Плакальщик
- Ты что - дрова везёшь! - раздалось несколько возмущённых голосов, крепкое слово ударило по ушам, и люди недовольно зашумели, как деревья в сильный ветер.
Тут открылись задние двери. На переполненную площадку поднялся высокий худощавый человек в зелёном платье. Широкая чёрная полоска плотной ткани облегала его глаза и закрывала половину лица, по отдельным чертам которого можно было судить: таджик. Люди сразу догадались о причине внезапной остановки транспорта, но смиренно молчали. Они стояли, благоговольно опустив глаза, и продолжали молчать. Что-то невидимо коснулось нежной и ласковой рукой их душ и сердец, и пассажиры троллейбуса встали, как деревья в тихий погожий безветренный день.
Человеку в повязке миловидная студентка, русская девушка, уступила своё место, отклонив все уговоры остаться. Она встала чуть поодаль и ооттуда с тревогой и любопытством разглядывала странного человека, пытаясь понять: кто он? зачем ему нужна повязка на глазах?
На очередной остановке при выходе кто-то неосторожно сбил девушку с ног - теснота и давка: содом и гоморра! - и она упала. Пассажир в повязке тут же подхватил её - не дал разбить голову о порчень сиденья.
- Извините, пожалуйста... - смущённо улыбнулась девушка, и всё её лицо покрылось красными пятнами.
- Это не Ваша вина, - сухо ответил человек и добавил: - Девушка, Вам незачем краснеть.
- Вы так добры... - девушку переполняли чувства.
- Не стоит благодарности, - мужчина был совершенно спокоен, только поправил правой рукой свою повязку на глазах.
Брови девушки при этом жесте чуть дрогнули, она не удержалась и сказала:
- Простите, может быть я делаю Вам больно...
- Нет, Вы не делаете мне больно, - ответил мужчина и продолжил, - спрашивайте.
- Зачем Вы носите повязку на глазах?
- Чтобы люди не знали, как я плачу, видя их несовершенство, - ответил странный пассажир.
Девушка вскоре вышла на остановке "Гостиница Душанбе", а на следующей засобирался выходить "плакальщик".
Тут мимо него к двери величаво, как авианосец среди прогулочных шлюпок, пробивая себе дорогу в человеческом мессиве, проплыла дородная пышнотелая современная разодетая пава, таджичка неопределённого возраста, с дорогой сумочкой из крокодиловой кожи через плечо. Словно проблеск молнии, чья-то рука, вооружённая двадцатью дирамами метнулась к дамской сумочке. Будто лезвием, отточенными краями играючи вспорола "брюхо крокодила", выудив оттуда туго набитый кошелёк. Только женщина ничего не почувствовала. То ли её высокомерие перед смердящей толпой было тому виной, то ли жуткая давка - мыслимо ли в такой "душегубке" и давке за всем уследить? Здесь каждый готов забыть собственное имя, не то что лишиться кошелька!
Воровская рука уже собиралась столь стремительно, как и появилась, исчезнуть в гуще пассажирских тел, но мужчина в повязке проворно схватил её и так сжал, что в толпе кто-то взвыл, распугивая троллейбусный народ. На выручку своей "погоревшей" конечности выбрался молодой парень, "опалённый солнцем из колючей проволки", местной наружности. Не перевелись ещё "багдадские воры".
- Ты что, падла, руки ломаешь честным гражданам? - гневно закричал вор, наступая на "плакальщика".
- Вы взяли чужой кошелёк, - на это ответил мужчина в повязке.
- Какой кошелёк, душанбинский Зорро? Тебе, может быть, это приснилось, сука? Или ты, чмо, перегрелся на солнце и тебе мерещется всякая дрянь? - говорил вор.
- Вы взяли чужой кошелёк и дорлжны вернуть, - отвечал "плакальщик"
- А это ты видел, ха!!! - в свободной руке вора холодно блеснуло тонкое стальное "перо", и вор самонадеянно и нагло загрозился: - Если сейчас не отпустишь, то крупно потом пожалеешь. Я тебе быстренько ножичком - вжик! - ушки укорочу. Зачем они тебе, если сам слепой? А эти "бараны" ничего не сделают - каждый дрожит за свою шкуру и радуется, что это не с ним...
В наступившей тишине вор нагло заявил:
- Понимаешь, братан, кошелёк выпал из сумочки, и я хотел вернуть его на место. Давай договоримся, что ты не будешь мешать честным пассажирам выполнять свой гражданский долг!
Странный человек в повязке освободил воровскую руку, и она вместе со своим хозяином снова затерялась в толпе.
Тут разодетая "мадам", видно, заподозрила что-то неладное и оглянулась на шум. Её внезапно "осенило", она стала вертеть сумочку, увидела хирургически искусно сделанный разрез и вцепилась в человека с повязкой на лице.
- Ага! - закричала она. - Я вора поймала, мать твою... - многие аборигены во гневе, когда ругаются, почему-то переходят на русскую речь - "о великий и могучий русский язык..." - Надел на морду тряпку, прикинулся калекой и "шмон наводит", пи...раз!
Человек в повязке не защищался и не оправдывался, а только твердил, как хорошо заученный урок, чтобы и он был освоен другими:
- Оставайтесь людьми - не делайте себе больно... Оставайтесь людьми - не делайте себе больно... Оставайтесь людьми...
Но человека с повязкой на глазах никто не слушал. Его грубо, как мешок с требухой, выволокли из троллейбуса на остановку, и никто из людей не заступился за убогого. Троллейбус постоял минуту, закрылись двери, и транспорт отправился дальше, увозя галдевших пассажиров, обвиняющих "плакальщика" во всех смертных грехах. Многие попутно вспоминали свои истории, когда чьи-то ловкие руки облегчали их кошельки на "энную сумму", а то и лишали самих "оттопыренных кошельков".
На остановке толпа народа мгновенно окружила "плакальщика", дородную женщину и вора, крепко держащих свою невинную жертву - люди привыкли жить по беззаконию - без чести и нравственности - и писать собственные законы, выгодные им и оправдывающие все их пригрешения, где основной закон таков: "деньги решают всё". Толпа возмущённо шумела на разные голоса, грамотно "подогретая" вором и женщиной. Охоч, ох и охоч местный народ до всяких зрелищ - будь то машина, страшно исковерканная в дорожно-транспортном происшествии; будь то труп случайного прохожего, оставшийся после "теневой разборки"...
На кркики и шум уже спешил-торопился невесть откуда взявшийся милиционер, верещавший вовсю своим свистком. Осторожные люди благорассудительно расступились и отошли, образовав круг - в центре остались пострадавшая дама, карманный вор и странный человек с повязкой на глазах.
- Что случилось? - теперь вовсю зашумел блюститель порядка, помахивая резиновой дубинкой.
- Он. эта скотина, украл у меня кошелёк, а там было 300 долларов США! - женщина принялась кричать на всю улицу, но к ней повернулся воришка и горячо зашептал: "Говори не "300", а "500": "300" - тебе, а "200" - мне!" Женщина внимательно выслушала, "переварила" и закричала пуще прежнего: - Подождите, благородные жители светлого города Душанбе, я совершенно забыла о том, что у меня было не 300, а 1000 долларов - разорви Аллах мой покров, если я вру! Я заработала эти деньги неустанным честным трудом, а эта мразь, - тут женщина дёрнула за руку человека в повязке - их украла! - Женщина проворно повернулась к карманному вору и зашептала в ответ: "300" - тебе, остальное - моё!
Вор постоял-постоял и, недолго думая, заорал во всё своё воровское горло:
- У меня... простите, у нас было 2000 "баксов", а эта сволочь, - тут вор дёрнул за руку человека в повязке со своей стороны - их бессовестно "захапала": век свободы не видать!
После всего он развернулся, резко и сильно ударил "плакальщика" по лицу - как раз по повязке, скрывающей глаза: - Получай, сука! Человек в повязке закачался, но не упал - он уверенно стоял на своих ногах. "Плакальщик" не кричал, не бился в истерике от отчаяния и бессилия. Он лишь стоял на своём и твердил одно и тоже, словно священный, но всеми забытый хадис: "Оставайтесь людьми - не делайте себе больно. Оставайтесь людьми - не делайте себе больно."
Милиционер не был глупым стражем - ему не надо было дважды объяснять, что случилось - и сразу смекнул, это "дельце" обещает хороший "барыш"! И человек со свистком во рту и с дубинкой в руках подскочил к человеку с повязкой на лице и заголосил: - Граждане душанбинцы, я вынужден сделать официальное заявление - это матёрый мошенник, опасный вор-рецедивист. Вчера мы получили оперативную сводку с его "портретом" и полной "биографией" дел. Я, как представитель городского управления внутренних дел, объявляю благодарность за вашу гражданскую позицию и проявленную бдительность. Вы обезвредили опасного типа и теперь можете расходиться: в Душанбе всё спокойно! Люди, будьте бдительны - бойтесь людей равнодушных и, особенно, преступных.
Страж порядка склонился над ухом "плакальщика" и шепнул "между слов":
- Давай 5000 "зелёных" и я тебя отпущу!
Человек в повязке отрицательно замотал головой и обескуражено развёл руками. Мол, что Вы городите, уважаемый, у меня и денег таких отродясь не было...
Тогда трое, милиционер, пострадавшая дама и вор, не стали долго мешкать и сорвали маску с лица "опасного вора-рецедивиста".
- Ааа-а!!! - безумно закричала женщина, беспомощно и со страхом глядя перед собой, стала садиться - ватные ноги уже не держали столь грузное тело - и села на грязный и пыльный тротуар.
Милиционер выронил свисток, дубинку и по-детски загородился руками - весь сжался и уменьшился, опасаясь ответного удара.
Карманный вор упал на колени, коснулся лбом земли и окаменел в своём последнем намазе пред странным человеком, к ногам которого из кармана грабителя выпал кошелёк разгневанной дамы и раскрылся.
Толпа людей тревожно заволновалась и отступила назад, оставив в центре возвышающегося над всем подлым, низким и коварным миром людей несчастного человека, державшего в своих руках чёрную повязку. По всем столпившимся людям пошло какое-то движение, словно невольный порыв благоговейного страха скользнул по человеческим душам, как порыв ветра скользит по глади озера, и всё стихло вокруг - люди, природа и космос.
Тут какой-то карапуз, трёхлетний ребёнок, "бача", как говорят таджики, движимый детским любопытством освободился от рук окаменевшей своей мамаши и спокойно подошёл к кошельку, поднял и вынул из его чрева только-то 300 самон, по "сотне".
Пред всем миром, людьми и Богом, одиноко стоял Человек, на лице которого вовсе не было глаз, а были страшные пустые глазницы, и текли из них чистые слёзы.
Нечеловеческая невыносимая боль холодным стальным червем заползала в растерянные напуганные души жителей этой страны.
Андрей Сметанктн, Республика Таджикистан, г. Душанбе.
Свидетельство о публикации №208093000124