Моя Чеховка

       Моя Чеховка.

       Около деревень Ябедино,Шелковая Гора и дач НИЛ Московской области стоит как
 букет огромных однотонных цветов, зеленый, высокий холм, словно кусочек от большого леса оторвался и встал на это место. Вокруг холма течет река Малая Истра.
       Впервые, я увидела это место, называемое в народе Чеховкой, в 1940году, когда однажды летом мама послала меня к отцу на работу за получкой. Отец тогда работал в МТС (машино-тракторная станция), и эта МТС находилась недалеко от Чеховки. Было мне тогда четырнадцать лет, а жили мы с родителями в Истре на улице Пушкина.
Я слышала, что где-то есть Чеховка, а где именно, не знала. По подсказкам людей я вышла в путь и пошла по Волоколамской булыжной дороге, прошла Ново-Иерусалимский музей и отправилась дальше. Машины тогда ходили очень редко, и мне ни одной не попалось за все время пути. Я прошла станцию Ново-Иерусалимская, вышла опять на дорогу, перешла деревянный мост через речку Маглуша напротив села Лучинское и, через несколько шагов, свернула с дороги и ступила на тропинку, которая привела меня к аллее, отходившей от Волоколамской дороги.
       Я вошла в темную липовую аллею и стала любоваться ею. Кудрявая аллея плотной стеной стояла по обе стороны дороги, и я шла, как в лесу. Вдруг аллея кончилась, и я оказалась перед густым лесом, дальше дорога поднималась в гору. И опять я шла, словно густым лесом, взбираясь по грунтовой дороге на вершину холма. Запах леса с густым ароматом лесных цветов разливался отовсюду, приятно было идти и легко дышать. На развилке дорог я остановилась, одна дорожка сворачивала направо, а вторая шла прямо. «Куда мне идти, кругом лес?»- подумала я и наугад свернула направо и пошла по этой дороге. Через некоторое время увидела слева несколько небольших, ветхих деревянных домиков и сараев, около домов играли дети, двигались люди. Я направилась к одному из домиков, возле которого на скамейке сидела пожилая женщина.
- Скажите, пожалуйста, как мне пройти к МТС? - спросила я ее.
- Вернись на дорогу, девочка, на широкую, с которой свернула, и иди по ней, увидишь мостик через реку, пройдешь по нему, потом иди прямо в гору к церкви, недалеко от церкви увидишь МТС.
 -Спасибо, - поблагодарила я женщину и повернула к прежней, широкой дороге.
Скоро я увидела деревянный мост, затем дорога поднималась в гору. Церковь сияла куполами, напротив церкви расположился дом отдыха «Золото-платина». Позже он был переименован в дом отдыха имени Чехова.
МТС я нашла быстро, недалеко от церкви.
       Папа встретил меня, улыбаясь, и повел пить чай с колбасой и хлебом.
-Папа, а где Чеховка? - спросила я его?
-А вон тот холм за мостом и есть Чеховка, - сказал он.
Затем он достал из кармана деньги, завернул их в носовой платок, вложил мне в руку и сказал:
- Не потеряй, дочка, это моя получка за полмесяца.
Я пообещала не потерять, и пошла домой опять той же, теперь знакомой мне, дорогой. Шла я тогда, ничего не боясь, в то время ходить далеко пешком было обычное дело, и хоть днем, хоть ночью - не страшно.
Машин я опять не видела, только изредка попадались извозчики на лошадях. Городок Истра в то время был тихий и уютный, у каждого дома обязательно много сирени, такой аромат стоял, что хотелось дышать и дышать. Фруктовых садов в то время тоже было много, а в некоторых палисадниках росли цветы.
       До дома я дошла благополучно, отдала маме деньги, а она выдала мне сорок копеек на мороженое нам с сестренкой. За мороженным мы с сестрой побежали бегом.
       Второй раз я побывала в этой Чеховке в январе 1945г. Война кончалась, и страха ходить по улицам уже не было. Люди чаще улыбались, шутили, поступали на работу. Жизнь будет лучше, все это знали.
       В Чеховку я пошла по той же дороге, что и в 1940году. После аллеи, поднявшись в гору, свернула направо, как и в первый раз, и пошла вперед по дороге. Дойдя до небольшого желтого домика, я обошла его кругом. «Такой аккуратный домик»,- подумалось мне. За домом открывался вид на большой холм через реку. На холме белела церковь с золотыми куполами, вспомнилось мне, как ходила к отцу, которого уже не стало. Он умер в первый год войны, вскоре за ним ушла и мама. «Царствие, вам небесное!» - прошептала я, глядя на купала, и перевела взгляд вниз. Крутой обрыв уходил далеко вниз. Тонкой змейкой извивалась речка. А дальше до самой дороги к церкви белело поле с черными островками земли. С трудом оторвав взгляд от поля и соседнего холма, я пошла по дороге вдоль обрыва и вскоре вышла к большому, желтому зданию с колоннами. «Вот это замок, - подумала я. - Чей же такой красивый?»
Со мной поравнялся мужчина, шедший сзади, и сказал, как будто прочел мои мысли:
- Это бывший замок Саввы Морозова, он построил его для своей подруги еще до революции. А его подруга построила для своего друга писателя А. П. Чехова вон тот небольшой желтый домик, который мы только что прошли. Но писатель так и не жил в нем, - продолжал мужчина.
- Потому, наверное, и весь холм зовется Чеховкой? -спросила я.
- Наверное, - ответил мой новый знакомый. - А сейчас тут все районное руководство работает.
- Мне туда и надо, - сказала я.
В этот момент мы подошли к двери здания, мужчина помог мне открыть дверь, пропустил меня вперед, и мы оказались в холле.
-Вам куда? - спросил он.
-В исполком.
-Идите по коридору прямо и увидите надпись на двери.
       Я нашла Райзо и вошла в помещение. Народу много.
Я спросила, у человека в военной форме, сидящего у ближайшего к двери письменного стола:
- Скажите, пожалуйста, где найти начальника Райзо?
Он показал мне дверь. Я в нее постучала и услышала:
-Войдите.
-Мне сказали в райкоме комсомола, что Вам требуется секретарь-машинистка, - начала я свой диалог.
Заведующий улыбнулся и сказал:
-Очень нужна. Пойдемте, я покажу Ваш рабочий стол.
Он подвел меня к столу и сказал:
- Это Ваше рабочее место.
Стол стоял недалеко от двери. На столе - телефон и пишущая машинка «Ундервуд». С этого момента я начала работать секретарем, быстро освоилась с работой, познакомилась с работниками. В этом же здании располагались и другие организации: райком партии, исполком, редакция районной газеты, столовая. На работу и с работы мы ходили пешком, транспорта никакого тогда не было.
       Зимой 1947 года из Морозовского замка все организации стали переселять в Истру. А само здание стали переоборудовать под спальные комнаты для детей. В восточной стороне здания в цокольном этаже оборудовали кухню, а на втором этаже столовую. Что тут будет за организация, пока никто не знал. А Райзо, где я тогда работала, разместили в Истре, сначала в Чеховской школе, где за два дня мы чуть не закоченели от мороза, а затем нас перевели в небольшой деревянный домик за больницей. Там я и проработала два года.
       В третий раз я попала в Чеховку в начале лета 1949года. Меня пригласили помочь принимать сотрудников для вновь открывшегося предприятия, организованного в Чеховке.
Я узнала, что здесь открыли школьный интернат для детей, и дети будут здесь учиться и жить.
И опять мое рабочее место оказалось в Морозовском особняке. Я вместе с двумя сотрудниками из Москвы, Павличенко и Дьячковым, работала в маленьком кабинете. Мы принимали на работу младший обслуживающий персонал: санитарок, официанток, нянь, уборщиц, кухонных рабочих, рабочих территории. Всем им выдавали анкету в несколько листов, и они заполняли ее. А вечером эти анкеты кадровики отвозили в Москву. Обычно через две недели привозили приказ о зачислении на работу.
А на самой территории Чеховки развернулось необычайно большое строительство. Строили корпуса и днем, и ночью. Строили и сразу же завозили оборудование, жесткий и мягкий инвентарь, зеркала с высокими тумбочками, мебель, кровати, постельные принадлежности, легкие шерстяные одеяла, стулья с шелковой обивкой, встроенные шкафы для одежды, ковры и картины для стен, ковровые дорожки для коридоров и лестниц, ковры для полов, настольные лампы, бра, люстры. Стелили ковровые дорожки в каждой комнате, коридорах и на лестницах. На стены вешали художественные картины в красивых рамах. Ставили зеркала. Натирали паркетные полы. Завозили спортивный инвентарь, музыкальные инструменты. Привозили и ставили скульптуры. Надо было успеть все закончить к первому сентября.
       Вскоре был построен изолятор, в который завезли медицинское оборудование, инструменты, постельное белье, халаты, лекарства. Достраивали два огромных спальных корпуса: один с широкой винтовой лестницей, с колоннами у входа, другой, недалеко от него, с многочисленными балконами. Это были спальные корпуса для детей с игровыми, спальнями на 2-3 человека со встроенными шкафами, залом, комнатами отдыха. Достраивалась трехэтажная школа недалеко от изолятора и проходной.
Построили также магазин и два жилых двухэтажных дома для сотрудников интерната. Через дорогу от спальных корпусов развернулось строительство детского сада со спальнями, игровыми и детскими площадками на улице. Детский комплекс для дошкольников был весь построен из одноэтажных, теплых финских домиков. Такие же домики были построены для проживания персонала детского сада. Завозили весь необходимый инвентарь для детского сада: игрушки, мебель, посуду, медицинское оборудование. Заведующая детским садом, Галина Николаевна Минаева, следила за всем сама, правильно ли оборудуют и украшают финские домики, всего ли достаточно. Сотрудники детсада привели в порядок территорию, разбили цветники и клумбы.
       В это же время на территории Чеховки достраивали большой гараж для служебных машин, баню, прачечную, гладильню, телефонную станцию, столовую для детей.
Строился большой спортивный стадион. Недалеко от него выстроили две теплицы для выращивания рассады цветов, необходимой для украшения территории.
       С первого августа начали приезжать по путевкам из министерства сотрудники из разных городов страны и из Москвы. Все они прошли конкурсный отбор и получили направление из Москвы.
Таким образом, для работы в школьном интернате приехали лучшие из лучших специалистов: врачи, педагоги, воспитатели, бухгалтера.
       Начали приезжать по путевкам и школьники. Поступающих детей тут же распределяли по группам и корпусам. Это делали две кастелянши, которых привез с собой первый директор, майор Бунчук.
Прибыли на место своей новой работы заместитель директора Левин Семен Абрамович, заведующая детсадом Минаева Галина Николаевна, учителя Молчановы, Афанасьевы, Филлиповы, воспитатели Елизарова, Богомазова, Лапирова, Игнатьев, Остапенко, Семенова, повар Римма Константиновна Каперина (Суркова), старшая пионервожатая Коробко Екатерина, супруги Скоркины, супруги Шемятовские, два баяниста, шеф-повар Липатов Сергей Александрович и другие работники.
Прибыл на работу В.А. Ширшов - музыкальный работник.
Всем специалистам, прибывшим издалека, директор выделил жилье: в новых двухэтажных домах и в одноэтажных финских домиках в отдельных квартирах со всеми удобствами поселились специалисты: врачи, учители, воспитатели, а младший обслуживающий персонал поселили временно в коммунальных квартирах и комнатах в общежитии. Комендант Крылов Иван Максимович ездил в паспортный стол, оформлял документы, раздавал ключи от жилья.
       Первого сентября 1949 года школа открылась. Воспитатели повели нарядно одетых детей в школу. В школе на лестничных клетках лежали ковровые дорожки. Окна большие и светлые, наполняли солнечным светом чистые, просторные классы, со стен класса на ребят смотрели портреты ученых. Перед школой состоялась торжественная линейка, после чего учителя повели детей в классы. И для детей началась жизнь под присмотром учителей, воспитателей и пионервожатой. Родители приезжали редко, раз в месяц.
       В школе учились дети разного возраста, и были практически все классы с первого по десятый. Детей отлично учили, хорошо кормили, пять раз в день, следили за их здоровьем и организовывали досуг. Так В.А. Ширшов организовал в школе детский хор и музыкальный коллектив народных инструментов. При школе был танцевальный кружок и музыкальный, в котором детей учили играть на различных инструментах. Воспитатели организовывали праздники с программой художественной самодеятельности. Детей на служебных автобусах нередко возили в Москву на выставки, концерты, в музеи и кинотеатры, на новый год - на елку в кремль. Работала пионерская организация под руководством старшей пионервожатой, детей принимали в октябрята и пионеры, проводили с ними идеологическую работу, направленную на укрепление учебы, дружбы, коллективизма и товарищества. На лето детей вывозили в летние детские лагеря на Черном море.
       Весной 1950 года агроном Лесничий Павел Спиридонович с командой своих рабочих-озеленителей принялся украшать территорию. Под его руководством сажали кустарники вдоль многочисленных дорожек, был посажен фруктовый сад между двумя спальными корпусами, сделаны большие клумбы, рабатки, цветники. Эти же рабочие по схемам и указаниям агронома высадили, выращенную в двух теплицах, рассаду цветов. Агроном заказывал семена и саженцы цветов и фруктовых деревьев самых лучших на то время сортов для паркового хозяйства в специальных организациях, занимающихся селекцией цветов и фруктовых деревьев.
Скоро все дорожки заасфальтировали, расцвели пышным, ярким цветом высаженные цветы однолетников и многолетников, вдоль дорожек аккуратной стеной зазеленели молоденькие кустарники. И вся территория школьного интерната словно засветилась от ярких красок цветов. Сверкали красно-огненным цветом ровные четырехугольники сальвии вокруг белых скульптурных композиций и памятников. Красовались фиолетово-желтыми шапками в крупных гипсовых вазонах анютины глазки. Бесконечными рядами тянулись вдаль флоксы, меняя свои расцветки. Белые флоксы сменялись розовыми, продолжались сиреневыми и вспыхивали вдали алым цветом. Блестели на солнце капельками воды розы с чуть раскрывшимися бутонами красных, белых, бордовых и желтых оттенков. Вдоль шоссе бесконечной лентой провожали к следующему корпусу и словно кивали вслед своими коричнево-желтыми шапочками стройные ряды бархатцев. Яблони приветливо протягивали молодые, зеленые ветви из сада. Вся территория школьного интерната превратилась в пышный, цветущий ковер из цветов, словно именно здесь образовался райский уголок. Среди зелени и цветов стояли, как нарисованные новенькие, ярко разукрашенные скамейки, и ажурные деревянные беседки.
       С ноября 1954 года Школьный интернат переименовали в Санаторно-лесную школу, а в декабре этого же года – в управление Истринским хозяйством. Майора Бунчука перевели в министерство, а на его место прислали нового директора школьного интерната – Рыжова Степана Николаевича. А управлением Истринского хозяйства, куда входил Санаторий, детский сад и школьный интернат, стал руководить, присланный из Москвы, Величко Николай Федорович. В дальнейшем вместо директора управления Истринским хозяйством была введена должность Главного врача, которому и подчинялся весь комплекс. На протяжении моей работы в Санатории «Истра» сменилось несколько главных врачей. Особенно мне запомнилась Матющенкова Зинаида Федоровна, когда я работала последние годы в этой организации.
       И началось рядом со школьным интернатом строительство санатория «Истра» для взрослых. И опять начались перемены. Меняли свое местоположение наша контора, бухгалтерия и другие службы. А дворец Морозова был переделан сначала в столовую для взрослых отдыхающих, затем полностью в лечебный корпус с кабинетами врачей-специалистов, процедурными и ваннами.
В этом корпусе было особенно красиво: на стенах богатые картины в красивых резных рамах, потолки высокие с лепниной, мягкая мебель в холле, развесистые пальмы в деревянных кадках, розовые гортензии в глиняных горшках, чисто-белые стебли каллы с крупными зелеными листьями в блестящих горшочках. На окнах белые шелковые занавеси с бахромой, собранные горизонтальными складками.
       Территорию, также как и при школьном интернате, привели в цветущий вид: были разбиты скверы, цветники, аллеи из кустарников. Отмеряны и отмечены табличками пешеходные маршруты для отдыхающих. Красивые скамейки, беседки и скульптурные композиции заняли свое место среди моря благоухающих цветов.
       Вскоре стали строить пятый корпус, клуб, предназначенный полностью для отдыха и развлечения отдыхающих и культурных мероприятий. Директором клуба был назначен Саморуков Сергей Сергеевич. На первом этаже в построенном клубе находились богато украшенные бильярдные, с мягкими диванами по стенам и большим бильярдным столом посредине комнаты, заделанным зеленым сукном. На столе сложены шары и два кия. Тишина и покой, редкие отдыхающие или сотрудники играют в бильярд. За густыми занавесями комнаты отдыха с диванами, креслами, картинами на стенах.
 На втором этаже зал для танцев, к которому ведет широкая винтовая лестница, с гипсовыми периллами, заканчивающаяся небольшим полукруглым балконом, на котором обычно располагался оркестр.
 Из танцевального зала три двери вели в кинозал. Там показывали кино, проходили концерты и разные культурные мероприятия. Приезжали знаменитости со своими концертными программами или лекциями, проводились концерты художественной самодеятельности сотрудников санатория или школьного интерната, выступал местный хор в русских костюмах. Жизнь била ключом в то время. Каждый день - новое культурное событие в Чеховке.
       А строительство все продолжалось. Теперь строили четвертый корпус для отдыхающих с палатами на двух или четырех человек на верхних этажах и медрегистрацией на первом. Медрегистрацией тогда назывался прием отдыхающих со всеми документами и их размещение по палатам. В стороне справа строился еще один новый корпус, будущая столовая с кухней. Вскоре и он заработал. Теперь целый корпус полностью принадлежал работникам питания. Внизу размещалась кухня, в подвальном помещении кладовые и холодильные камеры, на втором этаже большие светлые залы со столиками.
       После окончания строительства столовой администрация санатория начала строить отдельный бассейн со спортивным комплексом. Скоро он был построен и заработал. Теперь отдыхающие могли заниматься и лечебным плаванием. После этого были построены еще два корпуса внизу у реки. Но я уже в это время там не работала. Одновременно со строительством корпусов на территории санатория, велось строительство жилых домов, как на территории санатория, так и в Истре. И сотрудники получали отдельные квартиры. Очень жаль, что при этом пострадал спортивный школьный стадион в Чеховке. На его месте вдруг начали возводить жилые дома и строить теплицы, в которых стали выращивать сначала розы, потом помидоры и огурцы.
       Первые два санаторских дома для сотрудников были построены в Истре на Первомайской улице в 1960 году. Санаторий «Истра» один из первых среди других организаций района, стал строить жилые дома для своих сотрудников. Потом построили дома (финские) возле лесхоза и на улице Ленина возле гастронома.
       Всего я проработала в Чеховке 18 лет. И мне это место особенно дорого. И я до сих пор вспоминаю ту сказочно-цветочную красоту на территории, что меня окружала, и идеальный порядок на всей территории, и, конечно, своих сотрудников, врачей, учителей, бухгалтеров и многих других. Как много счастливого времени прошло у меня именно в этом месте, в прекрасной Чеховке. И какой райский уголок был в школьном интернате с 1949года по 1964год.
       Говорят, сейчас санаторий располагается всего лишь в одном из корпусов у реки. А остальные корпуса и здания уже пришли в негодность, и наполовину разрушены. Облупленные корпуса с трещинами на стенах, выбитые окна. На сбегавших к реке по крутому обрыву, когда-то величественных, белых лестницах растут кусты. Памятники и скульптуры разбиты. Нет великолепных, в своей архитектурной красоте, торжественных корпусов, нет царства цветов и ровных, аккуратно подстриженных аллей. Вместо них густые заросли одичавшего кустарника, среди темноты которых возвышаются выросшие за это время деревья. Те, кто приезжает сюда из бывших сотрудников, и кто видел раньше всю эту бывшую красоту, нередко плачут от вида запустения. Здесь прошла их молодость, работа, здесь были друзья. Знакомы все бывшие разбитые дорожки, и наводят они грусть, ведь перед глазами стоит красота прошлого. Как будто огромный великан небрежно прошелся по этим замечательным местам, все перепутал и разрушил.

Ф. А Канашева, Истринское общество "Наследие"


Рецензии
Интересная история про "Уголок Коммунизма", образцовый интернат-санаторий недалеко от Нового Иерусалима. Проект был красив, как и проект Нового Иерусалима знаменитого патриарха Никона. И конец его - так же печален...

Товарищ Хальген   03.10.2008 21:38     Заявить о нарушении
Благодарю, товарищ Хальген, что прочли мои воспоминания о строительстве школьного интерната, где я проработала 15лет. Теперь такой красотты нет нигде.До слез жалко.

Фаина Канашева   04.12.2008 17:57   Заявить о нарушении
Уважаемая Фаина, спасибо за статью, за мою встречу с детством, я воспитывалась в интернате с 49-54 г.

Светлана Михайлова 2   25.01.2010 22:44   Заявить о нарушении