3- Что с того, что они высоко? - Александр Плэчинт

       (сказка из книги "В объятиях Вселенной")

       Когда наступила весна и немного потеплело, многолетняя трава, растущая под высоким, могучим дубом на изумительно красивой поляне, сразу же зазеленела... В это счастливое для нее время Солнце по-матерински от рассвета до заката грело, ласкало и обнимало ее своими золотистыми лучами. Травиночки в эту пору, стройно выпрямив свои гибкие тельца, как шаловливые девчонки, с раннего утра до позднего вечера шептались между собой о чем-то интересном и веселом. Они затихали только вечерами, завороженные пением соловьев.
Этот счастливый для них период был совсем коротким, меньше месяца...
       А тем временем почки дуба были готовы вот-вот распустить свои листочки. Сначала листья были маленькими, через них еще прорывался солнечный свет к траве. Но с каждым днем листья становились все больше и больше, и золотистые лучи, в которых раньше купалась трава, все реже и реже нежили ее...
Не хотелось листьям дуба делиться светом Солнца ни с кем, все себе и только себе... Да что тут говорить? Они даже между собой не могли найти общий язык: часто ругались, почему одних Солнце больше любит, чем других?
       Через некоторое время, когда им стало все труднее бороться друг с другом, доказывая свою правоту в одиночку, они, как люди, сговорились и образовали четыре силы: северную, южную, восточную и западную, постоянно враждующие между собой. Какие только скандалы не устраивали они там, наверху!... Часто дело доходило даже до драк! Нет-нет, не из-за того, что они переживали за судьбу травы. Все из-за ревности, из-за гордыни, из-за нежелания понимать друг друга... А ведь могли бы жить в мире и согласии: ведь они дети одних родителей - Земли и дуба...
       А что трава? Она осталась без солнечных лучей. Трудно ей стало, больно и обидно выживать в таких условиях. Однако добрая, мудрая по своей натуре трава усмирила себя мыслями, значит, судьба у нее такая, не стала она роптать на свою долю, а довольствовалась тем малым солнечным теплом, пробивающим с трудом себе дорогу между жадными до света листьями дуба.
       А что оставалось траве делать? Разве могла она, хрупкая и беззащитная, росточком всего лишь в несколько сантиметров, спорить с гигантом дубом, у которого такая мощная крона? Ведь закон Природы жесток: кто выше, кто сильнее - тот и побеждает. У остальных выбор такой: либо смириться, приспособиться и выжить, либо погибнуть...
       В таком несправедливом мире и жили они, трава и листья дуба...
Листья, несмотря на каждодневные скандалы, чувствовали себя, как ни странно, уютно: они к распрям уже привыкли... У них же нет сердце, нет души, чтобы болела, а примитивный разум им подсказывал, чтобы наслаждаться жизнью, нужно цепко держаться за ветки и валить свое недовольство на соседние листья...
       Казалось, что их блаженство вечно... Глупые, они забыли, что там, высоко, находятся временно, что уж дни их сочтены.
       Наступила осень... Схватки не прошли бесследно: листья дуба стали жухнуть, коричневеть, так им не хотелось прощаться со своими мягкими, удобными креслами – ветками деревьев, на которых они гордо и уверенно сидели, ущемляя малые желания травы...
       Осенний ветер все чаще раскачивал крону дуба, и листья поняли, что пробил час расставания с прежней безмятежностью. Каждый со своим горем и в своем одиночестве падал и падал, медленно кружась, опускаясь вниз, закрывая полуживыми телами истощенную блеклую траву.
       Нелегко было обессиленной траве держать на себе толстый слой желто-коричневых дубовых листьев, но держала и терпеливо молчала.
       Смотрела смиренная, мудрая трава на бездушные и ничтожные листья дуба и думала: "Вы были красивы, горделивы, жадно рвались вверх, вот жизнь ваша прошла в ссорах и раздорах. Что от вас осталось? Труха."
       Лучи солнца опять, как ранней весной, грели и ласкали траву, хотя она чувствовала, что это счастье будет недолгим, потому что все опять повторится, и не роптала, как прежде, на свою судьбу...

Рисунок: Александр Плэчинтэ


Рецензии
Александр, Ваши иллюстрации притягивают, завораживают. Глядя на них, не перестаешь удивляться необычайных композиций рисунков, Вашему умению выразить тонкое чувство формы, гамму цветов, выделение главного среди, на первый взгляд, второстепенного. Ваши иллюстрации к рассказам, сказкам, трехстишиям дополняет их и способствуют лучшему восприятию прочитанного. В каждой из работ чувствуется частица Вашей души и сердца , в них вложен глубокий смысл, они сочные, яркие.
Глядя на Ваши работы, возникает мысль, что Вы испытывает необходимость рисовать таким же образом, как потребность дышать.
Сашенька, чувствуется что Вы живет в созданным вами же удивительно красочным и красивым миром красок, который давно стал для Вас реальностью и комфортно чувствуете себя в нем, и, таким образом, через свои добрые картины, непринужденно убеждает нас поверить в реальность этого неординарного мира.
Учиться рисовать или писать красками это значит учиться видеть. На первый взгляд, такое утверждение покажется странным. Мы можем ясно различить номер автобуса на очень большом расстоянии. Но это не значит, что мы можем стать художниками. Если бы все дело заключалось в том, чтобы отчетливо видеть подробности натуры, то мера таланта определялась бы в диоптриях, как сила зрения.
Фотографический аппарат, например, обладает прекрасным зрением. Но это механическое зрение. Человек воспринимает окружающий мир иначе, а художник тем более. Как художник видит окружающий мир? Его видение связано с его мировоззрением, с его живым чувством, с его отношением к увиденному. Зрение художника является творческим. "Я вижу сердцем так же, как и глазами", говорил замечательный живописец Камиль Коро.
Для Вас, Александра каждый стих хойку - это огромная перспектива движения вперед. Перед вами открывается вся глубина этих трех строчок, в этих словах Вы сразу же видит цвет утреннего неба, Вы чувствует ритм часов, Вы ощущает запах цветов, улавливаете движение бабочек, это все захватывает Вас. Вы может увидеть ту красоту, которую мы не замечаем, которая бывает каждый день и кажется для нас обыденной. Сашенька, Вы каждое слово делаете видимым глазу. Это просто чудо, это открытие.
Мы не знаем, как долго Вы работали, делал ли наброски, писал ли этюды с натуры, сидел ли у себя в мастерской за мольбертом или компьютером, сколько бессонных ночей Вы провели над созданием того или иного рисунка и сколько души и любви в него было вложено, но однажды взяв в руки книгу, мы произнесем простые и понятные слова от увиденного:
- Смотрите, этот мотылёк выглядит как живой, а эта ветка сирени пахнет, я даже ощутила её запах, а лебедь, ведь глядя на лебедя проносится в голове масса мыслей о боли физической и душевной , которую испытывает эта гордая и красивая птица, а утренний рассвет, не выключенная лампа, и окурок сигареты, наверное человек, сидящий за этим столом был чем то так озабочен, что даже не погасил лампы, что у него в душе для нас так и останется загадкой, все эти рисунки наполнены глубоким внутренним смыслом и настолько реалистичны, что трудно оторвать свой взор, хочется смотреть и смотреть!
Создать картину, вполне убеждающую зрителя, дело очень трудное, доступное большому мастеру. Но ведь и у мастера, и у начинающего любителя одни и те же цели: донести до зрителя, до простого несведущего в искусстве человека реалистичность изображаемого. Вот этот активный, заинтересованный взгляд на окружающий мир это особое свойство таланта, которое развивается упорным трудом. Творчество как бы заново открывает перед художником привычные предметы и явления и нужно обладать большим талантом, чтобы передать всю правдоподобность изображаемого на бумаге.
Александр, Ваша работа важна не только тем, что помогает увидеть и полюбить краски и свет, а тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его рисунков мы тоже начинаем это видеть и удивляться, что не замечали этого раньше. Ведь в действительности это необыкновенность обыкновенного, и то что Вы может увидеть красоту в простых повседневных явлениях, найти для выражения этой красоты "большой стиль" и является показателем Вашего таланта, таланта- художника.
Все любят природу, но не каждый умеет заметить содержательность повседневного, значительность, казалось бы, простых пейзажных мотивов. Богатый пластический сюжет может заключаться и в незатейливой группе деревьев и крестов на деревенском погосте, и в повороте дороги уводящей в вечность, и в кусочке заходящего солнца на фоне багрового неба , и утреннем рассвете, увиденного в окошке.
Заметить в хороводе ночных мотыльков тот миг, который затем унесет их в небытие Стрелками часов и тропинке уходящей в даль, дающий понять о быстротечности -человеческой жизни. А как красива его весенняя песня, в которой сочно-изумрудные стебли бамбука тянутся ввысь, стремясь к теплу, к солнечному свету извещая нас о том, что все живое пробуждается от зимнего сна и жизнь продолжается, она вечна.
Мы часто не замечаем глубину и сложность жизни, это подвластно только людям с тонким художественным вкусом, который может почувствовать всю глубину передаваемого сюжетного рисунка, и подумайте, ведь как должно быть развито воображение у человека, чтобы с помощью рисунка передать всю суть, заключенную, всего лишь в нескольких словах?! Многие думают, что можно постичь тайну живописи научившись техническим приемам и правилам работы с красками.
Да, существуют определенные приемы и технические правила, но не с них начинается творчество. В первую очередь важно развить в себе способность видеть окружающее глазами художника, способность быть наблюдательным и памятливым.Наблюдательность это направленное внимание, при котором отбираются и запоминаются яркие зрительные образы. Рисунок не случайно называют размышлением с карандашом в руках, сокровенной беседой художника с натурой. "Рисовать значит рассуждать", утверждал Чистяков. Живую линию рисунка сравнивают с кардиограммой, подмечая биение сердца художника в каждом штрихе. Сашенька, Вы рисуете, как будто бы играет, самозабвенно, искренно, занимательно. И поэтому Ваши рисунки на редкость убедительны.
Очень простые и обыкновенные сюжеты, но они настолько интересны и выразительны, настолько богаты в красках, что не могут не оставлять в наших сердцах добрые чувства и радость за красоту окружающего мира. И благодаря Вашей способности осознавать мир и себя в этом мире, Ваши работы очень живые и искренние.
С уважением Ольга Титишова. ( Просто Принцесса, Донецк , 46 лет)

Принцесса-Несмеяна   05.05.2009 19:03     Заявить о нарушении