Перебираюсь к океанологам Эфиопский дневник 17

Выйдя из виллы, осмотрелся. Этот посёлок, в котором я нахожусь сейчас, располагался на левом мысу залива, а в его глубине видно то самое кладбище кораблей, мимо которого только что проезжал с советником. Вдали виден правый мыс залива, выступающий в море, с беленькими домиками посёлка у подножья гор. Там, в горах – сепаратисты, как мне сказал советник.

Мимо виллы шла широкая улица, заросшая высокой травой, засохшей от жары. По середине петляла протоптанная тропинка, по которой я и пошёл. Ни малейшего ветерка. Идти пришлось не спеша - было очень жарко и душно. На обеих сторонах улицы - бетонные решётчатые заборы, через которые видны одноэтажные виллы. Во дворах чахлые деревца почти без листьев. Высокая сухая трава. Нигде не видно ни души.

Пройдя метров сто, увидел справа длинное двухэтажное здание со стрельчатыми окнами в мавританском стиле, с остатками былой красоты. В некоторых местах стены были забетонированы – видимо, заделаны пробоины. Водопровод, канализация, электропроводка сделаны по наружным стенам – хорошо, что здесь всегда жарко, трубы не замерзнут. Вместо первого этажа, под зданием в некоторых местах проёмы в виде площадок с колоннами. На этих площадках, под зданием и во дворе стояло несколько автофургонов.

У открытых ворот, на сухой траве, прислонившись спиной к забору и положив на колени ручной пулемёт, сидел солдат-эфиоп. По двору ходило ещё несколько эфиопских солдат. Не спеша, я прошёл мимо часового, который на меня не обратил ни малейшего внимания. Направился к ступенькам, ведущим к стеклянным дверям здания. Рядом на стене красивая стеклянная вывеска: «Рэд Си Хотэл» - «Отель Красное море».

На площадках по бокам ступенек, ведущих к двери, сидело несколько загорелых мужчин европейской внешности - в шортах, рубашках с короткими рукавами. Поздоровался. Один из них с удивлением сказал:
- «И откуда в это захолустье забрёл ещё один русский! Вы – хирург? Сегодня прилетели?» Видимо, новости здесь распространяются быстро.
- «Присаживайтесь! Места свободного много…» Несколькими фразами я подтвердил, что всё – именно так, и я – в командировке. Это и были океанологи.

- «Приезжал сюда Николай, хирург из Аддисы - большой любитель рыбалки. Часто сидел на берегу с удочкой…» - сказал один из океанологов.
- «А поймал что-нибудь?» - спросил я.
- «Не знаю… Не до рыбалки…» - ответил он.

- «Где жить будете?» - спросили меня.
- «Виллу дали, не доходя лагеря пленных!»
- «Не плохое соседство!» - сказал океанолог.
- «Действительно…» - подтвердили остальные.

- «А где питаться? Город окружён, блокирован сепаратистами… С продуктами - очень трудно…»
- А где вы питаетесь?» - спросил я.
- «У нас – столовая. Поговорите с начальником экспедиции – он человек хороший! Поможет…», - добавили они и подсказали, где его найти.

Поблагодарив океанологов, вошёл в вестибюль здания, в котором за столом с телефоном сидел дежурный, листая какие-то бумаги. Он подсказал мне дальнейший маршрут к начальнику. Тот оказался в своей комнате с табличкой «Начальник». Он был крепко сложен, высокий, с понимающим взглядом и доброжелательным выражением лица. С первых слов понял всё и предложил мне жить и питаться с моряками. Повёл в кабинет к завхозу экспедиции, чтобы тот всё организовал.

Я внёс деньги, а завхоз выписал мне квитанцию за оплату проживания и питания и повёл на второй этаж.
- «Здесь живут три наших боцмана. Одна койка свободна. Живите с ними. Они люди серьёзные, рассудительные. Сможете отдыхать после работы. В других комнатах – много молодёжи. Они неугомонные! Моряки… С ними не соскучишься, но и не отдохнёшь! А Вы ведь хирург! Работа днём и ночью…»

Поблагодарил за помощь завхоза и начальника, который подошёл к нам. Они улыбнулись:
- «Идёмте ужинать! Уже время… Доктор, Вы ведь офицер. Как смотрите, если сядете за столик с командным составом экспедиции…» Но я возразил и попросил сесть за столик с теми боцманами, с которыми меня поселили. Начальник согласился, что в этом есть логика.

Вошли в столовую – большой зал. За столиками уже собрался состав экспедиции на ужин. Начальник представил меня, сказав, что я хирург, в командировке, работать буду в Массавском госпитале, а жить с экспедицией.

Один из моряков встал из-за столика и подошёл к нам.
- «Не узнаёте меня?!» Лицо показалось мне знакомым. Он напомнил:
- «Ведь я Ваш бывший студент! Преподавали мне хирургию! А теперь я стоматолог экспедиции!» Мне удалось вспомнить его… Но тогда он был довольно щуплым парнем, а сейчас – коренастый, крепкий, мускулистый мужчина… Можно было подумать, что он профессиональный спортсмен - борец, боксёр…

Все удивлялись такой неожиданной встрече:
- «И куда только не забрасывает судьба! На краю света встретились! Кто бы такое предположил…»
Встреча была очень неожиданная и меня обрадовала – приятно увидеть знакомого человека на краю света… Стоматолог (так буду его величать) предложил помощь в случае необходимости - экспедиция имела необходимые медикаменты, медицинское оборудование. Имелся фельдшер. Стоматолог лечил зубы населению Массавы, членам экспедиции.

Ужин был отличный – большой кусок жареного морского окуня с картофельным пюре, хлеб, масло, чай. Если кому-то требовалась «добавка», то повар никого не ограничивал. Члены экспедиции и моряки были выше меня - крепкие парни, мужчины. В своё время я занимался плаваньем, гимнастикой, штангой, даже в соревнованиях участвовал – но куда там мне до этих ребят!

После ужина все разошлись отдыхать по комнатам. Забрав свои вещи на вилле, вернулся в «Отель». В комнате мерно вздыхал кондиционер, воздух был свежий, прохладный. Все укрывались простынями. Боцманы рассказали о себе. Вся экспедиция – из Севастополя. Всю жизнь – в дальних походах – изучают моря, острова, берега. В этом так много неизвестного, особенно в Африке. Были во всех частях света. Закончат работу здесь и отправятся в другую страну.

И я рассказал о себе. Спросил – где можно позвонить в Посольство и сообщить, что я добрался в Массаву.
- «Да нет ничего проще! В вестибюле у дежурного телефон. Он соединит с Посольством». Я задумался. Ещё были свежи воспоминания о том, как пришлось перенервничать в Асмаре.

- «Нет, звонить не буду!» - сказал я.
- «Чего так?» - спросил пожилой боцман. Пришлось рассказать о своих мытарствах в Асмаре, от которых остался неприятный осадок. Боцман подумал и сказал:
- «Что ж, Вы добрались, несмотря на сложности… Задание Посольства выполнено! Телефона на вилле, выделенной для жительства – нет. Пусть сами звонят и узнают…» Так я и не позвонил в Посольство. Моё упрямство оказалось сильнее предстоящего, возможно, неприятного разговора в Аддис Абебе после возвращения…

Не верилось, что ещё утром был в Аддис Абебе, преодолел благодаря невероятному везению – около 900 километров с «полосой препятствий» и теперь всё это позади. Приятно отдыхать в чистой постели под шелест кондиционера. Боцманы спросили об Асмаре. Рассказал о европейском стиле её красивых зданий. Вспомнил, что предлагали на пару дней остаться познакомиться с достопримечательностями города.
 
- «Вертолёт летает раз в неделю на архипелаг Дохлак. Если надо - через Массаву. Застрять могли в Асмаре надолго… Тогда - настоящие проблемы… Ведь здесь город, порт, госпиталь без хирурга… Мало ли что? Плохой совет – задержаться в Асмаре…» - высказался старый боцман.

Рассказал, как высаживался с вертолёта в Массаве. Старый боцман ответил:
- «Аэродром просматривается сепаратистами. Они рядом, в горах. Если увидят вертолёт, могут обстрелять, и чем это кончится – неизвестно… Вот вертолётчики и зависают над землёй на несколько секунд. Пассажиры спрыгивают, багаж – сбрасывают, а в случае обстрела - мгновенно улетают… И с аэродрома уезжают поскорее, что бы не попасть под обстрел».

Теперь многое стало понятным. Под убаюкивающий шелест кондиционера крепко заснул. Завершился день успешно – я всё-таки добрался в Массаву!


Рецензии
С удачным завершением опасного пути!
Хорошо рассказываете. Но думаю, на деле было не без страшинки :)
Самых добрых пожеланий.
С теплом

Илана Арад   13.10.2008 08:00     Заявить о нарушении
Вы совершенно правы! Конечно, было страшно - ведь неизвестно, чем это могло всё закончиться...

С теплом и наилучшими пожеланиями, Гавриил

Гавриил Иваниченко   13.10.2008 11:18   Заявить о нарушении