Три копейки - медный грош

Вы бывали когда-нибудь на «блошином рынке» в Твери? Думаю, едва ли, а зря. Это место, где можно купить канарейку за копейку, а можно и ведро навоза за рупь. В общем, как фишка ляжет.


У меня-то работа такая, езжу вот по таким провинциальным «блошиным рынкам» в поисках антикварных редкостей по бросовым ценам. В Москве-то хрен чего уже найдешь, до фига все умные стали, цены держат на уровне, нажиться негде. А вот отъедешь километров за 200, так уже и есть шанс найти что редкое, машинку «Зингер», утюг, икону или горстку екатерининских пятаков да за смешные деньги. А потом в Москве продашь в три раза дороже, вот на те два процента и живешь. Ну а чё? Нормально, на бензин хватает.


Я-то больше в монетах шарю, чем во всех этих иконах, самоварах и прочей ржавой херне, поэтому всегда тщательно копаюсь в кучах ржавых эксгуматов в поисках рариков. Иногда везет, но чаще впустую убиваешь время и скупаешь весь этот цветмет одним махом за 100 рублей, а продаешь потом за 200, если повезет, да еще и ноги сточишь при этом до жопы...
Вот и в это воскресенье, приехав в Тверь, я лениво бродил между рядов развала на набережной реки Лазури. Из интересных вещей, которые стоило купить, видел патефон, старинные часы и чугунный утюг. Утюг и часы почему-то продавали только вместе, единым лотом, так сказать. Тащить их до машины было в лом, грыжа-то не казенная, поэтому позвонил Севе, но он сказал, что такого говна у него и так пруд пруди. Один хрен с горы пытался мне впарить живого козла, но после моего вопроса: «Ты на что, сука, намекаешь?», проворно свалил вместе с козлом.


И вот тут я увидел ту самую бабку, торговавшую старыми книгами, валенками и еще всякой шнягой. А еще у нее стояла майонезная банка со старой мелочью, еще, наверное, со времен своей молодости собирала, старая карга. Чисто из спортивного интереса заглянул в эту банку, ну так и есть, мелочь сталинских времен, копейки, двушки и трешки 50-х годов. Хлам страшный, идет за гроши, да и любителей на него немного. И вдруг среди этого хлама я увидел ЕЕ! Сначала глазам не поверил. Те, кто в рынке, меня поймут. Есть такая монета: 3 копейки 1950 года, штемпель которой сделан по модели предыдущих лет. Для случайного продавца она стоит 20 рублей по ценнику, потому что монеты этого года распространенные и есть даже в самой захудалой коллекции. А именно эта монетка обозначена уже в другом ценнике, для знающих людей, в 300 баксов. И это тоже сильно заниженная оценка, на удачливого дурачка. Потому что на самом деле, в последний раз живьем такую треху видел сам Федоров, автор самой известной книги по советским монетам. Это было лет 20 назад, когда он продал ее за эти самые 300 баксов (огромные по тем временам деньги) какому-то «малиновому пиджаку»,вообразившему, что он крутой нумизмат. Отказать было нельзя, пацан бы не понял. Где теперь этот брателла и где та самая монета, только Богу ведомо. Однако с тех пор ни у кого даже из самых авторитетных коллекторов эта монета не мелькала. Ее бы и считали мифом, если бы Федоров не сделал перед продажей ее копию в блокноте, он ее тупо карандашиком обвел, поскольку ни сканеров ни фотиков тогда еще не было. Вот в виде этого карандашного контура эта монета и была известна в нумизматических кругах. А тут – живьем!


Мля, надеюсь у меня при этой находке был не слишком охреневший вид, хотя бабка все равно небось слепая, не видит ни черта. Будь я неладен, если не куплю эту монету за любые бабки у этой бабки. Этот … калом бур, епть!
- Мать, а почем ты эту всю мелочишку торгуешь?

Бабка подняла на меня глаза. Нет, не слепая она ни разу, просто у нее глаза светло-серые и пронизывающие насквозь. Хотя и не злобные. Ну прямо как у нашей училки по литературе, которая вечно мне двойки ставила.
- Двадцать тысяч рублей, сынок. –добро улыбнулась она мне.


Та-а-ак… Это очень дешево за такую монету, если знать, что это за вещь, но это чересчур дорого за горсть монет, если не знать о ее истинной ценности.
- Да ты че, мать, уху ела что ль? Этой горсти хлама красная цена стольник, да и то ищи дурака.
- Так, сынок, не хошь – не ешь, – и улыбка такая добрая. Удушил бы гадюку!
- Ну у меня мальчишка монеты собирает (ага, тридцать лет мальчишке), хочу ему в подарок купить. Вот тебе стольник, бери, пока не передумал.
Она посмотрела на меня еще раз, с некоторой насмешкой:
- Сынок, ну кого ты хочешь обмануть? Двадцать тысяч рублей.


Я всегда торгуюсь за каждый рубль, а тут сразу понял, что не уступит ни копейки, сволочь. Ладно, думаю, хрен с тобой, монетка того стОит. Лезу в барсетку и обнаруживаю, что денег-то у меня только 18 «штук». Ипать-колотить! Что делать?
- Бабка, слушай, вот у меня тут восемнадцать, последнее тебе отдам, бери, не кривляйся. У тебя ж пенсия, небось 3 тыщи, тебе полгода на эти деньги жить.
- Ага, двадцать тысяч, сынок! – закосила под глухую ведьма.


А вот это уже говно-с, извините мой французский. Ну чё делать-то? Звоню камраду, Малышу. Уважаемый человек, серьезный. Два метра ростом и столько же в ширину, просто Малышев его фамилия, а погонялово Малыш. Толковый мужик, один из немногих друзей-коллег, кто никогда не подведет, не «кинет». Объясняю ситуевину, прихвати, мол, деньжат, на всякий пожарный. Малыш бросает все дела, едет ко мне, вот что значит друг. Ну и монетка интересная, продадим, прибыль распилим.


Сам около бабки стою, жду пока Малыш подъедет, присматриваю, чтоб не срыгнула никуда. Часа два еще стояли, ругались с ней, впрочем безрезультатно. Малыш – молодец, пулей домчался, нашел нас, подошел, достал из кармана деньги и говорит:
- На тебе, бабка, двадцать тыщ, и не люби нам тут мозг.
- Сынки, монетка-то пятьдесят стоит.


Тут мы уже присели оба, и если бабка была бы одна, то огребла она в торец, несмотря на свои серые глаза и седины. Но поскольку рядом шумели торговцы и покупатели, да и мент местный на меня уже поглядывал недобро, то такой вариант исключался. Первым пришел в себя Малыш, вот что значит, служил во флоте.

- Бабка, че за нафиг? Ты моему корешу час назад что сказала? Двадцать тыщ. Вот тебе двадцать и иди на хрЕн!

- Сынки, так ить уважьте бабушку, инфляция свирепствует, на похороны коплю, так ведь жизнь-то дешевеет.

- Да тебе жить-то, старая, осталось с гулькин кий, а будешь наглеть, так и того меньше!

- Ой, да вы меня не пугайте, а то милицию позову.
Решили во избежание скандала дать ей пятьдесят тысяч, да вот беда, оказалось, что у нас с Малышом на двоих было - угадайте сколько? Правильно, сорок девять! Мы переглянулись. А ведь как старуха узнала, сколько у нас денег на двоих? Ведь мы и сами не знали точную сумму.

Отошли перетереть проблему.

- Слушай, я начинаю думать, что эта бабка – реально ведьма, – говорю я.

- Да ну, бред свинячий. Так не бывает. Давай позвоним еще и Валере, пускай еще подвезет полтинник.

- Ага, а бабка скажет, что монета стоит стольник. Нет, не катит. Сдается мне, что-то ей надо, кроме наших денег.

- Ну да, епть, она желает нашей крепкой мужской любви.

- Или наши бессмертные души, гы-гы.

- Бабуль, - обратились мы к ней, - так что ты хочешь в итоге?

- Сынки, я ж вам цену назвала уже.

- Давай начистоту, ты ведь хочешь денег заведомо больше, чем у нас есть на текущий момент, так?

- А ты догадлив.

- Значит, ты хочешь чего-то еще?

- Да, вы ребята умные, и уже отгадали, что мне надо.

- Ха-ха, Колян (это Малыша так зовут), она и впрямь хочет плотских удовольствий!

- Да нет, вы там про бессмертные души что-то говорили.

Ну вот, допились на нумизматических сборищах, подумал я. Помнится, одному товарищу лет триста назад предлагали за душу целый мир, а нам вот – уникальную, но все-таки только одну монету.

- Че-то больно дешево хочешь, бабка! – захохотали мы, - подавай нам полцарства как минимум!

- Так ить, сынки, я ж говорю, жизнь дешевеет, и душонки ваши тоже. Скажите спасибо и на этом. Ну так что, уже будете покупать, или я домой уже пойду?

- Изыди! – Хором закричали мы.

***

Всю обратную дорогу до Москвы мы хмуро молчали.

- А ведь надо было ее подстеречь, дать по жбану, да и забрать монеты, - выдохнул Малыш, когда мы подъезжали к МКАД.

- Надо было бы, да только выиграла бы она тогда и получила бы души наши на халяву.

- Так мы бы ей денег оставили, сколько она за монету просила.

- Ну ты же сам понимаешь, что это был бы все равно грабеж, а значит мы не правы, и бабка
или кто она есть на самом деле получила бы то, что просила.

- А пожалуй что и так. Только все равно жалко, что такую редкость упустили.

- Мужикам-то будем рассказывать?

- Да, а чего бы и не рассказать?

Короче, мужики, если кому эта монетка все-таки глянулась, приезжайте в Тверь в субботу на ярмарку, что на набережной реки Лазури, ну, рядом с рынком, там найдете. Ищите сероглазую бабушку-божий одуванчик, а ежели найдете, от нас ей тоже, хе-хе, кланяйтесь.


Рецензии