Скифская Ваза 2 часть. 4 глава

4

Русские и украинцы – это один народ,
а российское и украинское правительство – это другой народ
Михаил Задорнов

Такого правительства у нас ещё не было. Глядя на новый кабинет министров, создаётся впечатление, что ребята не совсем правильно поняли свои обязанности, а вернее совсем не поняли. По телевизору только и показывают, то Юля Владимировна вывела министров на каток, то вывезла их на природу, то они водят хороводы, то поют, то вспоминают о том, как здорово они стояли на Майдане. А главное, похоже, что Юля Владимировна сама уверена в том, что именно так страной и руководят, и всё бы у неё было хорошо, если бы не враги внутренние и внешние. Главные враги мадам Тимошенко это, конечно же, донецкие олигархи, у которых она уже пообещала отобрать три тысячи заводов. Кто-то из её министров увеличил цифру даже до тридцати тысяч, наверное, просто неправильно посчитал нули. Кое-где заводы уже начали отбирать, только, как оказалось, без ведома Юли Владимировны. Отличился новоиспечённый секретарь Совета Безопасности и кум нового президента Пётр Порошенко. У Порошенко с Тимошенко что-то сразу изначально не срослось, и, чувствую, миром это не кончится.
Смотрю программу новостей. Новости сейчас – не соскучишься. Вот, где-то в Полтавской области одни воры у других отбирают завод. Причём, и те и другие кричат об идеалах майдана и о поддержке Ющенко. Потом показали уже в который раз Юлю. Госпожа премьер в очередном новом платье и с неизменной косой, заплетённой вокруг головы, жаловалась на олигархов, то есть металлургов. Так и сказала: олигархи, то есть металлурги. Поведала всему народу Украины, как один из олигархов-металлургов, угрожал ей по телефону. И сразу вслед за этим показали интервью с вечным директором завода им. Ильича и героем Украины Владимиром Бойко. Владимир Семёнович пил чай и раздавал на орехи новой власти. Я вдруг подумал, что это именно он угрожал Юле Владимировне, а не Ахметов, как все сразу подумали. Слишком уж серьёзно и внушительно выглядел Бойко.
На работе у меня произошли изменения. Я теперь – начальник отдела. Это Чирков меня двигает. Он и раньше меня двигал, только раньше я этого не знал, и тупо верил в свои исключительные способности. Хотя, самоуничижением заниматься не буду. Кто я ему? Брат, кум, сват? Просто знакомый. А мало ли у него было знакомых? Но двигает почему-то меня, значит чем-то я лучше. Но это не главное, главное то, что теперь я могу себя чувствовать относительно свободно. Могу даже прийти утром на работу, провести оперативку и уйти по делам на целый день. По каким делам, никто не спрашивает.
Был обычный пасмурный февральский день. Я шёл по улице Щорса от физтеха в сторону университета. Знакомый маршрут, по которому я когда-то ходил каждый день. Погода дрянная, температура около нуля, снега немного, но в центре города всегда чуть теплее, и он тает. Короче: сырость и мерзость. Я ещё после нового года заметил, как потускнел наш город, будто бы мы действительно проиграли войну. На заборе надпись: «Донецким Киев не указ». Какая-то правда в этом есть, мы ещё не совсем проиграли, это по всей Украине власть оранжевая, а в Донецке власть осталась донецкая, они даже не осмелились прислать нам своего губернатора – назначили нейтрального Чупруна, который ещё при коммунистах был секретарём донецкого обкома. И дело не в том, проиграли мы, или нет, просто у людей пропала уверенность в завтрашнем дне.
Иду дальше, вижу новое граффити видимо тех же авторов: «Тарута, донецкие родиной не торгуют». Причём тут Тарута? Ага, вот же его центральный офис, через дорогу. Трёхэтажное белое здание Индустриального Союза Донбасса не выделялось особым шиком и не бросалось в глаза, но отличалось хорошим вкусом архитектуры. Для главного офиса одной из крупнейших частных компаний страны оно выглядело даже довольно скромно, и автомобили, стоявшие у порога не выдавали того, что в этом здании работают люди владеющие десятком металлургических заводов на Украине и за рубежом. Да и сам Тарута видимо был человеком весьма скромным, поскольку я даже не знал, как он выглядит. Ахметова мы все знаем, он смотрит на нас с плакатов и календарей, на фоне стоящегося суперстадиона, а вот донецкий №2 – человек-загадка. И чтобы это значило, на счёт торговли родиной?
Перейдя дорогу, я к своему удивлению увидел Чиркова. Он стоял на ступенях здания и беседовал с каким-то мужчиной – его ровесником. Привычного чирковского «Мерседеса» я поблизости не обнаружил, было похоже на то, что Андрей Николаевич пришёл сюда пешком. На Чиркове была какая-то тёмно-серая болоньевая куртка, его собеседник был вообще без тёплой одежды – только коричневый свитер под горло. Я подошёл к ним поближе.
- Вот, кстати, познакомься, - обратился Чирков к своему собеседнику, - мой приятель, тоже Сергей. Думаю, тебе также будет, о чём с ним поговорить.
Мы пожали друг другу руки. Я внимательней посмотрел на человека в коричневом свитере, которого также звали Сергеем. «Глаза добрые, как у детского врача», - вспомнил я. Он, правда, был похож на детского врача: плохо причёсанные тёмные волосы, очки в узкой металлической оправе, приветливое добродушное лицо.
- Можешь загадывать желание, - сказал он Чиркову, - ты стоишь между двух Сергеев.
- Хочу борща, - объявил Чирков.
- Нет проблем, - бодро заявил Сергей, - идём на кухню.
Сергей повернулся в сторону входа в здание и вопросительно посмотрел на меня.
- Молодой человек?
Я в нерешительности замер, и за меня ответил Чирков:
- Конечно, да.
И мы вошли в холл центрального офиса ИСД. Никакой особой роскоши я там не заметил, интерьер помещения соответствовал внешнему виду здания, но что-то особенное я почувствовал. Мы прошли по коридору в сторону столовой.
- Всё-таки ты зря переживаешь, - сказал Сергей Чиркову, - и вообще я тебя не понимаю, ты как гавно в проруби. Не в том смысле, что – гавно, а в том, что ты сам не знаешь, куда тебя вынесет.
Чирков пожал плечами и согласился:
- Не знаю, а зачем мне знать? Когда знаешь будущее, жить неинтересно.
Я понял, что было особенного в этом здании – будущее. Есть такие места, в которых очень хорошо ощущаешь будущее, в которых оно очень близко. К примеру, ботанический сад, планетарий – места, где собственно производится будущее. Вот наш родной физтех к таким местам не относится, а ИСД почему-то относится. Что ж, будущее и должно быть совсем не таким, каким мы его ожидаем.
- Вы, наверное, здесь производите будущее? – спросил я Сергея – по всему было видно, что он здесь местный.
Сергей довольно усмехнулся:
- Ха-ха, ха! Да, действительно, очень интересный собеседник.
Мы вошли в столовую.
- Девочки, вы нас накормите? – обратился Сергей к официанткам.
Официантки сначала растерялись, потом поспешно согласились и засуетились. Мы сели за стол.
- Так на чём мы остановились? – спросил Сергей Чиркова.
- На гавне в проруби, - пошутил Чирков.
- Да ну тебя, - махнул рукой Сергей.
- До этого ты сказал, что я зря переживаю, - уже серьёзно напомнил Чирков.
- Вот, - Сергей поднял указательный палец вверх, - Тимошенко – это, конечно, не подарок, но я думаю, Саша сумеет создать ей противовес. Всё-таки он сейчас представляет реальную президентскую власть.
- Не знаю, - задумался Чирков, - какой-то он хлипкий. Порошенко мог бы создать противовес, только зачем нам такой противовес нужен?
- А ты зря Зинченко недооцениваешь, - возразил Сергей, - он будет умнее всех остальных вместе взятых.
- Всех остальных, это всех двух? - шутя, переспросил Чирков.
- Ха-ха! – посмеялся Сергей, - всех двух. А хотя бы и всех двух. Больше сейчас и не надо.
- Сейчас другое надо, - возразил Чирков, - Саша в мирное время был бы первый парень на деревне, а сейчас война идёт, сейчас нужны не столько умные, сколько быстрые. Не успеет он.
- А мы поможем, - утвердительно заявил Сергей, - много ли от него требуется? Всего один раз повернуть Ющенко в нужном направлении.
- Пока Саша его повернёт, Юля его так наповорачивает, что…
- Посмотрим, думаю, хуже всё равно уже не будет. Лучше, может быть. А ты Серёжа, как думаешь?
- По-моему, уже хуже, - ответил я, - цены выросли, в стране – бардак, уверенности в завтрашнем дне никакой.
- Значит, ты бы хотел, чтоб всё было по старому? – рассудил Сергей.
Я согласился.
- А когда же будущее создавать? – спросил он.
- Оно и так создаётся.
- Э не, - Сергей покачал указательным пальцем, - само ничего не создаётся. Если будущее не создавать, мы так навсегда и застрянем в настоящем. А потому я считаю, что Майдан был необходим. Я не пойму только, почему Андрей со мной не согласен?
- Я вообще не даю никаких качественных оценок, - заметил в ответ Чирков, - необходима ли зима? Или необходима ли Луна? А была ли от Майдана польза? Шульгину, к примеру, никакой, тебе, наверное, была, мне всё равно. И вообще, сейчас мы с тобой начнём говорить о народе и испортим себе аппетит.
Аппетит мы себе не испортили, потому что как раз в этот момент нам принесли борщ, и какое-то время мы вообще не разговаривали, а с удовольствием потребляли первое. Борщ был вкусным, даже не хуже, чем тот, что готовит моя Марина. Представляю, с каким удовольствием его ел Чирков, у которого жена готовить не умела, а теперь и вовсе нет никакой жены. Он, наверное, только из-за борща с этим Сергеем и дружит. Странный какой-то тип этот Сергей: живёт в Донецке, а поддерживает оранжевых. Видать – интеллигент. Хотя, работает в ИСД, значит, не совсем интеллигент. Интересно, кем он тут работает? На менеджера не похож, может, вообще, какой-нибудь водитель, или электрик? Нет, точно не водитель и не электрик, видно же невооружённым глазом, что умный человек. Наверное, инженер, как и я, а, может, даже и врач. Может же в ИСД быть свой врач, вдруг кому-то из руководства помощь понадобится, а скорая пока приедет?
- Ты скажи, что это все сейчас археологией увлеклись? – спросил Чирков Сергея, едва опустошив тарелку.
- Все это кто? – переспросил Сергей, - Ющенко что ли?
- Да не только Ющенко, Задорнов, к примеру, уже второй раз в Триполье приезжает, в Аркаиме побывал.
Сергей с интересом посмотрел на Чиркова, я тоже.
- Никак Скифскую Вазу ищете? – хитро спросил Чирков.
Я увидел, как изменилось лицо Сергея. Последняя фраза Чиркова была для него хоть и ожидаемой, но всё равно заставила задуматься.
- А ты её как будто не ищешь? – наконец произнёс он.
- Ну, я-то всю жизнь что-то ищу, - ответил Чирков.
- Кстати, смотрел твою «Охоту на цунами». Впечатляет, - попытался сменить тему Сергей, но потом видимо посчитал такой ход толи бестактным, толи проявлением слабости. – Значит, Скифская Ваза? Ищем, ищем, конечно же. А что нам ещё делать, ты же видишь, куда мир катится?
- Туда, куда и всегда, - равнодушно произнёс Чирков.
- Да, только сейчас мы, похоже, докатились до последней черты. Боюсь, что даже если мы срочно начнём что-то менять, то всё равно ничего не сделаем. Тут, как говориться, обычными вооружениями уже не спасёшься.
- Поэтому вся надежда на Скифскую Вазу?
- И на неё, в том числе. Сейчас любую возможность надо использовать. Ты, конечно, у нас – оптимистический оптимист на счёт человечества, а я, знаешь ли, не хочу терять будущее, я его один раз уже потерял.
И в глазах Сергея появилась какая-то бесконечная грусть. Мне даже стало жалко его, но тут принесли второе.
- В этом вся и проблема, - произнёс Чирков, - в том, что у всех разные представления о будущем. Одни хотят создавать одно будущее, другие другое, а третьим и в настоящем живётся неплохо.
- Вот поэтому народ и стоял на Майдане, - заметил Сергей, - народ хотел будущего.
- А те, кто не хотел? Ты их спросил, почему они хотели остаться в настоящем?
- В настоящем нельзя оставаться бесконечно долго, и ты это знаешь не хуже меня.
- А мы и не хотели оставаться в настоящем, - я наконец-то вклинился в разговор, - просто мы хотели другого будущего.
- И какого же будущего вы хотели? - Сергей внимательно и в то же время как-то снисходительно посмотрел на меня.
Я задумался. Сергей в этот момент торжествовал, но я нашёл, что ответить:
- Если ты смотрел фильм «Гостья из будущего»? – начал я.
- Да кто ж не смотрел фильм «Гостья из будущего»?! - весело ответил Сергей, и, задрав голову к верху, рассмеялся на манер робота Вертера: - А! А! А! И чего, спрашивается, ты голосовал за Януковича, если ты хочешь того же, что и я?!
- А чего, спрашивается, ты голосовал за Ющенко, если ты хочешь того же что и я? – ответил я вопросом на вопрос.
- Да уж, - задумчиво произнёс Сергей, - шарада какая-то получается. Что скажешь? – обратился он к Чиркову.
- А что тут говорить, все хотят есть бесплатное пирожное и летать над Москвой во флаере.
Ясно, что все. А почему тогда страна раскололась? Значит, хотеть одного и того же мало, надо ещё и чувствовать одинаково. Ведь очевидно, что на востоке и на западе Украины на одни и те же вещи смотрели совершенно по-разному. Видели все одно и то же, хотели по большому счёту одного и того же, но выводы делали совершенно противоположные. Вот, взять хотя бы того же Сергея – умный человек, во многом похож на меня, любит то же, что я, хочет того же, а в чём-то главном со мной расходится. Или это не главное?
Пока мы доедали обед, Сергею позвонили. Как я понял, за ним должны были с минуты на минуту заехать. Мы встали из-за стола и направились к выходу.
- Слушай, Андрей, ты ничего не слышал из компетентных источников о судьбе Грааля? – поинтересовался Сергей, когда мы выходили на улицу, - говорят, американцы его у немцев во время войны перехватили.
- Чёрта лысого они перехватили, - ответил Чирков, - я имею в виду Оппенгеймера.
- А он что был лысым?
- А хрен его знает. Старый еврей, всю жизнь работал с радиоактивными материалами, каким же ему быть? Лысым, конечно. А Грааль вообще невозможно перехватить, это оружие очень глубокого порядка. Как и Скифская Ваза.
Дальше разговор у них пошёл настолько путаный, что я не всегда улавливал даже общий смысл. Говорилось о Чёрных Клобуках, охранявших Скифскую Вазу, об амазонках, которые жили в Донбассе тысячи лет назад, и по слухам, живут тут до сих пор. Упоминался Геракл, которому доводилось владеть Скифской Вазой. Обсуждалось принципиальное отличие Грааля от Камня Каабы. Потом Сергей посетовал на то, что кровь Христа смешали с кровью дракона, и поведал нам историю династии Меровингов – франкских королей, потомков Христа. На что Чирков заметил: «Ну, это все знают». Потом разговор вновь вернулся к последним украинским событиям, и Сергей отметил:
- Ринат – сильный мистик. Я бы даже поставил его на второе место, сразу после Тимошенко.
- Пожалуй, да, - согласился Чирков.
У Сергея снова зазвонил телефон. «Уже выезжаю», - ответил он.
Я только сейчас обратил внимание, что уже минут пять рядом с нами стоит чёрный «Хамер».
- Ну, что ж, до скорого, - сказал Сергей, - приятно было с вами пообщаться.
Он пожал нам с Чирковым руки и сел в «Хамер». Тяжёлый джип завёл мотор и не по массе изящно отъехал от бордюра. Мы проводили его взглядом.
- Ты так и не понял, кто это был? – спросил меня Чирков.
Только сейчас я и понял, кто это был.


О людях сильных и смелых
(Ирак, май 2003г)

Метью Донован намотал майку на голову и, развалившись на сидении, принялся гонять горячий воздух панамой. Сделать в сложившейся ситуации он ничего не мог, ему оставалось только надеяться на Антона и ждать, что тот исправит неполадку. Антон ковырялся в железках «Уазика» уже с полчаса, он то и дело появлялся в кабине, брал инструменты и снова скрывался за капотом. Донован смотрел на него раздетого до пояса, испачканного солидолом, спрашивал «как дела?» и слышал в ответ лишь: «Нормально».
- Знаем мы, какой ты археолог, - сказал капитан спецназа ГРУ Роман Минаков, - у нас самих таких археологов полно. На Лубянке.
- Думаю, не так много, - с лёгким акцентом ответил Донован, - иначе с вами был кто-то другой.
- Слышь, Антон, ну что там, заведёмся? – спросил Роман своего товарища.
- Хрен его знает, - отозвался Антон из-за открытого капота.
Майор Антон Никаноров был из рязанских десантников – здоровенный парень лет тридцати, прошедший Чечню. Капитан Минаков был его ровесником, ростом он был поменьше, но тоже довольно хорошо сложенный. К сопровождающему их английскому археологу они относились не без уважения, но всё-таки считали его чужим. Кто знает, что можно ожидать от этих «партнёров во имя мира» из НАТО?
- Слышь, Антон, а давай этот камень америкосам толкнём, представляешь, сколько они нам за него бабла отвалят?
- Ты сначала найди этот камень, - сделал замечание Антон.
- Да камень-то мы найдём, зря что ль с нами Индиана Джонс поехал? Правильно я говорю, мистер Донован?
Индианой Джонсом русские офицеры окрестили его практически сразу, очень уж подозрительно похожей была ситуация на сюжет известного фильма.
- Вообще-то – это не совсем камень, или даже – совсем не камень, - ответил мистер Донован. – Это – оружие, очень страшное оружие, и лучше вам будет отдать его в хорошие руки.
- Отдадим, не волнуйся, - добродушно произнёс Никаноров.
Похоже, у Антона что-то начало получаться, и настроение его улучшилось.
- Ром, покрути ключом, - попросил он Минакова.
Машина пару раз безрезультатно взвизгнула, потом что-то хлюпнуло, и когда Минаков покрутил ключом в третий раз, мотор завёлся.
- Аллах помог неверным! – довольно воскликнул Никаноров.
До места назначения добирались по пескам, определяя маршрут по карте. За рулём сидел Минаков, рядом с ним – археолог Донован, Никаноров со снятым с предохранителя автоматом сидел на заднем сиденье лишённого крыши вездехода и внимательно смотрел по сторонам. Никаких дорог, понятное дело к развалинам древнего города не вело. Да и о самом древнем городе мало кто знал. Жители ближайшего большого города Киркука мало интересовались археологией, а местные крестьяне относились к развалинам с суеверным страхом и старались обходить их десятой дорогой. Среди европейских учёных это место также популярностью не пользовалось, что было связано с некоторыми особенностями академической науки.
Когда до предполагаемого местонахождения древнего города оставалось не больше километра, Донован и Никаноров практически одновременно заметили торчащие из-за бархана рога вертолёта.
- Глуши мотор, - сказал Никаноров Минакову.
«Уазик» остановился.
- Я пойду – гляну, - сказал Минаков, беря бинокль.
Он стремительно и аккуратно добрался до вершины бархана и лёг там, навострив окуляры бинокля.
- Американцы, наверное, - предположил Никаноров.
Мистер Донован покивал головой и добавил: «Yes, very likely».
- Как думаешь, мистер Донован, они могут найти камень?
- Может быть. Но вертолёт ещё не взлетел, а у нас есть стингер.
- Это верно, - согласился Никаноров.
Вернулся Минаков. Лицо его было, если не перепуганное, то, по крайней мере, взволнованное.
- Антон! – крикнул он, подходя к автомобилю, - они там все – мёртвые!
Тревога пробежала по лицу Донована, но, если её и заметили офицеры, то приняли, как должное. Тем не менее, Метью подумал о самом страшном, что могло произойти.
- Господин Минаков, вы не разглядели, как именно они мёртвые?
Роман упёрся взглядом в лицо англичанина, пытаясь понять особенности англо-русского перевода.
- Вы не обратили внимания, на следы насильственной смерти? - попытался разъяснить суть вопроса Донован, - они были застрелены, или задушены?
- А, вот вы о чём? Нет, не думаю, что задушены, многие в крови, у некоторых вообще руки-ноги оторваны – видимо, гранатой, или бомбой.
У Донована отлегло от сердца.
- Думаю, нам надо посмотреть, - предложил он.
Никаноров уверенно кивнул головой и быстро выпрыгнул из машины.
Когда они все втроём подошли к вертолёту, то стало ясно, что американцы действительно были убиты неизвестным противником самым обычным способом, без применения древнего артефакта.
- Это же «Дельта», - прошептал удивлённый Никаноров, - кто же их так? И вертолёт разбомбили прямо на земле, чтоб не взлетел. Их убивали всех, чтобы никто не смог уйти.
Всего убитых американцев было человек тридцать. Все они лежали на песке перед руинами древнего строения. Похоже, что их убийцы прятались как раз в этих руинах. Два трупа находились в разорванной кабине вертолёта.
- Мистер Донован, вы подумали, что их мог убить Пламень Ашшурбанипала? – поинтересовался Минаков.
За всё время, что они были вместе, Донован впервые услышал это название. Оказывается, капитан Минаков знал, что они ищут.
- Yes, - немного подумав, ответил Метью, - у меня были опасения, теперь я вижу, что это не так. И, похоже, американцам не удалось завладеть им.
- Мог быть ещё один вертолёт, - предположил Никаноров.
- Не мог, - уверенно ответил Донован, - посмотрите на песок: есть только следы от приземления одного вертолёта.
- Камень в этих развалинах? – спросил Донована Минаков.
- Я думаю, что нет. Уже нет. Скорее всего, его унесли те, кто убил американцев.
- Может, всё-таки поищем, - предложил Никаноров, - вон то место, похоже, интенсивней всего обстреливалось.
Разгребать завалы пришлось в самое жаркое время суток, когда под палящим солнцем температура зашкаливает за пятьдесят. Но археолог Донован привык к работе на жаре, да и два русских офицера воспитывались не в институте благородных девиц. Прошло не очень много времени, когда под завалами был обнаружен человек.
- Вот он, их убийца.
В углублении между двумя древними плитами, под песком и щебнем лежало тело человека одетого в военную форму, напоминающую одеяние донских казаков. Только на окровавленной голове вместо фуражки с околышем у него был монашеский клобук.
- Чёрный казак, - тихо произнёс Минаков.
- Да, чёрный клобук, - подтвердил Донован, - в Ираке я их раньше никогда не встречал, значит, всё, действительно, очень серьёзно.
- Кто они? – поинтересовался несведущий в тайной истории Никаноров.
- Чёрные казаки – древний орден, - ответил Минаков, - я думал, это только легенда, теперь вижу, что они существуют.
- Их ещё называют чёрные клобуки, по головному убору, который они носят, - добавил Донован, - в некоторых ваших летописях говорится о них. Чёрные клобуки – хранители Скифской Вазы, принадлежавшей Гераклу и скифским царям. Двенадцать тысяч лет назад на Земле существовала древняя цивилизация, от которой нам и достались некоторые артефакты, в том числе и Пламень Ашшурбанипала – машина смерти.
Никаноров снял с головы панаму.
- Он же – русский, - тихо произнёс он.
Минаков и Донован также обнажили головы.
- Так его похоронить надо по-человечески, - предложил Минаков.
Донован покачал головой.
- Дело в том, что он – более русский, чем вы. Боюсь, вы не сможете похоронить его так, как того требуют традиции чёрных клобуков. Да и если по-человечески, то хоронить надо и американцев, а на это у нас не хватит сил.
- Я одного только не пойму, - произнёс Никаноров, - он что – один их всех завалил?
- Нет, почему один, - ответил Донован, - их было, как минимум двое. Да, скорее всего именно двое. Один прикрывал, вызвав огонь на себя, а второй в это время уносил Пламень Ашшурбанипала.
Майор Никаноров присел на корточки рядом с мёртвым телом и вгляделся в окровавленное лицо чёрного казака. Он осторожно потрогал рукой клобук и прикрыл бойцу веки.


Рецензии