Великий пост время духовной диеты

       


Великий Пост- это подготовка к Светлому Христову Воскресению, время отрешения от материальной стороны жизни и погружение в духовные глубины, время покаяния. Как утверждают церковные писания, Великий пост был установлен Апостолами в подражание Моисею и Иисусу Христу, которые постились в пустыне сорок дней.
Великий Пост - самый продолжительный из всех многодневных постов. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют каноническое название "святая четыредесятница". Седьмая, последняя неделя перед Пасхой - Страстная неделя, или Великая, отсюда и название поста.
О том, как поститься во время Великого поста (и во время других постов) написано в церковной богослужебной книге, которая называется Типикон (по-гречески) или Устав (по-церковнославянски). Типикон - это образец, к которому должны стремиться верующие. Это книга, в которой приведен вариант идеального, образцового Богослужения, поста, молитвы. К монахам Устав относится в полной мере.

По современному церковному уставу в Великий пост запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения - мяса, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, а в будние дни - и растительного масла. У наших предков список разрешенных к употреблению в Великий пост продуктов был гораздо обширнее, чем сейчас. Наибольшей строгостью отличались лишь первая - Федорова - и последняя - Страстная - недели. А между ними к столу подавались вместе с овощными и мучными блюдами "...икра осетровая, икра севрюжья, икра стерляжья... ксени (икра с мукою) осетровые, уха из пластей (часть рыбы, срезанная вдоль) леща, щуки, карася, осетрина вялая (вяленная), варенная под взваром, севрюжина вялая, варенная под взваром, стерляди живопросольные под взваром...". А еще десятки пирогов и караваев, блюд из овощей, грибов и, конечно же, каши. Соблюдать пост - вовсе не означает морить себя голодом. Даже без рыбы пища из растительных продуктов при достаточном их количестве дает чувство сытости; поэтому в народе говорили: " В год хлебородный пост не голодный".
«В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое - то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью...» - так аппетитно описывает постное меню наших прапрабабушек и прапрадедушек русский писатель Иван Шмелев в книге «Лето Господнее».
Создателями и хранителями многих секретов приготовления постной пищи были монастыри с их очень активной хозяйственной деятельностью. Отрезанное от мира, уединенное размещение их в тиши лесов и на берегах озер и рек побуждало к использованию в пищу всего, чем была богата окружающая природа, - грибов, ягод, орехов, меда. Подвижническим трудом на монастырских огородах и в садах выращивались разнообразные и очень редкие и ценные овощи, зелень, фрукты и ягоды. Таким образом, монастыри были первыми очагами не только духовной, но и гастрономической культуры. Именно монахи и монахини дали немало рецептов, вошедших впоследствии и в светские кулинарные книги, и в мирской обиход. Например, монастырский салат из фасоли. Полтора стакана фасоли сварить в подсоленной воде (если у вас мало времени, можно прибавить к воде чайную ложку без верха сахара), охладить. Добавить нарезанный кубиками 1 соленый огурец, яблоко, маленькую луковичку, чайную ложку горчицы, соль, перец, зелень петрушки, растительного масла.
Попробуйте приготовить монастырский шербет — пропустите через мясорубку равные порции чернослива, кураги, изюма, инжира и добавьте мёд. Это очень вкусно и питательно.
Некоторые благочестивые христиане во время поста предпочитают ничего не есть до трех часов дня по средам и пятницам. Особенно усердно положено поститься в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицу, а в Великую Пятницу - в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе, ничего не есть до вечера, а именно - до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино.

Первая седмица (неделя) Великого поста - по православной традиции, время особо усердной молитвы и говения, время наиболее строгого соблюдения поста, исключающего из рациона мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Монастырские уставы предписывают в эту седмицу даже не вкушать растительного масла. Так называемое сухоядение, когда пища не заваривается, не отваривается и уж тем более не жарится.
Есть можно только постную холодную пищу без масла, пить не подогретое питье. В прежние времена наиболее благочестивые люди в течение первого дня не ели и не пили вовсе; на второй день пили крещенскую или простую воду, ели просфоры, хлеб и соль; на третий день, кроме хлеба, можно было выпить отвар из сухофруктов; на четвертый день снова ели хлеб и пили воду; на пятый - варили коливо (кутью) - кашу из цельных зерен пшеницы, гороха или риса с добавлением меда, изюма или ягод (коливо освящалось в церкви после литургии в пятницу). В первые четыре дня не ели растительного масла, семечек, орехов и т.п. В субботу и воскресение разрешался обычный постный рацион с растительным маслом и вкушение пищи дважды.

Крестопоклонная неделя - третья неделя поста и посвящена она Кресту Христову. По традиции в это время пекли обрядовые хлебцы. Затем стали выпекать печенья - крестцы. В них для каждого члена семьи запекали зерна злаков или монеты. Тот, кому выпадал крестик с запеченными зернами, по поверью, должен был сохранять его до посевной и бросать на пашню первую горсть зерен, чтобы урожай был богатым.
Попробуйте: рецепт печенья «Крестцы»
o мука 6 стаканов
o крахмал 2 стакана
o растительное масло 1 стакан
o сода 1 ч. л.
o кипяченая вода 1,5 стакана
o сахар 2 стакана
o уксус 1 ст. л.
o соль по вкусу
o изюм без косточек для украшения
Муку смешать с крахмалом и маслом до образования клейкой массы. Соду погасить уксусом, немного посолить и ввести в тесто. Добавить воду и сахар, перемешать. Тесто не должно приставать к рукам. Раскатать, нарезать полосками и слепить в форме крестов. "Перекладины" украсить изюмом, выпекать в разогретой духовке при 220 градусов 15 минут.
Как правило, на время Великого поста приходится Праздник Благовещения (7 апреля). Этот день посвящен вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени станет она матерью Спасителя Человечества. По народному поверью, Благовещение самый большой праздник на небесах, на земле и в аду (грешников в этот день, как и на Пасху, не мучают). Считается большим грехом выполнять какие-либо работы: девица косы не заплетает, птица гнезда не вьет; кукушка за то без гнезда осталась, что на Благовещение завила. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло, если совпадает со средой или пятницей. По традиции на Благовещение пекли жаворонков.
Если хотите, чтобы получилась вкусная булочка в форме птички, надо замесить муку с разведенными в чуть теплой воде дрожжами, прибавить сахара, постного масла, ванили. Можно прибавить в тесто немного морковного сока. Вымесить, дать хорошенько подняться, потом разделить тесто на полоски и каждую полоску раскатать, чтобы получился маленький валик. Каждый валик надо завязать узлом, одному концу придать форму головки с защепленным клювиком, а другой конец надрезать ножом, чтобы из него получился птичий хвостик. Вставить две изюминки для глаз, посыпать сахаром и поместить в духовку.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье.
Праздник отмечается в воскресный день за неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим - главный город Святой Земли - накануне Его Крестных страданий.
Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествующий Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой). В Лазареву субботу Церковь разрешает употреблять в пищу, кроме постных блюд, еще и рыбную икру, а в праздник Входа Господня в Иерусалим - также и саму рыбу.

Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется Церковью Страстной седмицей. В это время вспоминают события последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестную смерть, готовясь стать сопричастниками великой радости Светлого Христова Воскресения. На Страстной седмице - понедельник, вторник, среда - сухоядение; Великий Четверг - разрешается елей и вино.
Из всех дней последней седмицы выделяется Великий, Страстной, или Чистый Четверг, Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в честь Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день Иудейской Пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб, и, раздавая ученикам, сказал: "Сие есть Тело Мое". А, взяв чашу, подал им со словами: "Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Поэтому большое значение придавали четверговому хлебу. В Великий Четверг пекли куличи и красили яйца.
В Великую Пятницу - строжайший пост (немощные или пожилые, которые не могут весь день не есть, вкушают немного после захода солнца).
В Великую Субботу разрешается употребление вина, но запрещается елей (растительное масло). Чистое некрепленое виноградное вино с водой (раньше по-другому и не пили) мыслится как пища более постная, нежели елей. Вино, подразумеваемое Уставом, есть средство отнюдь не опьяняющее, а укрепляющее.
Страстная неделя завершается торжественным празднованием Пасхи - Светлым Христовым Воскресением ("Великодень"). На Пасху христосуются - целуются со словами: "Христос воскресе!" В ответ говорят: "Воистину воскресе!" С Великой Субботы после литургии освящаются в церкви "пасха" - небольшая конусообразная горка сладкого творога с изюмом, высокий пасхальный кулич из сдобного теста и яйца - ими разговляются в воскресение после заутрени. В южных губерниях "пасхой" называли кулич. Судя по тексту Евангелия, та пасха, которую ел Спаситель с учениками своими, представляла собою сдобный хлеб, то есть по-нашему кулич, но не творог.

Пост, в представлении Церкви, не является неизменной догмой, в которой главное - слепое подчинение правилам. "Мы - не телоубийцы, а грехоубийцы, то есть мы должны ненавидеть не свое тело, а грехи, и именно с ними бороться всеми средствами, в том числе и телесным воздержанием» - говорят святые отцы Церкви. В пост можно входить постепенно, для постящегося впервые предусмотрены различные послабления. Пожилые, больные люди, дети и беременные женщины вообще могут освобождаться от строгого поста. Можно не поститься путешественникам и военным. Правда сегодня туристам-путешественникам приходится вовсе не так трудно, как ранее. Однако исключение из правил, несмотря на научно-технический прогресс, осталось, и те, кто попадает под определение "путешественника" смело во время пути могут пост и не соблюдать. Военные давно уже не носят латы и прочую громоздкую амуницию, но ограничения поста на современных солдат, тем не менее, тоже не распространяются. Но лучше, когда это ослабление поста происходит после совета с духовником, священником, у которого исповедуются. Такой пост принесет больше пользы, чем самый строгий, но взятый на себя по своему рассуждению. Тоже самое касается и здоровых людей, которые не едят во время Великого поста молочные продукты и рыбу, но не могут поститься по Уставу, вкушая пищу один или два раза в день и без растительного масла. Им тоже лучше посоветоваться с духовником. Потому что, кроме обычных постных продуктов (овощей, фруктов, всевозможных круп, бобовых, сухофруктов, орехов, грибов, мучных, выпечки), кому-то могут разрешить соевые соусы и сыры, соевое мясо, кофе, конфеты, кетчупы, что являются тоже постными продуктами, но более вкусными и не всем полезными и даже не всеми одобряемыми к употреблению.
Хотя и без соевых заменителей можно приготовить очень вкусные блюда - капустные оладьи, пельмени со свежей капустой, рагу из фасоли с картофелем, картофельные котлеты с черносливом, блины гречневые с грибами, с луком, пирожки.
Рецепты многих постных блюд пришли к нам со времен Крещения Руси. Некоторые из них имеют греческое или византийское происхождение. На Руси не записывали кулинарные рецепты, они передавались из дома в дом, из поколения в поколение.
В дни поста пекли пироги с грибами, маком, горохом, репой, ягодами, медом и яблоками. Рыбные пироги пекли с сигами, рыбными молоками. В пост делали оладьи, блины, хворост, причем блины не составляли принадлежности Масленицы, как теперь.
Икра осетра была роскошью, но паюсная икра была доступна даже беднякам. Ее заправляли уксусом, перцем и луком. Пекли икряные блины — икру взбивали, затем добавляли муку.
Во время постов во всех трактирах выбор блюд не отличался от тех, которые ели в монастырях. Народными блюдами были тюря, толокно и полевка.
Тюря — это исконно постное жидкое холодное блюдо. Основными компонентами тюри считаются хлеб и квас. Хлеб при этом должен быть свежим, мягким, обрезанным от корок и нарезанным мелкими кубиками. Квас должен быть кислым. В тюрю можно добавлять овощи, лучше натертые на терке. Тюря — типичное домашнее блюдо, ее съедают сразу после приготовления.
Толокно готовили из овса, которое выдерживали в течение ночи в русской печи. При этом мука, полученная из такого зерна, теряет способность образовывать клейковину, хорошо набухает в воде и быстро густеет. Толокно замешивают на кипяченой, немного подсоленной воде. Толокном обычно ужинали перед сном.
Полевка — жидкая похлебка, которую готовили из ржаной муки, а точнее, из ржаного теста — расчины. Расчину ставили накануне, затем добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук. Полевку заправляли луком, сушеными грибами, сельдью, вяленой рыбой.

 На первый взгляд кажется, что определить запретную пищу можно невооруженным взглядом. На самом деле это не так. Большинство жвачек, например, содержат желатин животного происхождения, а значит, попадают под постный запрет. Похожая картина с шоколадом, выпечкой и "быстрой едой".
Раньше в российских городах на все время Великого поста открывались Постные рынки. Вот что пишет об одном из таких рынков в "Лете Господнем" Иван Шмелев: "...Какой же великий торг! И синяя морошка, и черника - на постные пироги и кисели. А вон брусника, в ней яблочки. А вон капуста. Широкие кади на санях. А вот и огурцами потянуло, крепким и свежим духом, укропным, хренным. Играют золотые огурцы в рассоле, пляшут. Вылавливают их ковшами, с палками укропа, с листом смородинным, с дубовым, с хренком...
А вон соленье: антоновка, морошка, крыжовник, слива в кадках... Квас всякий - хлебный, кислощекий, солодовый, бражный, давний - с имбирем...
А вот и медовый ряд. Пахнет церковно, воском. А вот - варенье. А там - стопками ледяных тарелок - великопостный сахар, похожий налед зеленый, розовый, красный, лимонный..."
Правда, аппетитно? А ведь ничем экзотическим на этих рынках не торговали, все наше, родное - редька, капуста, огурцы... Сейчас, с появлением в наших магазинах авокадо, лука-порея, брюссельской капусты и всевозможных морепродуктов, которые, кстати, считаются постной пищей, вариантов постного меню не сосчитать.
Из всего сказанного понятно, что во время Великого Поста нужно, безусловно, воздерживаться от мяса, молочных продуктов, рыбы (она разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы; в Лазареву Субботу разрешается рыбная икра), крепких спиртных напитков. Хорошо воздерживаться от острых приправ и шоколада. В отношении количества пищи тоже должна быть мера, которая у каждого своя.
Церковь постоянно подчеркивает, что пост должен быть не только телесным, но и духовным. Это время покаяния и молитвы. Без них пост становится всего лишь диетой.

Так что тем, кто сомневается, соблюдать пост или нет, советую: попробуйте, ведь как говорится, если хотите, чтобы молитва ваша долетела к Богу, то дайте ей два крыла - милостыню и пост.


Рецензии