Записка преподобного Пимена Угрешского

       Новые архивные находки

В последние годы ведётся активное изучение архивных материалов о Николо-Угрешском монастыре. Найдено множество ценных документов, проливающих свет на малоизвестные факты истории обители. Однако архивы таят в себе еще немало интересного.

       1. Автографы преподобного Пимена Угрешского

Уникальной находкой стала сохранившаяся в Российском государственном архиве древних актов рабочая записка преподобного Пимена Угрешского от 13 августа 1853 года. Обычно такого рода бумаги по окончании дел выбрасывали в корзину для мусора, но один листок размером 11х18 см случайно уцелел. Это тем более ценно, поскольку более значительные по объему тексты, написанные рукой преподобного, пока неизвестны. Во множестве имеются краткие, в одно-два слова, карандашные пометки о. Пимена на указах Московской духовной консистории (даты их получения), а также записи в черновиках ведомостей о монашествующих, касающиеся оценки поведения насельников, и подписи под официальными бумагами, составленными писарями: «Николаевскаго Угрешскаго монастыря архимандрит Пимен».
Известно, что преподобный Пимен в детстве и юности не получил регулярного образования. Он сам в шутку говорил, что учился «в академии у Пелагеи Егоровны» - так звали вологодскую портниху, в конце 1810-х годов взявшуюся обучать мальчика из купеческой семьи, но не преуспевшую в этом деле. Доучивался преподобный Пимен у своего двоюродного дедушки Федора Ивановича Скулябина, человека грамотного, всю жизнь работавшего приказчиком и бывавшего по торговым делам в Китае. В то время он был 80-летним старцем, но успел многому научить внука Петра Мясникова, будущего преподобного Пимена.
Духовный писатель Дмитрий Благово, много лет подвизавшийся в Угрешском монастыре на послушании «историка обители», отмечал, что архимандрит Пимен затруднялся самим процессом письма. Однако это касалось значительных по объему «Воспоминаний преподобного Пимена», богословских трудов (записанных Благово) и длинных деловых бумаг, подготовленных в канцелярии обители. Короткие записи рукой о. Пимена в одну-две строчки мы обнаружили в журналах Николо-Угрешского монастыря за 1858-1862 годы. Всего этих записей 31, в основном они касаются выдачи увольнительных билетов насельникам на деловые поездки, паломничества, свидания с родными. Видимо, о. Пимен не хотел затруднять канцеляристов и делал краткие записи собственной рукой. Но встречаются среди них и строки другого содержания. Так, 19 сентября 1858 года преподобный Пимен сделал сразу три записи подряд:
• о письме, касающемся постройки хозяйственных помещений на мясницком подворье в Москве,
• представление на рукоположение иеродиакона Нила (Скоронова) в иеромонахи, а монаха Флавиана в иеродиаконы и 2-х послушников – в стихари;
• доверенность в банк казначею Сергию (Свешникову).
Все эти документы и рабочая записка преподобного Пимена, свидетельствуют о том, что он имел довольно разборчивый, «энергичный» почерк, писал достаточно грамотно для своего времени, но знаков препинания почти не ставил. Приведем текст рабочей записки в пунктуации оригинала:
«Милостивый государь Никита Ильич Прошу написать донесение в консисторию что по назначению Коломенского землемера исследование по сему делу уже было сего года 27-го июня При сем прилагаю бумагу землемера и донесение свяще<нника> Иоанна <нрзб.> П. С<инодальному> управлению
И. <еромонах> Пимен
1853 года
августа 13»
Рабочая записка преподобного Пимена (тогда еще иеромонаха) написана епархиальному чиновнику Никите Ильичу, много лет занимавшемуся земельными вопросами. Дело касалось подтопления лугов, принадлежавших крестьянам деревни Ванилово Бронницкого уезда, «мельничной водой Николо-Угрешского монастыря». К письму прилагался неоконченный черновик доклада митрополиту Московскому Филарету, написанный не рукой архимандрита Пимена.
До 1764 года деревня Ванилово принадлежала Николо-Угрешскому монастырю, потом при секуляризации монастырских земель была пожалована графу А.Г. Орлову. После его смерти деревню унаследовала А.А. Орлова. В 1763 году по ревизской сказке в ней числилось 127 душ. Близ этой деревни в 55 верстах от монастыря на реке Нерской была монастырская мельница, которая находилась во владении монастыря по указу МДК от 22 июня 1730 года. В 1763 году мельница была передана Коломенскому архиерейскому дому. С 1796 года угрешский игумен Ионафан вел обширную переписку с казенной палатой и МДК о возвращении мельницы, которая перешла к Ново-Голутвину монастырю. Хлопоты Ионафана в конце концов увенчались успехом: 15 июля 1800 года Коломенский уездный суд решил дело в пользу Угрешского монастыря: мельница вернулась в его владение и в последующие годы сдавалась в аренду.
Недостаточная пропускная способность мельничной плотины, видимо, и стала причиной подтопления крестьянских сенокосов летом 1853 года после обильных дождей. Коломенский уездный землемер Дагаров направил 18 июня 1853 года монастырь отношение с требованием командировать депутата для решения возникших проблем. Бумаги тогда шли по почте не менее недели. Сразу после получения отношения о. Пимен исполнил требование, поручив разобраться в деле священнику Иоанну. В записке говорится, что «исследование по сему делу уже было сего года 27-го июня». Крестьянам для покоса предоставили монастырские луга. Сложный вопрос был решен преподобным в максимально короткие сроки, тогда как указ духовной консистории на этот счет вышел только 23 июля, а до Угреши дошел лишь 12 августа 1853 года. Если бы о. Пимен помедлил до этой даты, крестьяне могли бы остаться без сена и понести значительные убытки. Формально дело было урегулировано только в ноябре-декабре 1853 года. Таковы были бюрократические процедуры того времени.

       2. Мирские имена настоятелей

При исследовании по записке прп. Пимена найден документ, позволяющий установить правильную фамилию архимандрита Нила, управлявшего обителью в 1880-1893 годах. Это запрос при поступлении его в монастырь о свидетельстве, что «купеческий сын Николай Лукин Скоронов холост и до настоящего времени в браке не состоял». Фамилия Скоронов весьма редкая. В многочисленных ранее известных документах времени послушничества будущий архимандрит упоминался как Николай Лукин. Такова была традиция: фамилии употреблялись редко не только в общении между насельниками, но даже и в официальных документах, например, в ежегодных ведомостях о монашествующих. Чаще всего ограничивались именем и отчеством. Разумеется, для служения на монашеском поприще мирское имя особого значения не имеет, но его знание необходимо для исследований.
Журналы исходящих документов обители за 1833-1843 годы помогли уточнить мирское имя угрешского постриженника архимандрита Галактиона, наместника Саввино-Сторожевского монастыря в 1856-1887 годах, много сделавшего для процветания этой обители. В документах Николо-Угрешского монастыря времени его послушничества он значился как Егор Егоров, а в «Воспоминаниях архимандрита Пимена» как Егор Егорович. В исходящем журнале найдена отметка о получении письма от 3 апреля 1840 года об оплате Егором Егоровым Апаршиным стоимости гербовой бумаги для оформления его в братство монастыря. В журнале сохранилась также запись о выдаче в середине января 1840 года ему увольнительной записки для поездки во Владимир по монастырским нуждам. По «Воспоминаниям архимандрита Пимена», Егор Егорович тогда ездил нанимать искусных каменщиков для восстановления Никольского собора. Октябрем 1843 года помечено прошение Егора Егорова о постриге. О себе он писал, что происходит из московских цеховых (то есть ремесленников), от роду ему 31 год, не женат. 24 апреля 1840 год он был уволен из Московского цехового общества и принят в Угрешский монастырь. Однако, как помечено в исходящем журнале за 1844-1849 годы, представление на постриг Егора Егорова игумен Иларий подписал только 8 июня 1844 года, а пострижен с именем Галактион он был 10 июня 1844 года, возведен в сан иеродиакона 18 марта 1845 года. Уже 5 апреля 1846 года последовало представление на возведение в его сан иеромонаха, что и было осуществлено 24 апреля того же года. 4 февраля 1848 года иеромонах Галактион подал прошение о переводе в Саввино-Сторожевский монастырь. Игумен Иларий препятствий к переводу не нашёл, и в октябре 1848 года о. Галактион перебрался на новое место служения, но нередко бывал на Угреше, служил с архимандритом Пименом, который отзывался о нём очень тепло.
Исходящие журналы Николо-Угрешского монастыря за 1833-1843 годы содержат интересные сведения об игумене Израиле, лишенном сана, а впоследствии и монашества, за соучастие в крупной краже из ризницы обители 2 июля 1825 года. У него было изъяты и положены на хранение в духовную консисторию билеты Сохранной казны на сумму 58000 рублей. Позднее эти деньги весьма пригодились и были в основном истрачены на восстановление Николо-Угрешского монастыря. Так, 8 декабря 1843 года игумен Иларий направил в консисторию письмо о необходимости исправления обветшавшего иконостаса Никольского собора со сметой затрат в размере 12000 руб. и просьбой о благословении взять эту сумму из денег бывшего игумена Израиля. Ранее, в 1841 году, в суд было направлено требование о взыскании с него двух билетов Сохранной казны стоимостью 15000 руб. каждый. В этом требовании указано его мирское имя, которым он снова стал называться после лишения монашества – Иван Федоров. В данном случае «Федоров», скорее всего, отчество, а не фамилия.

       3. Криминальные происшествия в обители

Громкое ограбление ризницы 2 июля 1825 года было не единственным криминальным происшествием в обители. Кражи случались и раньше, и позже этой даты, но благодаря Богу, без жертв и ущерба здоровью насельников.
Так, 15 января 1789 года игумен Варнава направил в консисторию рапорт о похищении с образа Владимирской Богоматери жемчужного убруса и ожерелья. 27 декабря 1837 года во время утренней службы украли деньги, вещи и печать из кельи, где остановился строитель московского Успенского монастыря иеромонах Сергий.
В ночь с 24 на 25 августа 1862 года была ограблена беседка, что при настоятельских кельях. Пропало 2 больших ковра, 2 скатерти, 2 подушки и колокольчик. Пришедшие утром в монастырь богомолки рассказали, что видели на дороге двух человек с большими мешками. Послали работника на лошади, который нагнал одного из подозреваемых. Им оказался 18-летний крестьянин из Рузского уезда Карп Юдин. Он показал, что работал поденно в Москве и жил на Солянке в доме купца Комарова вместе с Московским мещанином Василием, фамилии которого не знает. Тот уговорил его поехать на богомолье в Николо-Угрешский монастырь и по дороге рассказал, что знает все в монастыре и хочет ограбить настоятельскую беседку, т.к. туда легко проникнуть и есть что взять. Василий и Карп приехали в монастырь вечером 23 августа и остановились в странноприимном доме. Целый день 24 августа они ходили по церквям и молились, а ночью Василий тайно пробрался в монастырь. Карп с ним не пошел и якобы даже не знал, где он. Украденных вещей при Карпе не было, но, видимо, он лукавил, так как богомолки видели двух человек с мешками. Вор влез в беседку через окно, не взламывая двери. По приметам, описанных Карпом, архимандрит Пимен узнал бывшего послушника монастыря Василия Смирнова, который за 2-3 года до происшествия покинул монастырь, а до этого жил в обители около года и ни в чем плохом замечен не был. Можно предположить, что грабитель с вещами пересел на какую-нибудь подводу и поехал в Москву уже без Карпа Юдина, которого втянул в воровское дело. Документов о результатах следствия нам обнаружить не удалось, но велика вероятность поимки вора, так как имелось много улик и свидетельских показаний.
В 1-ом часу ночи с 20 на 27 июня 1877 года из кельи, в которой остановился строитель коломенского Бобренева монастыря иеромонах Каллист, были украдены вещи: монастырская печать, золотые карманные часы на цепочке, медная посеребренная подставка для лампады. Келейник о. Каллиста спугнул вора, выпрыгнувшего в выходящее на пруд окно со 2-го этажа. Часть краденого преступник бросил, унес только вышеперечисленное. Второпях он оставил и свои вещи: синюю поддевку, картуз и железный шкворень, которым открывал окно. Иеромонах Каллист (Никифор Степанов) подвизался на Угреше в 1857-1873 годах и был здесь пострижен архимандритом Пименом. С 1873 года он настоятельствовал в Бобреневе монастыре, но часто приезжал на Угрешу. Результатов следствия по ограблению о. Каллиста в архивном деле нет, но, возможно, вора поймали, поскольку он оставил много вещественных улик, а полиция тогда работала весьма неплохо.

       4. Бунт монастырских крестьян в 1756 году

Игумен Илларион (Завалевич), управлявший Николо-Угрешским монастырем в 1753-1857 годах, был человеком умным и образованным: в 1743-1749 годах он преподавал пиитику в Славяно-греко-латинской академии, потом настоятельствовал в Николо-Перервинском монастыре. На Угреше при нем устроили часовню у святых ворот. Однако о. Иллариона отличало жесткое, доходящее до грубости и жестокости обращение с членами братии и крестьянами, что вызывало возмущение и тех и других. Так, в мае 1756 года монахи Иннокентий и Евагрий подали в духовную консисторию жалобу на него «о причинении им и другим монашествующим изнурений, обид и оскорблений».
Монастырские крестьяне зимой 1756 года взбунтовались. Причиной их нападений на монастырь были так называемые «несносные налоги»: урезание пашенной земли, сборы оброка и барщина сверх обыкновенного уровня, штрафы без вины, взятки и тому подобное. Жалоба крестьян в консисторию была составлена старостами деревень Кишкино, Михайлово и Денисьево Иваном Саввиновым, Степаном Никитиным и Иваном Афанасьевым. К жалобе был приложен полный реестр учиненных поборов. Такие же жалобы написали крестьяне деревень Капотня и Хонятино. Дело рассматривалось в консистории очень долго, а притеснения все продолжались, и в январе 1756 года начались беспорядки.
11 января денисьевский крестьянин Иван Афанасьев Горохов нанес побои находившемуся в монастыре копиисту МДК Александру Иванову, за что был наказан плетьми.
Крестьяне окрестных деревень не раз приходили к монастырю с упреками, освобождали находившихся там колодников. Игумен Илларион просил начальство срочно выслать отряд для обороны монастыря, так как нападавшие крестьяне не уходили и не слушали увещеваний. В монастырь прибыл отряд солдат с одним офицером.
29 января 1756 года к бушующим крестьянам вышел иеромонах Иосиф и с большим трудом сумел их успокоить. 30 января двух служителей монастыря Михаила и Ивана Козьминых отправили в кандалах в Московскую губернскую канцелярию. Они избили и едва не зарезали конюхов обители Якова Иванова и Федора Максимова. Публично грозились их убить. Офицер и солдаты задержали драчунов в их доме в Угрешской слободе.
В этот же день бушующие крестьяне, среди которых было много пьяных, грозились также убить игумена Иллариона. Пришлось солдатам палить из ружей в воздух. Только тогда толпа разошлась. Установленный таким образом «мир» грозил взорваться в любой день новыми беспорядками, но все обошлось без кровопролития.
В марте 1756 года жалобы наконец-то рассмотрели на полном Синодальном собрании и передали для разбирательства в московскую контору Священного Синода. Видимо, этот конфликт стал причиной перевода из Угреши в 1757 году игумена Иллариона в Ростовский Зачатьевский Яковлевский монастырь. На его преемников гнев крестьян не распространился.
Дело по жалобам крестьян на игумена Иллариона тянулось до 15 декабря 1760 года, когда указом МДК были установлены строгие суммы оброка – 1 рубль в год с ревизской души, время отработки барщины и строгое распределение пашенной земли.
Дело о бунте тянулось почти четыре года. Что и говорить: век спустя, когда монастырём управлял преподобный Пимен, подобные проблемы решались несравненно быстрее и эффективнее, поэтому и обитель процветала материально и духовно.


       Библиография

1. Благово Д.Д. Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря. Биографический очерк. – Николо-Угрешский монастырь, 1998.
2. Воспоминания архимандрита Пимена. – Николо-Угрешский монастырь, 2004.
3. РГАДА, ф. 1205, оп. 1, ед. хр. 31 л. 82 (записка прп. Пимена), ед. хр. 2а, 12, 27, 28, 30, 32, 34, 90, 109.
4. ЦИАМ, ф. 203, оп. 205.

Опубликовано в газете "Угрешские вести", 2008. №№ 36,37.


Рецензии
Интерсно на Ваших страницах. И хочу сказать - какая Вы труженица! Столько исследовать, и подробно дать описание тем! Спасибо. Желаю Вам всех благ.

Лена Браски   19.10.2008 16:25     Заявить о нарушении
Елена!

Спасибо за добрые отзывы о моих работах. Работа над такими статьями - действительно большой труд, и очень приятно, когда он не пропадает зря, а радует читателей, расширяет их кругозор, помогает ближе узнать наше прошлое, наших великих и малых поэтов.

Елена Николаевна

Елена Николаевна Егорова   19.10.2008 18:50   Заявить о нарушении