Советский конструктивизм и неоклассицизм в таганро

Таганрог как город существует уже почти 240 лет, с 1769 года. За это время он, переживая разные эпохи в жизни России, естественно отразил их все в своем облике. И сегодня, гуляя по его улицам и площадям, мы все эти эпохи и их архитектурные стили и формы видим воочию. Правда, чаще всего историки и экскурсоводы обращаются сейчас к временам давним, дореволюционным, а зря. Негоже не замечать совсем немалый исторический отрезок в жизни нашего города или делать вид, что ничего этого не было. Я имею в виду 20-30-е годы ушедшего уже в историю суматошного удивительного XX века. Этот период характеризовался интенсивными поисками новых путей в архитектуре и градостроительстве, отвечавших новому социальному строю и его идеологии.
В архитектуре период 20-х - начала 30-х годов характеризуется интенсивными поисками новых путей, отвечающих новому социальному строю и его идеологии. В первой половине 20-х годов, когда практическое строительство еще имело весьма ограниченные масштабы, особенно широко разрабатывались в проектах различные типы зданий и новые архитектурные формы. Наряду с традиционными типами внимание архитекторов привлекали такие новаторские объекты, как дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны и др., в самом названии которых сказывались характерные для эпохи идейные и социальные устремления.
В поисках стиля архитекторы остро чувствовали несоответствие революционных тенденций эклектическому наследию старой архитектуры; новаторские формы часто рождались как символы ниспровержения старого и утверждения социального прогресса. Наряду с формальными средствами, такими, как объемно-пространственная экспрессия, динамика членений и другими, которыми архитекторы пытались выразить пафос героических преобразований, в архитектуре глубокую проработку получают социально-функциональные вопросы. Изучаются функциональные потребности людей и в соответствии с общей программой преобразования общества определяются рациональные решения для различных типов зданий. При этом функциональный метод, как правило, базируется на достижениях науки и техники. Сочетание функционального метода с поисками новаторских форм, опирающихся на прогресс строительной техники, является характерной особенностью самого влиятельного стилевого направления советской архитектуры 20-х - начала 30-х годов - конструктивизма.
Архитектурный конструктивизм зародился в первые годы Советского государства. Теоретическое кредо конструктивизма начала 20-х годов основывалось на так называемом производственном искусстве, т. е. искусстве, создающем материальную среду с помощью новых технических средств. Применительно к архитектуре, их художественно-композиционная система шла от эстетизации конструкции - основы членений и объемно-пространственного построения здания. «Вещи, создаваемые современным художником, писал в 1922 г. лидер конструктивизма А. Веснин, - должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности, построенными по принципу прямой и геометрической кривой и по принципу экономии средств, при максимуме их действия».
В дальнейшем, архитектурный конструктивизм полностью включает в себя и функциональный метод как основу творчества, а влияние научно-технических достижений на архитектуру последователи этого течения видели не только в освоении новых конструкций, но и в изменении самого творческого метода архитектора. Один из идеологов конструктивизма М. Гинзбург считал, что архитектор должен овладеть рациональными приемами проектирования, свойственными конструктору, и «тогда архитектор почувствует себя не декоратором жизни, а ее организатором... подсознательное, импульсивное творчество должно будет смениться ясным и отчетливым организационным методом». Следствием рационализации творческого процесса должна стать всемерная стандартизация строительного производства - основа массового изготовления машинным путем архитектурных и конструктивных элементов. Художественную форму конструктивисты ставили в прямую зависимость от функциональной и конструктивной структуры.
Принципы конструктивизма, сложившиеся в начале 20-х годов, формировались в атмосфере активных революционных преобразований. Их социальная заостренность, связанная с необходимостью быстрейшего решения насущных материальных проблем, способствовала их влиянию в тот период. Это течение стало господствующим в СССР.
В СССР архитектура впервые в истории была поставлена на службу всему народу, удовлетворению его растущих материальных и духовных потребностей. Потребности социалистического общества определили главные направления поисков советских архитекторов и градостроителей. Уже в 20-х гг. создавались жилые дома и общественные здания новых типов, отвечающие вновь возникшим социальным функциям (дворцы культуры, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли). Строились жилые дома с обобществленным бытовым обслуживанием (т.н. дома-коммуны). Целесообразная организация внутреннего пространства здания определяла группировку его объемов. Приобрел художественную значимость принцип ясного выражения социальной роли постройки и ее структуры.
Уделяя большое внимание социальным проблемам архитектуры, конструктивисты экспериментировали над типами жилья, отвечающего потребностям нового быта и использующего методы рационального проектирования - стандарт, модульность, экономичность технического и планировочного решения и т. п.
Поиски новых типов коллективного жилья привели также к строительству в Москве, Ленинграде и других городах домов-коммун, общественного обслуживания (столовая, клуб и т.п.). В области массового жилища широкое внедрение получил секционный тип дома с секциями из четырех или двух квартир на каждом этаже. И, естественно, все это было и в Таганроге. Здесь немало памятников архитектуры, созданных в конструктивистском стиле. Первые из них появились в конце 1920-х годов.
Клуб металлистов (бывший клуб имени Сталина) построен в Таганроге в духе конструктивизма одним из первых совместно с заводами - инструментальным, ныне комбайновым, и «Красным котельщиком». Начало проектных работ относится к 1923 году. Автор проекта - архитектор М.Ф. Покорный. Его предполагалось возводить из нового модного материала - железобетона, но его не хватило, и тогда клуб возвели из кирпича разобранной Новомихайловской церкви, находившейся неподалеку, на месте нынешнего молзавода. Работы велись по типу нынешних субботников, клуб возводился молодежью города. Здание Дворца культуры комбайностроителей (так теперь называется бывший клуб) в плане напоминает гаечный ключ, что является символом мирного труда. Так в Ленинграде в эти же годы был построен Дворец культуры имени Кирова, в плане - скрещенные серп и молот. Главный вход акцентирован полуциликдрическим фасадом вестибюля и фойе второго этажа. Металлические оконные переплеты подчеркивали «индустриальность», а не жилой характер здания.
«Круглый дом» по улице Свердлова, 107 построен в Таганроге в 1929 году по проекту архитектора Боголюбова. Этот жилой дом завода «Красный котельщик» символизирует коммуну: в те годы шли поиски варианта идеального жилого дома. Поисковый характер проекта трехэтажного дома проявился и в конфигурации, и в планировочной структуре, и в конструктивном решении. Дом напоминает пчелиную соту: минимум строительного материала и максимум жесткости и прочности. Общий балкон; тесный, совершенно круглый двор; ванные, предназначенные для семи семей (потом были «захвачены» ближайшими к ним квартирами).
Это был первый в СССР круглый дом. Через два года аналогичный был построен в Одессе, но, несмотря на экономичность и оригинальность, в жизнь «не пошел»: благодаря хорошей акустике дворового пространства, личная жизнь каждой семьи становится достоянием всей коммуны. Здание кирпичное, окна горизонтально вытянутые; их ленточный характер подчеркивался темноватым колером простенков. Когда-то я слышал от кого-то из старых краеведов, что предполагалось построить еще три аналогичных дома по этой улице, чтобы в плане можно прочитать знакомую и любимую аббревиатуру «СССР». Было ли так на самом деле, или это просто красивая легенда?
Дом актера по улице Фрунзе, 55 выстроен тогда же. Шестиэтажное здание вынесено на красную линию застройки не главным фасадом, а торцом. По тому времени это был смелый шаг архитектора. Дом был предназначен для артистов таганрогских театров и местного симфонического оркестра. Архитектор считал, что работникам искусств незачем тратить время на домашнюю кухню, и устроил в цоколе здания ресторан; в квартирах кухни не были предусмотрены. Однако на деле оказалось, что семейный бюджет актеров вынуждает их игнорировать общепит: денег на питание в ресторане не хватало. Поэтому в экстренном порядке одна из комнат каждой квартиры была потом переоборудована под кухню. Серый оштукатуренный фасад здания дошел до наших дней в первозданном виде.
К числу конструктивистской архитектуры в Таганроге относятся 40-квартирный дом металлургов на улице Дзержинского, двухэтажная застройка по треугольнику улиц Инструментальной, Свободы и переулку Красногвардейскому. Всего за 2 года с 1925 но 1927 г, были построены девятнадцать двухэтажных кирпичных домов, и 105 семей авиастроителей въехали в новые благоустроенные квартиры. Еще весь город пользовался водовозками и в лучшем случае водоразборными колонками на улицах, а здесь водопровод пришел в каждую квартиру. Здесь же в глубине этого жилого комплекса потом был возведен детский сад-комбинат. Сдан этот жилой городок был к 7 ноября 1927 года и естественно получил название «10 лет Октября». По фасаду некоторых домов по Инструментальной улице и сейчас можно прочитать цифры «1926», «1925», «1927». Это годы постройки этих зданий. В таком лее стиле построены дома городка инструментального завода и ряд других.
Интересен кинотеатр «Октябрь», на пересечении улицы Александровской и переулка Антона Глушко, построенный в 1938 году, типично в стиле конструктивизма.
Жилой полукруглый дом на Банковской площади, возведенный на месте разобранного мужского греческого монастыря в 1933 году. Этот дом был специально построен для американских инженеров, приехавших с семьями на авиационный завод имени Димитрова, тогда, когда на нем осваивали новейший и очень технологичный американский гидросамолет PBY4.
Огромный размах промышленного строительства в годы первой пятилетки позволил архитекторам особенно широко применить новые принципы. Конструктивисты считали, что инженерные сооружения и промышленные здания, в архитектуре которых преобладает утилитарная сторона, а конструктивные формы могут выступать во всей своей обнаженности, должны стать важнейшей областью формирования современной архитектуры,
Конструктивизм оказал решающее воздействие на становление советской архитектуры. Однако особая социальная заостренность конструктивизма была в тесной связи с социалистическими преобразованиями в СССР, что придавало этому направлению жизненную силу и прогрессивность. Вместе с тем в ряде случаев, особенно в массовом строительстве, проявлялись и некоторые негативные стороны конструктивизма. Тенденция к геометрической простоте форм и конструктивной правдивости иногда перерождалась в своеобразную стилизацию — «конструктивный стиль», основывавшийся на поверхностном восприятии ряда конструктивистских приемов, превращавшихся в примитивно трактуемые штампы и каноны.


Рецензии
"«Круглый дом» по улице Свердлова, 107 построен в Таганроге в 1929 году по проекту архитектора Боголюбова. Этот жилой дом завода «Красный котельщик» символизирует коммуну: в те годы шли поиски варианта идеального жилого дома. Поисковый характер проекта трехэтажного дома проявился и в конфигурации, и в планировочной структуре, и в конструктивном решении. Дом напоминает пчелиную соту: минимум строительного материала и максимум жесткости и прочности. Общий балкон; тесный, совершенно круглый двор; ванные, предназначенные для семи семей (потом были «захвачены» ближайшими к ним квартирами).
Это был первый в СССР круглый дом. " (Сергей Емельянов)
======================
Возражаю! Не первый.
Дом Мельникова (Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова) был построен в 1927—1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве по проекту выдающегося советского архитектора Константина Мельникова для себя и своей семьи.

Смотрим здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0

Екатерина Сергеева   02.12.2008 00:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.