Землетрясение

       

       Эта история произошла в самом начале восьмидесятых, когда я поступила на нефтяной факультет в Туркменский Политехнический институт. Начиналась только третья неделя сентября и первокурсники разных групп еще не совсем успели перезнакомиться между собой. Обычно же такие знакомства происходили на спаренных лекциях, особенно если лекции были скучными, а преподаватели лояльными.
       Курс лекций по общей геологии вел пожилой занудный преподаватель, который монотонно бубнил себе под нос, изредка подходя к доске и рисуя схему или формулу, а порой бросаясь совсем непонятными специфическими терминами. Но что-то выяснять и переспрашивать никто не решался, потому что от старшекурсников все знали, что у него лучше не высовываться, он не любит выскочек и умников, не признает дискуссий, требует чтобы в точности записывали все его лекции, совсем не понимает шуток, злопамятен, и если чем-то ему не приглянулся, будешь ты сдавать ему зачет до скончания века. Поэтому в аудитории у него всегда было тихо, все старались если уж не уловить смысл сказанного, то хоть успеть записать, а о знакомстве и разговорах приходилось забыть до следующей смежной пары.
       На этот раз тема лекции была интересной – землетрясения. Во всяком случае, многие студенты или сами хоть раз ощущали подземные толчки, или же слышали о землетрясении от своих родственников и знакомых, были даже и такие, чьи близкие погибли в результате землетрясения. Преподаватель развесил у доски плакаты, карты, и стал объяснять, что же такое землетрясение и о причинах его возникновения. Рассказал о колебаниях земной поверхности, вызванные быстрым смещением участка земной коры в момент деформации напряженных пород, когда превышается предел их прочности, об Архимедовой силе, об конвекционных потоках, о лунно-солнечных приливах, о цунами, о вулканических, техногенных и искусственных землетрясениях. О том, что в мире каждый год происходит сотни тысяч землетрясений, но к счастью большая их часть остается незамеченной из-за малой амплитуды колебаний, или же происходит далеко от береговой линии на дне океанов, об эпицентрах землетрясений, о приборах сейсмографах, о принятой в Советском Союзе шкале Рихтера и о многом другом.
       Несмотря на то что в аудитории было через чур душно, не помогали даже настежь открытые окна и дверь, студенты оживились и стали задавать вопросы, забыв о предупреждении своих предшественников. И в конце концов лекция превратилась в дискуссию. Преподаватель какое-то время смотрел на это спустя рукава, а затем состроив рассерженную мину гаркнул что есть силы, быстро всех поставив на место.
       - И в заключении поговорим о том, как нужно себя вести, если вы все же оказались в эпицентре землетрясения. Ну, что самое главное? - строго спросил он.
В ответ прозвучали варианты, что нужно встать в проем окон и дверей, отбежать подальше от строений, постараться оказаться на открытом месте, и т.д.
       - Самое главное не поддаваться панике, не создавать давки и оставаться человеком! - заключил преподаватель.
       В этот момент раздался странный гул, стены здания слегка закачались, пол поплыл из-под ног, началось самое настоящее землетрясение. Это оказалось настолько неожиданным и в тему, что все студенты как в ступоре остались на своих местах, в недоумении переглядываясь между собой, а преподаватель с резвостью мальчика в один прыжок оказался сначала на стуле, потом на подоконнике, а затем не задумываясь выпрыгнул со второго этажа, чем вызвал шок всех учащихся.
       Землетрясение было пятибалльным, довольно ощутимым, но без разрушений и жертв. Из всего института пострадал лишь один человек, преподаватель геологии. Он сломал обе ноги, неудачно приземлившись на бордюр между клумбой и тротуаром, да к тому же на долгие-долгие годы заработал себе дурную репутацию, как среди студентов, так и среди преподавателей. А в последствии первокурсники рассказывали, что тема землетрясения никогда им больше не упоминалась за весь курс лекций.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.