Приглашение

       Года два тому назад, мягкой израильской осенью я гулял в одиночестве в нашем красивом парке над морем. Легкий ветерок слегка шевелил листья. В лучах заходящего солнца на пляж накатывались бирюзово-зеленые невысокие волны, мальчишки катались на досках.
       Я полюбовался закатом, присел на скамейку, развернул газету.
Через несколько минут возле меня остановились две женщины - одна постарше, лет пятидесяти, другая помоложе , лет сорок-сорок пять, одетые в темные кофточки, закрывавшие руки и шею и в длинные, под цвет, широкие юбки. Я и раньше их видел в парке. Они ходили вдвоем, останавливались около отдыхавших пенсионеров, о чем-то говорили с ними и переходили к следующим...

       Одна из женщин, по виду коренная израильтянка с невыразительнм лицом, длинными тусклыми волосами, спросила на иврите можно ли присесть рядом.
Я кивнул. Другая,помоложе, брюнетка с короткой стрижкой и темной родинкой на щеке увидела газету у меня в руках и заговорила по-русски без акцента.
       -Вы не возражаете, если мы присядем рядом?
       -Пожалуйста, садитесь.
       -Мы часто видим вас, вы гуляете один. Вы давно в Израиле?
       -Да, уже порядочно, около пятнадцати лет. А вы? - задал я встречный вопрос.
       -И я почти столько же, приехала в девяносто четвертом. Откуда вы?
       -Из Минска.
       -А я из Армении.
       -Насколько я знаю, в Армении никогда не было антисемитизма, сказал я.
       -Зато было Карабахская война. Мой муж погиб... Меня ничего не держало и мы с дочерью с трудом, но уехали сюда. Тогда многие уезжали. Сейчас в Армении на три миллиона населения осталось пятьсот - семьсот евреев... Кстати, давайте познакомимся, как вас зовут?
       -Владимир.
       -А я Ашхен, очень приятно.
       -Взаимно. И чем вы занимаетесь в Израиле?
       -Вообще то, я кончала химфак в Ереване. А здесь - убираю, смотрю за стариками, община помогает...
       -Какая община, армянская?
       -Нет, у нас своя община. Мы помогаем друг другу, поддерживаем. У нас разные люди есть. Вот вы, Владимир, я вижу образованый интеллигентный человек, а все время один. Вы без семьи?
       -Почему же. У меня здесь дети, внуки.
       -Они,наверное, далеко от вас...А жена?
       -Я вдовец, живу один.
       -Трудно одному жить на пособие...
       -Не только на пособие, я еще работаю понемногу.
       -Разве не тяжело работать в таком возрасте, вам наверное за шестьдесят пять?
       -Даже за семьдесят...
       -И что вы делаете, сторожите?
       -Я врач, пациенты пока не перевелись...
Она оживилась.
       -О, вы врач. У нас и врачи есть.
       -Что же это у вас за компания такая?
       -Не знаю, может вы слышали... Мы - Свидетели Иеговы. Мы помогаем одиноким людям. Многие после тяжелых болезней, после операций. Посещаем их дома, поддерживаем морально, иногда - материально, помогаем справляться с трудностями... Вот вы, например, одинокий мужчина. Дети, наверное, навещают редко, у них свои дела. Иногда не с кем слово перемолвить...
У нас люди одни никогда не остаются. У нас есть интеллигентные одинокие дамы, которым тоже приходится трудно одним. Приходите к нам, у нас бывают собрания, мы разговариваем о многом, обсуждаем духовные вопросы, решаем чем помогать членам нашей общины.
       -А если бы я был не один, вы бы тоже меня позвали?
       -У нас много семейных пар...

       Я вспоминал все, что я знал о секте Свидетелей Иеговы. Это было немного. Но я хорошо помнил юную красавицу Зою, умершую от легочного кровотечения больше 40 лет тому назад. Об этом я писал в предыдущем рассказе "Кровь из легких"

       -Владимир, если вам интересно, я дам вам книгу, где все есть о нашем учении и взглядах на мир. Вы человек образованный и сумеете разобраться. А если возникнут вопросы, придете к нам на собрание и вам там все сумеют объяснить.
Она достала из сумки небольшую книжку и передала мне.
       -Так, подумал я. 250 страниц, карманный формат, убористый шрифт, много цветных иллюстраций. Название - "Жизнь - как она возникла ". Ого! Общий тираж - 27 миллионов на 24-х языках! Только за это книгу стоит прочитать. Читал же я Тору и Новый Завет!

       -Ашхен, это ваша секта не разрешает своим последователям переливать кровь?
Она подняла на меня глаза.
       -Откуда вы знаете?
       -Я старый доктор, у меня были в жизни встречи со Свидетелями Иеговы. Я вам расскажу о них, когда прочитаю вашу книгу. Сейчас я тороплюсь. Встретимся здесь через несколько дней и поговорим.
       -Хорошо, мы бываем здесь часто.
       -Я это заметил...

       Меня пока ненавязчиво приглашали в секту. Я вспомнил, что незабвенный Остап Бендер так и не получил ответа на вопрос "почем опиум для народа".А вдруг,прочитав книгу, я его получу?... Кроме того, у меня был интернет - чудо21 века.
       Я посидел несколько часов перед голубым монитором и узнал много интересного о Свидетелях Иговы, различных конфессиях вообще и тоталитарных сектах в частности.

       Что сказать о книге?
Книга составлена талантливыми популяризаторами. Осторожно, но беспощадно они разбивают эволюционную теорию Ч.Дарвина и многие другие теории о возникновении жизни, о начале мира и его устройстве. Взамен читателя постепенно подводят к мысли о существовании Бога, всемогущего, всетворящего, всесильного и вездесущего.
 Бога, который сотворил весь мир, животных, гадов, людей и самого Дарвина вместе с его теорией эволюции...
       Не вдаваясь в подробности,- кое-что звучит очень убедительно, еще больше - сомнительно, а значительная часть - просто как детская сказка...

Скажу откровенно, что в тот момент теоретическое обоснование мироздания - путем эволюции или путем акта сотворения - не было для меня вопросом жизни или смерти...
"Опиум" подавался для всех по-разному...

       Когда через 3-4 дня на закате я снова пришел в парк,прежде всего я увидел Ашхен. Она встретила меня как родного.
       -Зравствуйте, доктор! Хорошо. что вы пришли. Я много думала о нашем знакомстве и рассказывала о вас в нашей общине (Ашхен избегала слова "секта).
Я поняла, что такому образованному и умному мужчине недостаточен круг общения.
Знакомитесь вы трудно, хотя вы интересный человек и вам есть, что сказать людям. Вы общаетесь с больными, но вам не хватает друзей и знакомых, котрые бы выслушали ваши мысли и мнения и рассеяли ваше одиночество.
       -Как это вы определяете характер из одного разговора?
       -Мы каждый день встречаем разных людей и стараемся их понять. Проблемы пожилых во многом одинаковы и не зависят от уровня образования. Чаще всего они
страдают от резкого сужения круга общения, невнимания близких и пренебрежения окружающих. Многие испытывают глубокое одиночество и даже боятся признаться в этом самим себе. Скажите, разве я неправа?
       -Может быть, что-то в этом есть...
       -Вот видите! Мы приглашаем психологов, нам читают лекции и учат правильному общению с людьми. Мы и на вас расчитываем...
 У нас вовсе не какие-то заскорузлые и ограниченные люди. Приходите к нам на ближайшее собрание. Это вас ни к чему не обязывает. Познакомитесь, послушаете о чем мы говорим, что обсуждаем. Я вам позвоню...
Кстати, я рассказала о вас нашим женщинам, и многие пожилые и далеко не пожилые интеллигентные дамы хотят с вами познакомиться...

Я мысленно услышал голос Остапа Бендера: " Охмуряют ксендзы пана Козлевича, охмуряют... Самый охмуреж идет под сладкий лепет мандолины..."

       -Это хорошо, когда дамы еще далеко не пожилые...-сказал я, но Ашхен меня прервала:
       -Владимир, вы прочитали книгу? Какое она на вас произвела впечатление?
       -А вы сами читали эту книгу? Все поняли? Со всем согласны?
       -Конечно, у меня же высшее образование!
       -Ашхен, скажите откровенно, что привело вас, такую умную, молодую, интеллигентную даму в эту секту? Я понимаю, вы пережили гибель мужа, бегство от войны. Но что вас сейчас заставляет ходить, уговаривать людей, не одного меня, я же видел! Или вы верите во все эти бредни про воскресение из мертвых, про райские кущи, про то, что волк будет дремать, обнявшись с козленком,а лев откажется от мяса и будет жевать солому?
       -Владимир, о вере мы говорить не будем, это личное дело каждого.
       -Согласен.
       -Я вошла в секту еще в Армении, действительно после гибели мужа. И эти мои братья и сестры вывели меня из отчаяния, единственные, кто помог мне выбраться из того ада войны.
       Дали денег,помогли собрать документы, переехать с дочкой в Израиль. Сейчас она уже служит в Израильской Армии... И здесь помогли устроиться, найти работу,и сейчас поддерживают. А я чувствую за собой долг - помочь им и сделать то, что они просят - кстати, не слишком много - привлечь новых людей.
       -И вы выполняете все 86 ограничений для членов секты, о которых я прочел в интернете?
Она улыбнулась.
       -Не следует все воспринимать буквально. Главное - не выделяться из остальных и не делать резких движений. Например, я тоже очень люблю интернет...

       -Я хочу вам сказать откровенно. Вы знаете психологию пожилых, правы насчет одиночества стариков и прекрасно умеете уговаривать,я думаю, руководство вами довольно. Может быть, вы бы и меня уговорили...
       Но расскажу вам коротко одну историю.
Сорок лет тому назад я работал в тубдиспансере и у меня была пациентка, девочка 17 лет, редкая красавица. Она умерла от легочного кровотечения потому что отец, Свидетель Иеговы, фанатик-изувер, не разрешил перелить кровь дочери, что бы ее спасло, а потом выкрал ее из больницы и она умерла в ту же ночь.

       Я принял это близко к сердцу и,как видите, помню сорок лет. Это навсегда отвратило меня от любого сообщества, где надо слепо подчиняться. Тем более такая тоталитарная секта. Поэтому при всем вашем искусстве уговоры будут напрасны...
       Ну и сказки, сказки... Давно не верю в сказки...

...Я еще много раз видел в парке двух женщин в черном.
Они ходили от скамейки к скамейке и кого-то уговаривали...


Рецензии