Прошлое vs Прошлое

По мотивам:
http://www.proza.ru/2008/07/23/107 (Лелелада. "Лелелада")
http://www.stihi.ru/2008/08/04/289 (Сумрачник. "Языческая легенда")

   Для тех, кому лень всё это читать (хотя настоятельно рекомендую):
   988 г. от Р.Х. Великий Киевский князь Владимир Святославич (Красное Солнышко) вводит в качестве государственной религии христианство. Языческие боги объявляются "вне закона" вместе со своими служителями-волхвами.
   [На этом история заканчивается, начинается краткое содержание предыдущих серий.]
   Но волхвы - не только служители культа, но и лекари-знахари, и носители некоторых специфических знаний. Перед ними встаёт вопрос, как в условиях массовых гонений, которые продолжатся неизвестно как долго, эти знания и умения сохранить. При этом взгляды на стратегию и тактику разделяются - одни предлагают внешне слиться с новой культурой и тайно продолжать заниматься своим делом и обучать ему детей; другие категорически отказываются подчиниться требованиям властей. Для желающих из последних, в основном молодых, готовится обряд. Пройдя через него, погибшие отстаивая свои убеждения начинают череду воплощений, длящуюся 10 веков. В конце цепочки к очередному воплощению возвращается его память тысячелетней давности.

************************************************

   Беседовать пришлось в коридоре.
   Невысокая женщина с удобством расположилась на подоконнике - удовольствие её собеседникам, в силу их роста, совершенно недоступное.
   Один из них, примерно её ровесник, чем-то напоминал снежного барса. И среди прозвищ его "ирбис" (недоброжелателями быстро срифмованный с "Иблисом") стоял не на последнем месте. Воплощение спокойной силы, которую используют, но никогда впустую.
   Второй был значительно моложе. Темноволосый, худощавый, подвижный, вкладывавший весь свой темперамент в любое дело и слово - язык пламени в человеческом облике.
   "Ирбис" улыбнулся, глядя на подоконник:
   - Точно мышка. Из норки одни глаза блестят.
   "Мышка" вздохнула:
   - Мы делать что-нибудь будем?
   - Вопрос риторический?
   - Почти.
   - В контексте "борьбы" - надеюсь, что ничего.
   - Как, ничего?! - взвился третий. - Мы так и позволим им всё уничтожить?
   - Какое это "всё", хотела бы я знать.
   - Всё... всё - это мы!
   - У Вас мания величия.
   Молодой человек задохнулся от возмущения. Уйти, громко хлопнув дверью, было глупо; наговорить дерзостей, как непременно поступил бы с ровесниками - не посмел; а опыта и выдержки, которые помогли бы найти нужные слова, чтобы убедить собеседников, у него просто не было. Так что некоторое время он являл собой воплощённую аллегорию отчаяния. Наконец, "ирбис" нашёл в подоконнике точку опоры и заговорил.
   - Наши очень далёкие предки сумасшедшими, как некоторые утверждают, не были. Никто тогда не знал, что будет. Они готовили, в том числе, и вариант на самый крайний случай - не важно почему, но до нашего времени не дожил никто из носителей знания. Тогда эта "проснувшаяся" молодёжь должна была воскресить хотя бы те крохи, которые с собой принесла. И развить их дальше, если хватит сил, ума и будет в этом необходимость.
   - Но мы-то - живы! - снова взметнулось "пламя".
   - Очень рад. Теперь перед нами, живыми, стоит задача обнаружить как можно больше наших вновь возникших, и, заметьте, не менее живых, коллег и попытаться найти с ними общий язык.
   - Найдёшь, как же. Они смотрят на нас, как на крыс в подполе. Вы, мол, своё дело сделали - теперь наше время. Пламенные речи с броневика, шашки наголо - и вперёд.
   - Кого-то мне это очень напоминает, - подала голос "мышка".
   - Почему Вы надо мной всё время издеваетесь?
   - Даже и не думаю. Просто Ваша горячность мешает Вам трезво оценивать ситуацию. Допустим, они не хотят признавать нас, но и Вы же не хотите допустить даже возможности компромисса. Вот пусть они придут и в ножки Вам поклонятся. А Вы тогда ещё подумаете. Божество зазнавшееся.
   - Ну и что? Да я могу в сто раз больше, чем любой из них!
   И тут он натолкнулся на спокойный внимательный взгляд старшего. И смуглая кожа не смогла скрыть начавшую медленно заливать лицо краску. "Ирбис" продолжил.
   - Даже выявить всех этих людей немалая проблема. Проявившаяся память - не императив, иначе бы мы имели достоверную группу пациентов психиатрической лечебницы. Так что кто-то от неё просто отмахнулся. Кто-то не принял в силу нынешнего воспитания. Кто-то принял с так возмущающей Вас позиции. А кто-то оказался достаточно любознателен, чтобы искать себе подобных. С двумя последними категориями можно и нужно пробовать договариваться. Имея при этом в виду, что между нами есть одно, может быть, важное, различие. Мы - в основном специалисты. А они - в основном жрецы. Следовательно, подход к рассмотрению любого вопроса у нас, возможно, будет разным. Иногда, с учётом нашего значительно более богатого опыта - принципиально разным.
   - Вот именно, - огонь пылал по-прежнему, хотя и значительно тише. - А если мы всё-таки не договоримся? Вы не боитесь, что из-за них на нас опять кого-нибудь натравят?
   - Даже католическую инквизицию официально как бы упразднили.
   - А неофициально - нет, что ли?
   - Есть Конгрегация Доктрины Веры.
   - Ничего себе. Ну, вот. Они сейчас расшумятся, волну поднимут, а мы под неё попадём.
   "Мышка" не выдержала:
   - Да сейчас ведьм, колдунов, целителей, спасителей всяких - немеряно, даже посланцы иных миров встречаются. И не тихо в захолустье сидят - объявления в газеты дают. Шуметь больше уже просто невозможно. Вы что, по улицам с бейджиком ходите? Кто о нас что знает, кроме того, что мы сами скажем? Течений всяких - как блох у бродячей собаки. Язычники, неоязычники, родноверы, то "Велесова книга", то "Мага вiра"...
   - Гадость какая.
   - Вы читали?
   - Да не буду я читать чушь всякую.
   - Угу. Хотя по сути где-то, конечно, верно, но "я Пастернака не читал, но осуждаю".
   - Что-что?
   - А, Вы для этого слишком молоды. Расскажу как-нибудь, если захотите.
   "Ирбис" кивнул молодому спорщику:
   - Пытаться договариваться мы в любом случае будем, а вот воевать не будем ни в коем случае. Ваша голова, например, хранит знания, которым, в общей сложности, более двух тысяч лет. И я, представьте себе, не хочу её потерять.
   - Знания?
   - Голову. Вашу, заметьте. Так что приложите, будьте любезны, максимум усилий к её сохранению.
   - Ребята, а давайте закругляться? Тему, если не исчерпали, то в основном обсудили. Точки зрения прояснили. А в общем говорить и неделю можно. Ночь на дворе.
   Согласились молча и быстро. Молодой человек взглянул за окно, потом на часы, поклонился и буквально убежал. "Мышка" слезла с подоконника и ткнулась в плечо друга:
   - Насчёт "в сто раз больше", это наш Хорс, конечно, загнул. Но детки последнее время рождаются те ещё. Не знаешь, чего ждать.
   - Время идёт, мир меняется. На наш век ещё потрясений хватит. Так что, пошли пока отдыхать.

P.S. Как показывает время, Хорс, увы, лучше уловил его тенденции


Рецензии
А вот это действительно кое-что... Я ведь случайно наткнулась на эту вещь, да ещё не сразу врубилась в смысл. Со второго раза дошло.
Автору спасибо, но этот зачин необходимо продолжить.

Анастасия Вихоцкая   16.03.2009 10:22     Заявить о нарушении
Вам спасибо. А способностей займёте? :)
Если серьёзно(абстрагировавшись от переселения душ) - это ведь реальность. Современности. Вот бы чем Институту социологиии заняться - хоть российскому, хоть украинскому. Проблема поиска и выбора для молодых людей, которые вдруг обнаружили, что им - вот сейчас, сию минуту - не на что мировоззренчески опереться - ни в идеологии, ни в философии, ни в религии.
И вот - ура! - находится нечто, что внешне предлагает и первое, и второе, и третье - причём как бы "своё, родное". А тогда возникает следующий вопрос - смысловое наполнение этого, осознанно сделанного, выбора и его место в иерархии ценностей выбравшей личности: относительно личностей других людей, их мировоззрения и _их (иного) выбора_.
И наоборот, отношение общества.
В общем, огромный фактический материал, в который нужно основательно закапываться. А я - далеко не профессиональный писатель, не социолог и даже не преподаватель ВУЗа, который имел бы под рукой полк потенциальных источников информации :).
Такая вот печальная история.

Юс Малая   16.03.2009 15:56   Заявить о нарушении
Социологи здесь мало чем помогут...
Кто во все времена более всего влиял на умы подрастающего поколения? Творческие люди, мастера слова и музыки.
Если кто-то и способен дать новые ориентиры, то это точно не политик, но и не Гарри Шмоттер.
Шекспир Литературный институт не заканчивал, но вряд ли терзался по этому поводу.

Если страна достойна, то она выплывет - сцепив зубы, на зло всем врагам.

Анастасия Вихоцкая   17.03.2009 09:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.