Холера ясна!

(К 30-летию со дня смерти Эдди Рознера)

Хорошо помню, как тридцать лет назад главный дирижер Театра эстрады Олег Федорович Шимановский сообщил мне о том, что в Западном Берлине умер Эдди Рознер. Сразу стало грустно, и память услужливо вплеснула в уши сочный тембр рознеровской трубы... Шимановский, знавший Рознера лично, углубился в воспоминания и долго говорил не останавливаясь, а я внимательно слушал, стараясь запомнить все до мельчайших подробностей. Вот тогда я и узнал про знаменитое рознеровское «холера ясна!», которое маэстро не стеснялся употреблять даже перед публикой.
Композитор Юрий Саульский, в молодости работавший в оркестре Рознера пианистом и аранжировщиком, вспоминал: «…Бывало так — Рознер всегда заканчивал первую часть "Сент-Луис блюз" каденцией, а я, подыгрывая ему фортепианными аккордами, вдруг несколько их модернизировал, что сбивало его с толку. Он оборачивался ко мне, бросал свое — "холера ясна!" и начинал шаг за шагом следовать за мной: играть на тех же аккордах. Тут я ему еще что-нибудь подбрасывал, а он развивал. И все это на сцене, во время концерта. Этакая незапланированная импровизационная беседа...Какая у Рознера была джазовая интуиция! Ему удавалось, не будучи современным музыкантом, в прекрасном стиле из этой игры выпутываться. А поскольку все происходило спонтанно, то на публику оказывало огромное впечатление. Люди понимали, ЧТО совершается на их глазах, и были восхищены. В те времена многие исполняли соло по нотам, лишь делая вид, что импровизируют. Рознер же был подлинным импровизатором. Конечно, и у него были заготовленные блоки, замыслы, приемы, но ведь многие прекрасные музыканты и по сей день поступают именно так. При этом каждый раз он исполнял нечто сугубо свое…Быть может, Рознер не настолько велик, чтобы стать рядом с Армстронгом или Гарри Джеймсом, но у него безусловно была определенная и очень яркая индивидуальность...»
Все процитированное - сущая правда, но с одной маленькой неточностью. Был в жизни Рознера момент, когда великий Сачмо сам поставил 23-трехлетнего трубача Эдди на одну ступеньку с собой. Было это в период гастролей Луи Армстронга по Италии, где в это же время находился и Рознер. Они встретились, сыграли джем-сэйшн, и расстались, весьма довольные друг лругом. На фотографии знаменитого трубача, подаренной в тот вечер Рознеру, есть автограф маэстро: «Белому Луи Армстронгу»…
Говорят, Рознер очень гордился этой надписью и даже увез фото с собой в эмиграцию. Об этом я узнал от немецких музыкантов джаз-оркестра «Черное и белое», с которыми мне довелось вместе работать в городе Галле. Четверо из них видели этот автограф собственными глазами.
Я давно ищу репродукцию этого фото, и если найду – обязательно опубликую в интернете в память о талантливом музыканте и дирижере Эдди Рознере, ознаменовавшем своим творчеством целую эпоху возрождения джаза в СССР.Это его оркестр озвучивал знаменитую "Карнавальную ночь" Эльдара Рязанова, Это его оркестр, но уже под руководством Анатолия Кролла, снялся в неповторимом фильме Карена Шахназарова "Зимний вечер в Гаграх", это его оркестр возглавляет сейчас Михаил Финберг в республике Беларусь. Проходят годы, меняются музыканты и дирижеры, но дух Эдди Рознера, холера ясна, будет жить в этом оркестре всегда.


Липецк
2006 г


Рецензии