-a-gi
Перевод: 1) лицевая сторона: "Когда У ту лирой (в) Аратте завладел",
2) оборотная: "Думузи (к) Ниназу (в) пропасть семена направил".
На оборотной стороне под именем Думузи заметна стертая предыдущая строка:
еn-lil2-РА- < ga-tu > 'Энлильпаиль'.
Почему Думузи "направлял" семена (а-а) в пропасть (ki-in-dar), в то время как Энлильпаиль (Энлиль Крыло поднявший, или Затемненный, или Преступный) выводил их оттуда, неизвестно. В шумерских текстах об этом ничего не говорится. И почему надпись оказалась частично стертой, тоже судить трудно. Но здесь заметны и следы хозяйственных ритуалов.
Другая табличка (ТМ-2230/201) из Горбуновского торфяника имеет аналогичную плоско-выпуклую форму и выполнена из того же материала. На выпуклой ее стороне (обороте-реверсе) начертано : en x an-bir2- bir2-з ezen-uru-zalag
на плоской, лицевой : mes-lam-ta-ud.du musen-ra / nin-dar-a utu A x kud.
Первый текст можно перевести так:
"Владыка Ану Сверкающий праздник в городе заставил сиять".
Второй: ?Месламтаэа птицу ударил, / Ниндара (и) Уту Суд Воды (устроили)?.
Упоминание города в округе будущих уральских городов типа Аркаима вполне уместно.
http://www.varvar.ru/arhiv/texts/kosarev_kifishin1.html
О существовании каких-то знаков для письма и гадания («черты и резы») у славян-язычников писал около 900 г. н.э. Черноризец Храбр в «рассказе о создании славянской письменности» —«…погани (нехристи) не имаху письмен, но чертами и резами читаху и гадаху…», что, фактически, признается соответствующим общему определению рун. Вместе с Храбром и другие авторы X—XI вв. — Ибн Фадлан, Ибн-Эль-Недим, Титмар Мерзебургский и т.д.. - упоминают некие «письмена», использовавшиеся славянами. Титмар Мерзебургский (976—1018 гг.), описывая западно-славянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген, видел на каждом из имевшихся в святилище идоле было вырезано имя божества.
Появление различных систем письменности на землях России со времен палеолита было и своеобразным проявлением разнообразия хозяйственной жизни народов на ее просторах, а со временем – и важных цивилизационных достижений. Когда наряду с неолитическими городами стало заметно в южных регионах и одомашнивание лошадей, активное использование металлов, появление первых кладов с драгоценностями.
Свидетельство о публикации №208092700415