Человеком не нужно становиться, им надо оставаться

Уважаемые читатели, в настоящем выпуске бюллетеня (здесь имеется в виду ежеквартальный выпуск "Информационного бюллетеня" представительства "Глобальные инициативы в психиатрии" в Таджикистане - С.А.) предлагаем вам продолжение репортажа из Реабилитационного Центра района Рудаки.
Итак, мы встретились с заместителем главного врача РКПБ Юсуповым Бегиджон Валиджоновичем.


-Здравствуйте Бегиджон Валиджонович. Очень рады вас видеть. В этот раз мы хотели продолжить нашу беседу о проблемах и достижениях Реабилитационного центра (РЦ). Что вы можете нам об этом сказать?
- Здравствуйте. Я тоже очень рад видеть вас. Вдвойне приятно, что ваша организация периодически оказывает внимание, чтобы выяснить, насколько реально мы работаем, и какая работа проводится в этом направлении.
Начну с проблем. Уже после приема здания РЦ в под ведомство нашей лечебницы, мы обнаружили, что вода туда не поднимается. Пришлось поменять трубы от туберкулезного отделения до РЦ, а это около 60-и метров за счет лечебницыцы. Помимо этого, в первую неделю работы, после сдачи в строй здания Центра, обвалилась штукатурка. И нынче постоянно то там, то здесь приходится замазывать стены, чтобы им придать нормальный вид. Что касается линолеума, то его приобрели отдельными кусками и постелили. И теперь мы периодически клеем его, когда он отходит от сырости. Заново сделали стяжку вокруг проема входной двери.
Прошедшую зиму, как и все жители страны, мы перенесли не легко. Необходимо сказать, что новоотстроенный корпус РЦ первый экзамен на выносливость не прошёл.. С началом первых осадков крыша стала протекать по всему периметру здания. В ту пору ребята под дождь и снег поднимались наверх, чтобы хоть как-то залатать дыры, закрыть проемы, откуда протекала вода. По этой "мокрой причине", я бы сказал: "плачевной", вышла из строя вся электропроводка. Например, из-за этого на кухне сгорел большой двухкамерный холодильник, а в комнате отдыха - телевизор. Мы уже меняли проводку четыре раза, и вот собираемся в пятый раз поменять. В частности, от сырости в ванной комнате и в уборной стены покрылись плесенью. Да и система отопления всего здания, по большому счёту, не была налажена, как это необходимо. Нам самим пришось приобрести несколько обогревателей и тем согревать палаты..Одно хорошо, что нас совсем не обесточивали - как говорится, "красная линия".
- Бегиджон Валиджонович, слушая вас, у меня создалась мрачная картина. Неужели всё так плохо? Ведь мы сами были свидетелями того, что у вас не всё так плохо. Что вы на это скажете?
- Надо учесть то обстоятельство, что когда вы приезжали, было уже теплее - снег растаял, и пациенты вышли на улицу. Нет, не думаю, что всё, о чём сейчас рассказал, вызывает мрачные ассоциации. Я рассказал вам лишь о том, что было на самом деле. Впрочем, частично, вы сами своими глазами видели отдельные, скажем так, "отсырелые" палаты. У нас пока нет средств, чтобы отремонтировать их. В рамках программы "Трудотерапия для пользователей" нам было передано несколько коров. Со временем наше стадо пополнилось. Сегодня оно состоит из 8 взрослых коров и 8 телят, а молоко от этих коров постоянно пьют все пациенты нашей лечебницы. Вот куры у нас не выдержали суровую зиму и вымерли. Зато мы завели кроликов, уход за, которыми не тебует особого труда, и потомство эти домашние животные дают чаще. Пациенты наши попробовали крольчатину, и она им понравилась. Да вы сами можете посмотреть наш коровник и крольчатник, а швейный цех вы уже видели - он функционирует до сих пор.
       Здесь стоит сказать, что согласно договору между нами и Министерством здравоохранения республики наши пользователи шьют постельное белье, для больниц страны. В наших складских помещениях уже лежит готовая продукция - 500 комплектов постельного белья. На один полный комплект затрачивается 8 метров ткани. Материал мы приобретаем на средства, реализуемые от продажи нашей продукции. Благодаря швейному цеху, все корпуса нашей лечебницы снабжены матрасами, подушками, комплектами больничной одежды и постельного белья. На текущий день мы имеем в запасе около 300 комплектов вышеперечисленных наименований. Более того, "Центр закупки лекарств" заказал нам 10 тыс. медицинских масок, для госучреждений, и заказ уже готов - реализуем по 50 дирам за маску.
Помимо прочего, сотрудники и пациенты нашей лечебницы посадили 50 саженцев плодоносных деревьев - 30 черешней, 20 яблонь, и, сверх того, 100 саженцев калифорнийского тополя.


После состоявшейся беседы, интересной и поучительной, мы отправились на экскурсию по территории лечебницы. Своими глазами увидели все последствия "досрочно-наплевательского строительства" Реабилитационного центра, как и рассказал заместитель главного врача, увидели коровник и крольчатник. Меня поразило, как пациенты с трепетной любовью, заботой и вниманием ухаживали за крольчихами, а рядом с ними лежали их крольчатки. Одни с любопытством изучали большой мир светлого крольчатника - у этих детёнышей только-только открылись глазки, другие же, изучив во всех деталях обширное, на первый взгляд новопрождённого кролика-малыша, пространство родимого очага, как новоявленные одиссеи, смело отправлялись в долгие, трудные и опасные путешествия. Ещё не умея достаточно
хорошо и прыгать на своих неокрепших лапках, малыши, переваливались с боку на бок, сбивались в кучу-малу и падали "со всех лап". Было смешно и забавно.
 К этому времени стадо коров тихо подходило к коровнику, возвращаясь с пастбища. Видно было, что они вдоволь наелись зеленой травою и с коровьим блаженством неспешно шли домой, благодушно обозревая знакомые окресности..
Один пользователь числился садовником лечебницы, как мне пояснили, и он с поразительной нежностью и лаской ухаживал за розами, цветущими у входа в лечебницу. Также мы, мой проводник и я, проходили мимо полей и огородов, на которых уже дозревал богатый урожай, и пользователи вовсю трудились, готовясь к осени. Конечно, работать в поле, в саду, на огороде несколько сложно для таких особенных людей. Но я заметила, что многие из них это делали с нескрываемым неподдельным удовольствием. Я спросила одного из работающих пользователей, не тяжело вам выполнять эту работу. Он ответил, что каждый день с нетерпением ждёт урочный час, когда можно выйти на поле или прополоть огород. Это для меня не только работа, добавил он, а моё спасение - маленький смысл моей горькой, но по соему прекрасной жизни. Тут мой собесдник наклонился с тихой приветливой улыбкой на одухотворённом лице, взял лопату и начал окапывать яблоню, на ветвях которой красовались крупные налитые яблоки. Здесь я забываю о своём недуге, продолжил он, окапывая дерево, В силу обстоятельств, говорил пользователь, я удалён от мира людей, которые относятся ко мне со страхом и предубеждением. Здесь же, наедине с природой, я чувствую себя на равных - окружающий меня мир и я сам, мы одиноково уважаем и ценим друг друга, находим общий язык. Работающий человек остановился, выпрямился, поглаживая натруженными руками отполированный черенок лопаты, внимательно посмотрел мне в глаза и сказал: "Вы только не смейтесь. Я часто разговариваю с небом и землёй, с травами и деревьями, и они отвечают мне взаимностью, чего не было в большом мире людей". И он показал рукой на богатые плоды: "Вот посмотрите, какие красивые яблоки уродились в этом году, аж душа радуется - я всю весну, как за ребёнком, ухаживал за этим деревом." Он змолчал, снова взял лопату, принялся за работу и заключил нашу беседу: "Человеком не нужно становиться, им надо оставаться".


Наргис Нажмутдинова, Андрей Сметанкин, Республика Таджикистан, г. Душанбе.










 
       


Рецензии